Отчет по результатам самообследования 1 часть - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

Отчет по результатам самообследования 1 часть

Сведения об образовательной организации > Документы

Отчёт по результатам самообследования

Областного государственного казённого общеобразовательного учреждения
" Измайловская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

за 2018-2019 учебный год

1. Информационная справка

Администрация ОГКОУ Измайловской ШИ.

1.Директор.
Лазарева Наталья Борисовна.
Контактный телефон: (8422- 253) 54-2-16.
Адрес электронной почты: koushism@mail.ru
2.Заместители директора:
Игошкина Наталья Николаевна – заместитель по учебно-воспитательной работе,
контактный телефон: (8422- 253) 54-2-16.

Алексеев Николай Николаевич – заместитель по административно-хозяйственной части, контактный телефон: (8422- 253) 54-2-16.

Основными формами координации деятельности членов администрации являются:

1. Совещание при директоре 1 раз в месяц.
2. Совещание при заместителе директора по УВР 1 раз в месяц.
3. Оперативные совещания – 1 раз в неделю.
4. Проверка документации 1 раз в четверть.
5. Общешкольные собрания 2 раза в год, классные родительские собрания 1 раз в
четверть.
6. ПМПк – 1 раз в месяц.
7. Заседание совета профилактики 1 раз в неделю.

2. Анализ образовательной деятельности

2.1. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного
Учреждения ОГКОУ Измайловской ШИ.

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными здоровья. СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015. № 26;
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
5. Устав ОГКОУ Измайловской ШИ
6. Локальные акты  ОГКОУ Измайловской ШИ.


2.2. Формы и программы обучения

Стратегия образовательного учреждения определена подготовкой детей с
интеллектуальными нарушениями к успешной интеграции в общество, социальной  адаптации.
Реализуемый уровень образования: основное общее образование.
Обучение в школе-интернате носит поэтапный характер:
1 этап – (1 – 4 кл.) – начальное общее образование;
2 этап – (5 – 9 кл.) – основное общее образование.

Образовательное учреждение имеет право ведения образовательной деятельности
по следующим образовательным программам: адаптированные основные
общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью, 1 и 2 вариант (1 – 4 классы) (5 - 9 классы); программы специальных (коррекционных) программы профессионально-трудового обучения по направлениям  «Столярное дело», «Швейное дело». По окончании 9 класса выпускники сдают профильные экзамены по профессионально-трудовому обучению. Программы направлены на коррекцию недостатков умственного развития с использованием психолого-педагогического воздействия и лечебно-профилактических мероприятий.
  В 2018-2019 учебном  году  ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализовалось на начальной ступени обучения (1 – 4 класс).  Разработаны и реализуются рабочие программы в соответствии с ФГОС О УО (ИН)
и АООП на основной ступени в 5 классе. Обучение ведется по адаптированным основным образовательным программам (Вариант 1. Вариант 2)


Сроки реализации АООП составляет 9 лет. Расписание уроков соответствует
учебному плану и требованиям СанПиН. Образовательная деятельность по АООП (В1, В2) осуществляется в организации в очной и надомной формой обучения

Учебный план
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых
приспособлено к возможностям умственно-отсталых обучающихся, коррекционные часы, а также различные направления внеурочной деятельности.
Образовательная деятельность регламентируется «Адаптированной основной
общеобразовательной программой», ФЗ «Об образовании РФ» (273-ФЗ РФ 2012), ст. 28 пункт 6, часть 3; ст.79. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности №1015», Уставом ОГКОУ Измайловской ШИ, локальными актами.

Учебный план  ОГКОУ Измайловской ШИ сформирован в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26; на основе Приказа Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» и рекомендаций Министерства образования и науки  Ульяновской области на выполнение задач, определенных Уставом образовательной
организации.
     Учебный план был рассмотрен и утвержден на педагогическом совете, протокол  № 5 от 19.08.2018 г.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую образовательным учреждением.

На коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю; на внеурочную деятельность отводится 4 часа (всего направлений 4, поэтому каждому из них отведено по 1 часу).
Реализация программ учебных дисциплин (в т.ч. практической части программ)
составляет 100%.
Программы учебных дисциплин соответствуют уровню и направленности
образовательных программ, региональные требования при разработке предметов
вариативной части учебного плана соблюдены.

Учебный план ОГКОУ Измайловской ШИ, реализующего АООП (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения.

 Учебный план обучающихся с умеренной умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР включает общий учебный план и
индивидуальные учебные планы (ИУП), которые разрабатываются на основе специальной индивидуальной программы развития (СИПР).

  Индивидуальный учебный план (ИУП), содержит предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося

Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных  занятий. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины  (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.
Все используемые образовательные программы и учебные планы в 2018 году педагогами выполнены в полном объеме.
По окончании учебного года для учащихся 5 – 9 классов проводится летняя трудовая
практика. Итоговая аттестация для обучающихся 9 класса в 2019 году проводилась после
прохождения трудовой практики по профилю трудового обучения «Швейное дело» и «Столярное дело».
    На всех этапах обучения осуществляется комплексная реализация коррекционных мероприятий по физическому и психическому оздоровлению детей, устранение или  сглаживание специфических, индивидуальных нарушений в доступных для них видах деятельности. Обеспечена занятость обучающихся по интересам во второй половине дня и в
субботу – работают факультативы, спортивные секции. Занятия в  реабилитационных курсах дают возможность обучающимся организовать досуг, выбрать для себя интересный круг общения и обогатить свой социальный опыт.
   В школе-интернате создана служба психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которую вошли педагог-психолог, учитель-дефектолог, учителя-логопеды, социальный педагог, медицинские работники.

2.3. Продолжительность учебных занятий
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация.
Начало учебного года с 1 сентября. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − 4 урока
по 40 минут каждый), во втором полугодии - 4 урока по 40 минут каждый. Продолжительность урока во 2 –9 классах – 40 минут.
Продолжительность учебной недели для обучающихся 1-9 классов – 5 дней. Обучение проходит в одну смену. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Продолжительность учебного года в 1-м классе составляет 33 учебные недели, 2 – 9 класс – 34 учебных недели.

Между началом внеурочной деятельности и последним уроком организуется перерыв не менее 40 минут для отдыха обучающихся. Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, рукоделие, тихие игры, составляет не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов, и не более 1,5 часов в день – для остальных классов
. В 1-4 классах на внеурочную деятельность отводится по 4 часа, в 5-9 классах – по 4 часа в неделю. Предусмотрено круглосуточное пребывание детей в интернате.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы (в феврале месяце).


В течение 2018-2019 учебного года прибыло 6 человека, выбыло 2. По результатам Территориальной ПМПК 2 ученика в 2018-2019 учебном  году – изменение образовательного маршрута АООП УО варинат 1/АООП  УО вариант 2.

Наличие и комплектование классов по типам
В 2018-2019 учебном году в школе-интернате сформировано 7 классов: - начальная
школа - 3 класса, - основная школа: 4 класса. В начальной школе  из младших  классов 1 класс-комплект. В основной из старших классов  2 класса-комплекта.


Вывод: Количество детей за 2016-2019 учебные  года уменьшилось до 67 человек,   количество мальчиков и девочек уменьшилось в 2018-2019 учебном году. Количество представителей русской национальности увеличилось на 8%, количество представителей чувашкой национальности остается стабильным, количество представителей татарской национальности уменьшилось на 28 %.

Диагностика уровня воспитанности показывает стабильную положительную
динамику в развитии обучающихся. Стабильный уровень воспитанности обучающихся обеспечивается слаженной работой воспитателей и классных руководителей в рамках школьных целевых программ.
Удовлетворенность родительской общественности работой образовательного
учреждения в текущем году составила 99 %.

Охрана прав и законных интересов воспитанников
Работа осуществляется по направлениям: профилактика правонарушений
несовершеннолетних, охрана жизни и здоровья детей, социальная защита, пред упреждение прогулов, просветительская деятельность, работа с родителями.   Оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и успешной интеграции в общество. В планах находит отражение деятельность по формированию социальной компетентности обучающихся, которая является одним из условий успешной социализации в обществе.
Оказывается  социально- педагогическая  помощь обучающимся, педагогам, родителям и законным представителям в образовательном учреждении, которая направлена, в первую очередь, на создание комфорта и безопасности обучающегося, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических механизмов предупреждения негативных явлений в школе, семье, ближайшем окружении и других социумах, на помощь интеграции обучающегося в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении. Для обеспечения защиты прав и
законных интересов несовершеннолетних обучающихся проводятся  следующие мероприятия:  в сентябре составляется  паспортизация  классов   образовательного учреждения продолжается  данная  работа  в течении учебного года, а также проводится  социально – педагогическое исследование социальных и личностных проблем обучающихся всех возрастов.

Воспитание в школе-интернате реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.
В основе работы с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогического воздействия с учётом особенностей и уровня воспитанности ребёнка, а также условий его жизнедеятельности.
Социальный педагог проводит изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, выделяя обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживается тесная связь с родителями, медицинским работником школы-интерната, классными руководителями ,психиатром  ЦРБ, педагогом-психологом, администрацией школы-интерната, КПДН и ЗП, ПДН.
Деятельность социального педагога школы-интерната по вопросам профилактики правонарушений среди подростков реализуется согласно плану, утверждённому директором школы. Социальный педагог выполняет следующие функции:
1.Диагностическая и аналитическая- формирует банк данных «трудных» подростков и учащихся из неблагополучных и асоциальных семей, учёт динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время;
2.Социально-педагогическая помощь и поддержка в работе классных руководителей и воспитателей;
3.Коррекционная индивидуальная работа с «трудными детьми», с целью усиления позитивных влияний социальной среды.
4. Социально-профилактическая- установление доверительных отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;
5. Профориентационная работа среди несовершеннолетних.
Каковы основные причины беспризорности и правонарушений обучающихся специального коррекционного образовательного учреждения?
Среди основных причин беспризорности и правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:
• неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);
• недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с проблемами в развитии, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.);
• неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Эти факторы предопределяют неадекватные и неадаптивные формы поведения обучающихся с проблемами в развитии. Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами. преступлений.

На внутришкольном контроле не состоит никто .С этими детьми проводится большая работа, обеспечивающая коррекцию поведения, успеваемости, посещаемости. Тесно сотрудничаем с родителями, административными органами. Проводится работа по повышению правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения.
Анализируя работу социального педагога за  2018-2019 год можно выявить ряд проблем, которые возникают в процессе работы.
• Проблемы,связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков  в социальной среде;
• Проблемы связанные с неблагопочием семьи, нарушением прав ребёнка;
• Проблемы связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;
• Проблемы детей, которые не находят себе места в нормальном социуме;
• Проблемы тяжёлого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм, и , как следствие педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей.
Проведено – 30 заседаний совета профилактики школы-интерната. Заслушаны на совете профилактики школы 7 обучающихся за антиобщественное поведение (деяния). Рассматриваемые вопросы перечислены в Таблице 1, так же в таблице отмечено и количество рассмотренных административных (действий) нарушений со стороны обучающихся (неоднократные случаи одного о того же обучающегося) на совете профилактики в школы – (помесячно) из них

Статистика состоящих на профилактическом учёте в  ПДН обучающихся показывает, что несовершеннолетние подростки совершают антиобщественные
правонарушения (деяния) в период длительных летних каникул, находятся без контроля родителей.
Принимается решение Советом профилактики школы о привлечении всех
обучающихся школы – интернат во внеурочную деятельность в такие как: спортивные факультативы, творческие  реабилитационные курсы в образовательном учреждении. Таким образом, 100% обучающихся вовлечены в творческие кружки, спортивные факультативы в образовательном учреждении.
Обучающиеся занимаются внеурочной деятельностью в нескольких творческих
кружках. Совместно с педагогическим коллективом и  соцпедагогом ведется работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних подростков в соответствие с воспитательной системой школы, по специальной программе.
    Осуществляется систематический учет и контроль посещения учебных занятий
Обучающимися, проводится просветительская  работа в образовательном учреждении с родителями, законными представителями, педагогами по правовым вопросам и проблемам  социального воспитания
.

На внутришкольном учёте состоит семья Степановых, где воспитывается  Степанова Кристина.  Опекаемые  на начало года - 5 Семей, в них 5 учеников школы:  Охотин ,Николаев, Погодин, Мурылёва, Грошева Светлана. На конец года  под опекой осталось 4 семьи, выбыла Грошева Светлана.
Малоимущие -60% семей,  в них воспитываются 30 учеников.

В течение  года осуществлялся периодический патронаж семей, в которых воспитываются опекаемые дети, составлялись акты обследования ЖБУ  и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних. С опекунами проводились индивидуальные консультации. По результатам обследования выяснилось, что все  из перечисленных детей проживают в благоприятных условиях, которые соответствуют нормальному развитию, имеют назначенное пособие.
В течение  учебного года проводился ежедневный контроль посещаемости учеников, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями. В случае длительного отсутствия ученика социальный педагог, классный руководитель, воспитатель выезжали  по месту жительства обучающихся. С родителями велась большая профилактическая работа : Беседы, консультации, встречи с педагогами, инспекторами ПДН, передача данных по посещаемости в администрацию МО «Барышский район» для принятия мер административного характера к родителям.

В течение учебного года принимала активное участие в классных родительских
собраниях запланированными в воспитательных планах классных руководителей по следующим темам:
• 5,6-е классы «Здоровая семья – здоровый ребенок»
• 7,8-е классы «Реализация прав ребенка и ответственность родителей»
• 9-е классы «Главный труд – учеба»
Индивидуальные консультации, беседы с родителями и законными представителями по возникающим проблемам детско-родительских:
• «Как организовать досуг ребенка»;
• «Занятость обучающегося в свободное время»;
• «Проблема выбора друзей вашего несовершеннолетнего ребенка»;
• «Ответственность за нарушение закона (нахождение ребенка на улице после 22.00 без родителей)», «Контроль свободного времени ребенка».
• «Ваш ребенок – подросток», «Особенности подросткового возраста», «Откуда
берется ложь», «Почему они сквернословят?», «Вредные привычки. Как с ними бороться?»,
«Толерантность – норма жизни» и другие.
Соцпедагог тесно взаимодействует,  сотрудничает, и привлекает для совместных мероприятий с обучающимися ответственного секретаря КПДН и ЗП  администрации Барышского района, инспектора  ПДН. Проводит  совместно Советы профилактики в школе, групповые беседы с обучающимися 5-9 классов по темам:
- «Антиобщественное поведение (действия) в общественных местах несовершеннолетних простаков, ответственность и наказания за правонарушения». «Ответственность за употребление, распространение
наркотических веществ». «Не знание закона, не освобождает от ответственности».
Также соцпедагог сотрудничает с  отделом опеки и попечительства г. Барыша,
направляя по запросам отдела информации, справки, характеристики на обучающихся и опекунов. Обращаюсь в отдел опеки и попечительства по возникающим проблемами с обучающимися из числа опекаемых. Проводились консультации, индивидуальные беседы с опекунами. Детско –
родительские отношения в семье. Соблюдение внешнего вида подопечного (обучающегося) школьная и спортивная форма, соответствующая по размеру обувь, наличие школьных принадлежностей, верхняя одежа по сезону.
      На начало 2018-2019 учебного года  общее количество 63 семьи в образовательном учреждении из них 10 семей многодетных, что составляет из общего количества 14%.

Внеурочная деятельность.
     В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основная образовательная программа реализуется  в ОГКОУ Измайловской ШИ через учебный план и внеурочную деятельность.
           

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
        Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям  развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

Реализация внеурочной деятельности осуществляется через:
1.Систему общешкольных и классных воспитательных мероприятий  (план воспитательной работы школы-интерната  и класса).
2.Систему  реабилитационных курсов и  факультативов
3. Систему работы с семьями  обучающихся.
4. Систему взаимодействия с социальным окружением.
Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умеренной, тяжёлой или глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на:
• социально-эмоциональное,
•  спортивно-оздоровительное,
• творческое,
• нравственное,
• познавательное,
• общекультурное развитие
Внеурочная деятельность также направлена на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с разными людьми. Программа внеурочной деятельности  в нашей школе  включает  организацию и проведение специальных внеурочных мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся, таких как: конкурсы, выставки, игры, экскурсии, занятия в  реабилитационных курсах и факультативах  по интересам, творческие фестивали и соревнования ("веселые старты", олимпиады), праздники и другое. Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в СИПР.
  В  своей работе  мы используем  оптимизационную модель. В ее реализации принимают участие все педагогические работники нашего учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог,  учитель-логопед, воспитатели, библиотекарь и другие). Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.

Разработаны  программы в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
 духовно-нравственного развития и воспитания;
 формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
 сотрудничества с родителями.  
     Руководители  реабилитационных курсов, воспитатели  школы-интерната  разработали  рабочие программы внеурочной деятельности.
Духовно-нравственное направление развития  реализуется  через общешкольные мероприятия:  торжественные линейки , посвященные памятным датам нашей Родины; праздники, конкурсы, экскурсии, выставки,  библиотечные гостиные, классные часы,  игры-тренинги,
А также данное направление  реализуется через участия в факультативах:
«Азбука добра»,
«Уроки нравственности»,
«Мы и окружающий мир».
Общеинтеллектуальное направление реализуется  через    
 беседы «Ты хозяин в своём классе» (о бережном отношении к классу и учебным принадлежностям) ,
 конкурс рисунков «Все профессии важны»,
 викторину «Чтение – вот лучшее учение»,
 акцию «Ветеран живёт рядом» (изготовление открыток), а также в
 факультативы:  « Уроки нравственности», «Развивай-ка», «Азбука этикета».
Общекультурное направление реализуется через занятия в  факультативе «Волшебные краски», «Творческий труд»,, реабилитационных курсах:
«Наши руки не для скуки»( торцевание),
«Фантазёры» (работа с берестой),
«Сказочная страна» ( квилинг),
«Волшебная соломка»,
 «Весёлые нотки»
 Танцевальная студия «Элегия».
Спортивно – оздоровительное направление, реализуется через физкультурные праздники, викторины, дни здоровья, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры,   спортивные соревнования, тематические консультации для родителей.
            В рамках  данного направления запланированы  следующие мероприятия:
• Дни здоровья, игра – путешествие «Береги сам себя», конкурс рисунков «Азбука здоровья», инструктажи по технике безопасности и  пожарной безопасности;  
• беседа «О режиме дня», викторина «Правила  гигиены»,
• интерактивное занятие «Уроки безопасности» ,
 спортивный турнир «Веселые старты»,
  выставка поделок «Осенние посиделки»,
• игра по ПДД «Дорожные приключения  Бабы-Яги»,
• подвижные игры,
•  тематическая  игра «Что значит быть здоровым человеком».
    Формирование экологической культуры
Реализуется  через  такие формы как:
  праздник-презентация «Краски осени»,
 игровое занятие «Мы в ответе за тех, кого приручили»,
 беседа «В помощь пернатым друзьям»,
 викторина «Ребятам о зверятах»,  
 интерактивное занятие «Что окружает  нас дома? Что вокруг нас может быть   опасным?»,
     В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления  положена общественно – полезная деятельность:
- работа по озеленению класса;
- организация дежурства в классе, школе;
-  профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий;
-выставки поделок и детского творчества;
- трудовые десанты, субботники;
-участие в акциях;
- коллективное творческое дело
   Программа сотрудничества с семьей обучающегося   направлена на обеспечение взаимодействия специалистов  школы  и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи
Программа  включает в себя  консультации, тренинги, занятия, беседы, собрания, домашнее визитирование и другие мероприятия, направленные на:
• психологическую поддержку семьи;
• повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
• обеспечение участия семьи в   реализации СИПР;
• организацию регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;
• организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях.
     Внеурочная деятельность является одним из основных организационных механизмов реализации программы АООП ОУ, это обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Она определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём для каждого обучающегося или группы обучающихся.
Внеурочная деятельность также направлена на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с разными людьми.
В соответствии с методической темой, над которой работает педагогический коллектив школы-интерната на 2018-2019 г. была определена цель воспитательной работы –  создание благоприятной развивающей среды, способствующей успешной социальной адаптации, реабилитации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях современной жизни.
 Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-Воспитание у обучающихся качеств личности, позволяющих осуществить их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию.
-Выделение, осмысление, усвоение обучающимися социальных норм и правил поведения в обществе.
-Усиление воспитательной роли семьи.
-Развитие здоровьесберегающего пространства школы - интерната как ведущего фактора сохранения и закрепления здоровья воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни.
-Совершенствование системы методической работы и обеспечение подготовки педагогических кадров.
-Осуществление диагностики, анализа и координации деятельности классных руководителей,  воспитателей в организации воспитательного процесса.
Эти основные направления легли в основу перспективного и календарного планирования, как отдельных воспитателей, так и всей воспитательной системы в целом. В результате продолжена скоординированная работа всех звеньев воспитательного корпуса, направленная на формирование социально интегрированной личности.
Принципы и концепция воспитательной работы в школе-интернате направлены на  создание условий для разностороннего развития обучающихся через набор личностно-ориентированных воспитательных методик и технологий,  направленных на самореализацию школьника, способствующих развитию познавательного интереса, творческих способностей, умения находить необходимую информацию, приобретение твёрдой устойчивой жизненной позиции.
В 2018-2019 уч. году воспитательная работа осуществлялась в различных формах: психотренинги, воспитательские занятия, организация вечеров — досугов, спортивно-массовой работы.
Каждая из названных форм отработаны  воспитателями  с позиции коррекционной направленности и эффективности этой формы для конкретной возрастной группы и индивидуальных особенностях и предпочтениях воспитанников.
Проводимые воспитательные мероприятия решали задачу открытия возможностей и способностей каждого воспитанника как основы для развития механизма компенсации, по направлениям воспитательной деятельности.

Личностное развитие: воспитание моральных устоев личности, взаимоотношений в коллективе. В 2018-2019 г. классными руководителями, воспитателями были проведены следующие мероприятия:
тренинг «Познай себя», беседы «Давайте жить дружно», «Я и  другие», классные часы «Доброта спасёт мир», уроки Добра, акция для младших школьников «Мы ваши помошники», акция «Твори добро», благоустройство территории школы, операция «Помоги ближнему», операция «Зелёный патруль», акция «В мире книг», акция «Доброе слово и кошке приятно», «Пожелания другу», круглый стол «Мои хорошие поступки».
Охрана здоровья и физическое развитие: занятия спортом, правильное питание, проведение дней здоровья, спортивных праздников и фестивалей.
27 апреля 2018 года проводились  областные спортивные соревнования по лыжам-роллерам  в г. Ульяновске на стадионе «Заря», в мае проводились районные соревнования по легкой атлетике «Эстафета», где обучающийся 9 класса Дмитриев Максим занял 3-е место.   А также проводились в течение учебного года спортивные соревнования пот разным видам спорта, конкурс плакатов на тему: «Мы за здоровый образ жизни», проводились дни здоровья.
Основы жизнеобеспечения: формирование личности, ответственно относящейся к самой себе, окружающим, среде обитания, ориентированной на созидание и развитие.
Проведены: Разговор – откровение «Какой я?», беседа «Особенности психологического развития в подростковом возрасте», решение ситуативных задач «Я среди людей», беседа «Здоровье человека и влияющие на него факторы», беседа-рассуждение «Режим дня и здоровье подростка», беседа с элементами игры «Правильное питание-залог здоровья», деловая игра «Закон-основа безопасности», буклеты «Игры с огнём опасны»,  конкурс рисунков «Огонь наш друг и враг», беседа «Правила поведения при пожаре», беседа ««Пожарная безопасность», игра — путешествие «Чистота –залог здоровья», игра «Доктор Айболит», урок-игра «Режим дня школьника», спортивно-оздоровительная программа « В здоровом теле – здоровый дух», час общения «Береги здоровье смолоду»,  игра «Уроки Мойдодыра», час общения «Мы за здоровый образ жизни», тренинг «Учись быть здоровым», викторина «Спорт – это жизнь», беседа «Профилактика простудных заболеваний. Закаливание», круглый стол «Здоровье – это …..», беседа «Вредные привычки», игра-викторина «Быть здоровым – это модно» и др.
Основы социализации и общения:
Проведены: цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности»: «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», цикл классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» (1-4 классы): «Если добрый ты», « «Чужой беды не бывает», цикл классных часов, посвященных воспитанию обучающихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Что такое День Толерантности», встречи-беседы с людьми творческих профессий; «Мир доброты», читательская конференция по книгам детских авторов «Так поступать нельзя», конкурс рисунков «Радость в душе», ноябрь Конкурс рисунков, диспут «Добро и зло», аукцион хороших дел, познавательная беседа, тестирование «Мои ценности»
Трудовое воспитание: отношение к труду.
Проведены: викторина «В мире профессий», серия классных часов «Мой выбор», классные часы  «Профессии моих родителей», конкурс  «Какое дело тебе по душе», ролевые игры «Воспитатель – дежурный», проблемная ситуация «Что делать, когда дежурить отказываются?», шефская работа «Помоги малышам», «Поможем зимующим птицам», трудовые десанты «Чистый двор», выращивание и уход за рассадой, работа на пришкольном участке и др.
Творческое воображение. В 2018-2019 учебном году в школе – интернате прошли традиционные мероприятия:
1. День Знаний; День учителя; осенние праздники, Новый год; День защитника Отечества; 8 марта; «Последний звонок», День Победы; День защиты детей.
2. Общешкольное спортивные соревнования, эстафеты, дни здоровья, лыжные гонки, настольный теннис,  легкоатлетический кросс.  
     Большое внимание уделяется занятости обучающихся во второй половине дня,  во внеурочное время: занятость в реабилитационных курсах, факультативных занятиях, спортивных соревнованиях, организация самоподготовки и воспитательских часов, прогулки. Результатом отлаженной внеклассной работы является участие воспитанников учреждения в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях на районном, областном уровнях, результатом участия в которых являются грамоты, призы, благодарственные письма.
Реабилитационные курсы.
В течение отчётного периода воспитанники школы-интерната посещали следующие реабилитационные курсы, организованные в школе-интернате: вокальный «Звоночки», курс по декоративно-прикладному творчеству: «Чудная соломка», Волшебная береста», «Квилинг», «Фантазёры» ( работа с крупой), «Наши руки не для скуки»(работа со скорлупой и торцевание), «Ручная художественная вышивка», «Весёлый художник», «Творческий труд».
Факультативы познавательного направления: «Краеведение», «Развивай-ка», «Азбука добра», «Я познаю мир», «Азбука  этикета».
Факультатив спортивного направления: «ОФП»

Диагностика уровня воспитанности показывает стабильную положительную динамику в развитии обучающихся. Стабильный уровень воспитанности обучающихся обеспечивается слаженной работой воспитателей и классных руководителей в рамках школьных целевых программ.
Удовлетворенность родительской общественности работой образовательного
учреждения в текущем году составила 99 %.
Уровень воспитанности на конец учебного года составил 54%.

В среднем рост уровня воспитанности произошёл на 2%, данный результат обусловлен  систематическим включением всех воспитанников в систему воспитательной работы в разных её формах.
В текущем учебном году была проведена целая серия воспитательных мероприятий, которые решали задачу открытия возможностей и способностей каждого воспитанника как основы для развития механизма компенсации. Именно это позволило повысить уровень воспитанности детей.
В школе - интернате обучаются дети разного социального статуса. В связи с вышеизложенным формы работы с родителями носят разнообразный характер:
-индивидуальная работа с родителями (консультации, посещения на дому, приглашения на внеклассные мероприятия, вовлечение в коллективные творческие дела класса и школы, участие в управлении школой через работу в родительском комитете и т.д.);
-работа с родителями детей, проживающих в интернате в связи с отдалённостью проживания их родителей (переписка, телефонные сообщения, связь с главами местного самоуправления);
-работа с законными представителями детей, оставшихся без попечения родителей
Классными руководителями, педагогом-психологом ведётся диагностика уровня воспитанности детей и адаптационная работа. При этом учитывается:  
-положение ребенка в семье, в детском коллективе (социометрия дает возможность отслеживать окружение детей, его эмоциональные привязанности);
-процессы, происходящие в эмоциональной сфере обучающегося;
-самооценка ребёнка;
-особенности его характера и поведения;
-желание ребёнка самоутвердиться и т.п.
-Профориентационные диагностики обучающихся, которые проводит социальный педагог.
Проводились беседы, индивидуальные консультации с родителями, где давались рекомендации по  каждому ребенку, как с ним работать, как общаться, какой объем заданий он может получить.
Общие выводы и рекомендации.
Поставленные задачи на 2018 - 2019 учебный год, в основном, были выполнены.
Отмечена положительная динамика уровня воспитанности обучающихся по группам. Повысился профессиональный уровень воспитателей, классных руководителей.

Коррекционно-развивающая работа.

В Службу сопровождения входят педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальный педагог, медицинские работники образовательного учреждения.


Целью деятельности Службы является комплексное психолого-педагогическоесопровождение образовательного процесса в образовательном учреждении.
К основным задачам Службы относятся:
• Психолого-педагогическое сопровождение реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
• Проектирование и реализация программы коррекционной работы и курсов
коррекционно-развивающей области АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
осуществлялось в соответствие с утвержденными планами работы специалистов службы сопровождения.
Диагностическое направление деятельности включало обследование особенностей развития процессов речевой, познавательной, личностной и эмоционально - волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствие с планированием психолого-педагогической диагностики и по запросу обучающихся, педагогов, родителей (лиц их замещающих).
Диагностическое обследование проводилось с обучающимися при наличии
письменного согласия родителей (лиц их замещающих) на психолого педагогическое сопровождение. В психодиагностике применялось наблюдение за поведением обучающихся в различных видах деятельности (игра, общение, учеба, труд). Проводились беседа, опрос.
Применялись следующие психодиагностические методики:
Логопедическое обследование детей
 Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов»
 Прогрессивные матрицы Равена:
1. Стандартные прогрессивные матрицы (от 8 лет)
2. Цветные прогрессивные матрицы (4 – 8 лет)
 Семаго Н. Я. Семаго М. М. "Диагностический альбом для оценки развития
познавательной деятельности ребенка"
 Забрамная С.Д., Боровик О.В. «Практический материал для психолого – педагогического
обследования детей»
 Методика диагностики и коррекции конструктивной деятельности.
 Тест Э. Ландольта
 Методика измерения самооценки подростков Дембо – Рубинштейн
 Тест Векслера (ООО «Иматон»)
 Цветовой тест Люшера (ООО «Иматон»)
 Диагностика школьной адаптации:
1. Методика регистрации времени реакции
2. Анкета Лускановой. Методика определения школьной мотивации
3. Тест школьной тревожности Филлипса
4. Диагностика школьной тревожности А.М. Прихожан
5. Проективная социально – психологическая методика «Дерево с человечками»
6. Проективный тест личностных отношений социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики»
7. Опросник Л.М. Ковалевой для изучения особенностей адаптации первоклассников к школе.
 Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс, А. Дарки)
Осуществлялся подбор диагностических методик, анализ эффективности,
корректировка их применения по исследованию психофизических особенностей развития обучающихся с умеренной и тяжелой степенью выраженности интеллектуального недоразвития, с тяжелыми множественными нарушениями развития, с целью уточнения и расширения сведений об особенностях развития обучающихся и возможности определения направления коррекционно-педагогического воздействия, составления индивидуальных программ сопровождения.
С учетом индивидуальных особенностей психофизического развития обучающихся с нарушением интеллекта (трудности восприятия вербальной инструкции; нарушение концентрации внимания; деятельность по показу, совместно, по образцу; разные темпо-ритмические особенности деятельности и др.), диагностическая работа проводилась преимущественно в индивидуальной форме. Динамика эффективности психолого-педагогического сопровождения отслеживалась в результате повторной диагностики (заключительной по итогам учебного года или завершении цикла занятий) на основании результатов относительно себя: какими новыми базовыми учебными действиями овладел обучающийся за это время, какие новообразования в психической деятельности сформировались и т.д.
   Результаты диагностики, анализ динамики развития отражены в картах
индивидуального развития обучающихся.
Проводилось психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся в
соответствие с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов (педагог-психолог, учитель, учитель-логопед, врач-психиатр, социальный педагог, учитель -дефектолог). Разрабатывались комплексные психолого-педагогические программы сопровождения обучающихся, в рамках деятельности ПМПк образовательного учреждения.
   Деятельность ПМПк образовательного учреждения осуществлялась в соответствие с утвержденным годовым планом работы. На основании диагностики, в рамках программ комплексного сопровождения данных обучающихся, составлены индивидуальные коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы сопровождения. Ведется соответствующая отчетная документация ПМПк:
- педагогические характеристики;
-представления учителя – логопеда,
- врача – психиатра,
-педагога – психолога,
-социального педагога,
-учителя - дефектолога;
-карты развития обучающихся;
-листы динамического наблюдения в ходе сопровождения (учитель – логопед, педагог – психолог, учитель-дефектолог),
-программы индивидуально ориентированного комплексного
сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
- коррекционная психолого-педагогическая,
-логопедическая работа с обучающимися;
-протоколы заседаний,
-заключения ПМПк образовательного учреждения.
Отслеживание эффективности реализации программ сопровождения осуществляется в рамках деятельности ПМПк.
На ТПМПК было направлено 4 обучающихся по инициативе специалистов ПМПк (смена образовательной программы).
Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется по следующим
направлениям/программам сопровождения:
 Программы коррекционно-развивающих занятий, реализуемые учителями-
логопедами:
1) Программа логопедических занятий 1,2,3,4  классы (АООП 1 вариант).
2) Индивидуальные программы сопровождения (АООП 2 вариант).
 Программы курса коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» (внеурочная деятельность), реализуемые учителями-логопедами:
1) «Весёлые звуки» 1-2 класс (АООП 1 вариант).
2) «Альтернативная коммуникация» 1 класс (АООП 2 вариант).
3) «Альтернативная коммуникация» 2 класс (АООП 2 вариант).
4) «Занимательная логопедия» 3 класс (АООП 1 вариант).
5) «Альтернативная коммуникация» 3 класс (АООП 2 вариант).
6) «Пространство и время» 4 класс (АООП 1-2 вариант).
Учителями-логопедами проводится регулярная диагностика динамики  при формировании навыков устной и письменной речи со следующей периодичностью: в начале года, в конце года и промежуточная диагностика (по итогам первого полугодия).
Учителем-логопедом Бамбуровой М.В. было обследовано:
В мае 2019 года проводилось исследование состояния устной и письменной речи обучающихся.
Было обследовано:
Обучающихся 1 б класса  ___5__
Обучапющихся 2б класса ___2___
Обучающихся 3 б класса__2_____
Обучающихся  4 а  класса__2____
Учителем Горбатовой Т.А. было обследовано:
Обучающихся 5а в  классов__2_
Обучающихся  6а,  классов_5_
Обучающихся, обучающихся индивидуально  на дому_7_
 Программы, коррекционно- развивающих занятий, реализуемые учителем-
дефектологом:
1) «Альтернативная коммуникация» 1 - 3 класс (АООП 2 вариант).
2) «Играя, развиваемся и учимся» 1-3 класс (АООП 1 вариант).
3) «Путешествие» (развитие познавательных процессов) 1-3 класс (АООП 1 вариант).
4) «Сенсорное развитие» 1-3 класс (АООП 1 вариант).
5) «Развитие и коррекция познавательных процессов» 5 класс (АООП1- 2 вариант).
6) «Развитие пространственного мышления» 4 класс.
Итоговые результаты диагностического исследования умственного и сенсорного развития обучающихся педагога-дефектолога Костюниной Т.С..показало следующие данные:
4 человека – обучающиеся с достаточным уровнем успешности;
5 человек – обучающиеся со средним уровнем успешности;
50% обучающихся имеют низкий уровень временных представлений;
46%  обучающихся имеют низкий уровень сенсорного развития.
В обследовании приняло участие 13 человек
 Программы внеурочной деятельности, реализуемые учителем-дефектологом:
1) «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 3-4 класс.
2) Программа психокоррекционных занятий «Ступени» 5-7 класс.

Цель  психологического  сопровождения  участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности, обеспечение психологического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.    
   Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое.
Программы, коррекционно- развивающих занятий, реализуемые педагогом-
психологом:
1) Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа сопровождения «Игротека» 4 класс (АООП1- 2 вариант).
2) Развивающая психолого-педагогическая программа «Я и ты» 4 класс (АООП
1вариант).
3) Программа психокоррекционной работы с обучающимися по снижению уровня
агрессивности путём обучения навыкам адаптивного поведения «На пути доверия» 4 класс (АООП 1 вариант).
4) Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа сопровождения «Театр, в котором играют дети» 5-7 класс.
5) Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа сопровождения «Я пятиклассник» 5 класс.
6) Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа сопровождения по развитию эмоционально-волевой сферы «Радуюсь, смеюсь, огорчаюсь» 5-7 класс.
7) Психолого-педагогическая программа «Адаптация первоклассников».
8) Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Мы с тобой друзья».
9) Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Тропинка в страну общения» для обучающихся 2,3,4 класса.
10) Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Укрощение своего Я» (8-9 класс).
11) Психолого-педагогическая программа по снижению тревожности у подростков «Познай себя» (8-9 класс).
 Программы внеурочной деятельности, реализуемые педагогами-психологами:
1) «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 1-2 класс.
2) «Сенсорное развитие» 1-2 класс (АООП 2 вариант).
3) Программа психокоррекционных занятий «Живой песок» 5 класс.
4) Программа психокоррекционных занятий «Ступени» 5-7 класс.
5) Программа психокоррекционных занятий «Радуга настроения» 7 класс.
6) Развивающая психолого- педагогическая программа «Тропинка к своему Я»
(личностное развитие) 8-9 класс.
7) Развивающая психолого- педагогическая программа «Мой выбор» (профессиональное самоопределение) 8-9 класс.
Коррекционно-развивающие программы сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленные на коррекцию, развитие и разрешение возникающих трудностей в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, реализованы в полном объеме. Проведены индивидуально-ориентированные мониторинги динамики развития обучающихся, определены направления дальнейшего сопровождения, даны рекомендации родителям (законным представителя).
  Учитывая цели и задачи психологической службы, педагог-психолог в 2018-2019  учебном году вела свою работу по следующим направлениям:
1) Психологическое просвещение, как самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям.
2) Психологическая профилактика – работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
3) Психологическое консультирование – решение тех проблем, с которыми обращаются учащиеся, родители, педагоги.
4) Психодиагностика, как углубленное изучение внутреннего мира школьника.
5) Психокоррекция - устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника.
С целью определения путей обучения,, оказания психологической помощи в адаптации к новой социальной роли, новому педагогу, новому коллективу сверстников, формирования мотивов, побуждающих к учению, мною проводилась диагностика школьной мотивации с обучающимися  всех классов и вновь прибывших детей.  На основе анализа данных диагностики получены следующие результаты:

В октябре 2018 года и в мае 2019г  проводилась диагностика  по определению уровня адаптации вновь поступивших  обучающихся  к школе.
с  высоким уровнем адаптации
20-24 баллов    —  это обучающиеся, для которых характерна средняя степень адаптации
15-19 баллов    —  это обучающиеся, у которых внешняя мотивация преобладает над  внутренними потребностями (внешняя мотивация )
10-14 баллов    —  свидетельствуют о низкой школьной мотивации
ниже 10 баллов—свидетельствует о негативном отношении к школе
Было рекомендовано педагогам  по повышению уровня адаптации  вновь прибывших учеников проводить следующие мероприятия:
1. создание ситуаций успеха  в учебной и  внеучебной  сферах.
2. Наблюдение  за особенными  соц.контактами  ребенка.
3. Включение ребенка в классную и групповую  жизнь.
В январе  в школе  психологом  была проведена диагностическая работа по выявлению  показателей  психологической безопасности и комфортности образовательной среды.

Данные результаты диагностики  позволяют сделать вывод , что   в школе  на достаточном уровне  обеспечивается  психологическая безопасность и комфортность образовательной среды.
Проводилась диагностика адаптации обучающихся 5 класса при переходе в среднее звено. Были обследованы обучающиеся 5 класса в составе 2 человек. В результате диагностики было выявлено, что  учебная тревожность (по Филипсу) находится в норме, хотя  множество  проблем  возникает на момент адаптации  в среднем звене школы. В течении учебного года  систематически проводились совместные классные часы,  беседы, консультации  как с детьми так и с педагогами, работающими с ними.
Педагогом-психологом была проведена диагностическая работа  по профориентации  с учениками 9 класса в составе 7 человек  , работе были использованы следующие методики:
• Дифферинциально-диагностический опросник Климова (ДДО предпочтений)
• Анкета по изучению профессиональной направленности (Пряжникова)


Цель диагностики: выявление склонностей и интересов  к профессиям.


Диагностика по профориентации показала следующие результаты

 С родителями выпускников также проводилась консультационно-просветительская работа.  Целью этой работы было нацеливание родителей выпускников  и оказание им поддержки  при  выборе профессии и обязательном  продолжении образования  после  школы.
Осуществлялась психологическая поддержка учащихся сдающих экзамены  . с этой целью были проведены  групповые консультации  по темам:
• Как правильно  вести  себя на экзамене
• Что делать если вдруг забыл   ответ на вопрос
• Как помочь себе  успокоиться на экзамене
А  также  добавился   демонстрационный  материал на   стенде «Советы психолога» на  тему  предстоящих  экзаменов- советы  родителям выпускников, способы  для снятия  стрессового  состояния  перед экзаменом и т.д.
Систематически проводилась  работа по профилактике  вредных привычек-  беседы,  консультации, диагностические и коррекционные мероприятия.
Традиционно в школе  проводилась Неделя психологии.
Основная идея: познание внутреннего мира человека через анализ собственной деятельности и через общение с другими людьми.
В течение Недели проводился ряд мероприятий, направленных на самопознание и саморазвитие всех участников образовательного процесса.  
Цель: создание условий для формирования психологической культуры обучающихся и педагогов; улучшение психологического микроклимата в школе.
Задачи:
• расширить знания обучающихся и педагогов о науке психологии;
• развить самопознание школьников;
• способствовать личностному росту педагогов и учеников;
• развивать эрудицию, расширить кругозор;
• формировать учебную мотивацию и познавательные процессы у обучающихся.
Контингент: обучающиеся 5-9-х классов.
В проведении мероприятий было задействовано внеурочное время: перемены, классные часы,   занятия по психологии. Использованы разнообразные формы работы: БПИ, психологические акции, профориентационные и другие игры, развивающие занятия, психологический забор   . Безусловно, подобная форма работы сама по себе стимулирует самосознание ребенка, но через нее можно формировать также чувство ответственности за себя и свои действия, эмпатию, эмоциональную децентрацию и др.
Началась  Неделя   Психологии  с   акции  «Калейдоскоп  моего  настроения». Дети   отмечали  цветом  свое настроение  а потом мы все вместе  выкладывали  узор и составляли картину общешкольного настроения.  Цвет  узора  получился красно-желто-зеленый.  Преобладающий цвет-  красный,  что говорит о  радостном настроении. Психологическая акция «Следопыт» проводилась с учащимися 5-9 классов.   Наиболее организованнее, ответственнее  показали себя обучающиеся  8-9 кл.Они быстрее и правильнее собрали ответы на предложенные вопросы .  Наиболее активным был Аблаев Сергей. Эта игра-акция  проводится традиционно  ежегодно  на  Неделе психологии и является наиболее любимой у детей.  
Частью  мероприятий был Психологический забор. «Школьный психологический забор» никого не оставил равнодушным, к концу Недели пестрел высказываниями и пожеланиями учащихся. Какие они были разнообразные и оригинальные!
  Ежедневно  менялась тема забора.
1. ««Почему   занятия спортом это хорошо ?.» ….».  Дети  были в своих  высказываниях  недостаточно активны, делились опытом здорового образа жизни   не  все(наиболее активными были  обучающиеся 9, 6  и 5 классов). В  продолжение этой темы  учителем физкультуры  был проведен  спортивный праздник ««Малая  спортивная Олимпиада»  ». Участвовали в спортивных  состязаниях  сборные команды.
2. « Счастливые моменты моей жизни»
 в этой теме  дети высказывали все свои мысли о том что  такое счастье. Наиболее частый ответ- счастье это когда родные и близкие  живы и здоровы, когда  мир и нет войны.
3.  «Решалки -отгадалки»-   здесь дети отгадывали  загадки-обманки, решали интересные  кроссворды, выполняли различные логические задания.  Наиболее активные были Альбина Л.,  Аня  Б., Варя К., Дима М., Сергей А
Уже стала традиционной психологическая акция     «А вы это знали?».
Цель - развитие познавательного  интереса.  Проинформировать   обучающихся  о якобы общеизвестных  фактах  , таких например- Болит ли голова у дятла?  Правда ли что страусы  при опасности прячут голову в песок? Правда ли что быки ненавидят красный цвет?и  т.д.  Дети , желающие участвовать в этой акции,  подготовили необходимый материал и  ознакомили с этой интересной информацией всех  на общешкольной линейке.  Эта акция всем понравилась .
Всем понравилась акция  «Грызите сушку а не друг дружку». Те дети которые старались не конфликтовать получали сушку. Дети были активны.
Психологическая  акция ««Сюрпризы волшебной шкатулки »   любима детьми и ожидаема.  Дети с  удовольствием  читали  пожелания, некоторые  брали по несколько  штук. В этой  акции  принимали участие и  взрослый  коллектив школы.  
Анализируя   проведенные мероприятия, можно сделать  следующие выводы:
1.В Неделе Психологии принимали участие абсолютно все участники образовательного процесса школы- обучающиеся, педагоги, администрация школы.
2. Все мероприятия  были проведены  в соответствии с  методическими рекомендациями .
3.Цель и задачи, поставленные психологом, были реализованы полностью.
4.Все запланированные мероприятия проведены с учетом возраста и психофизических   особенностей обучающихся.
С целью профилактики отклоняющего поведения была проведена диагностическая работа по методики СОП  на предмет оценки склонности подростка к отклоняющему поведению среди подростков среднего и старшего звена. В итоге  определились  подростки   СОП –  7%  Наиболее  тревожный результат в 9классе. С  подростками в целях коррекции были проведены  тренинговые занятия, консультации, беседы на  предмет  ценности, важности  физического и психического здоровья.
В целях повышения  методических знаний педагог-психолог  принимала участие во  Всероссийском  конкуре « ВОПРОСИТА» и награждена  дипломами   
« Обучение детей с интеллектуальными нарушениями в соответствии с ФГОС».  29.12.2018 10:06  
«Обучение детей с интеллектуальными нарушениями в соответствии с ФГОС». 30.12.2018 10:06 мск. Лауреат  
«Как приучать ребенка к дисциплине». 17.01.2018 10:37 мск. Лауреат  
« Особенности организации работы с детьми по системе М. Монтессори» 16.01.2018   Победитель (II место)  
« Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» 18.04.2018  
      Победитель (II место)  
«  Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья» 16.01.2018  . Победитель (III место)  
В апреле  2019г  на базе нашей школы  проходил районный семинар  «Психолого-педагогическое  сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО». Я поделилась опытом работы  с коллегами психологами на тему «Учет психофизических особенностей обучающихся с  ОВЗ при составлении коррекционно-развивающих программ».  А также  провели совместно с учителем логопедом  интегрированное занятие «Путешествие в Буквоград».

Консультативная работа проводилась по запросам педагогического коллектива
(проведено 23 консультации), родителей (27 консультаций) и самих обучающихся (15 консультаций). Основная проблематика, затронутая в процессе консультирования, касалась особенностей воспитания и взаимоотношения в семье; адаптация обучающихся; особенности сопровождения учеников с тяжелыми множественными нарушениями развития; гармонизации и стабилизации психоэмоционального состояния участников образовательного
процесса; способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Работа с родителями (лицами их замещающими), со значимыми взрослыми для обучающегося направлена на повышение психологической компетентности родителей, оптимизацию детско-родительских отношений. Отмечается низкая мотивационная готовность родителей к продуктивному сотрудничеству (непосещение консультаций, невыполнение рекомендаций участников образовательного процесса, отсутствие интереса к школьной жизни своего ребенка). В рамках трансляции опыта реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в рамках консультативного центра, по запросу, проводились консультации для семей, проживающих на территории Ванинского района и воспитывающих детей с ОВЗ.
   В феврале 2019 г. проведены мастер – классы и консультации для педагогов  ОГКОУ Измайловской ШИ по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, в соответствие с ФГОС УО (ИН). Основная психологическая работа с педагогами включала в себя консультативную и психопрофилактическую деятельность. Проведены консультации в соответствии с запросами педагогического коллектива по направлениям: психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, рекомендации по работе с детьми с тревожным и агрессивно – демонстративным поведением; адаптация обучающегося в классном коллективе, работа с родителями.

Психопрофилактическая деятельность была направлена на повышение
психологической грамотности участников образовательного процесса, на формирования потребности в психологических знаниях и использовании их в интересах собственного развития.
   Организационно-методическая и экспертно-аналитическая деятельность проводилась в соответствие с годовым планированием. Был проведен подбор и анализ диагностических методик, изучалась психолого-педагогическая литература и методические пособия для составления коррекционных, развивающих психолого-педагогических программ сопровождения обучающихся с умственной отсталостью различной степени выраженности и учеников с тяжелыми множественными нарушениями развития; разрабатывалось
содержание направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в соответствие с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОГКОУ Измайловской ШИ.
  Своевременно оформлялась отчетная документация специалистов службы
сопровождения.
Профессиональные конкурсы помогают поддерживать престиж профессии, дают
новый импульс для совершенствования мастерства, к внедрению в практику новых интересных методов и технологий, развитию профессиональных компетенций. Поэтому специалисты службы сопровождения систематически принимают активное участие в различных конкурсах, областного, всероссийского уровня.
Анализ деятельности специалистов службы сопровождения позволяет сделать вывод о проведении эффективной работы сотрудников за 2018 2019 учебный  год.

Содержание и качество подготовки обучающихся.

  Сведения об освоении обучающимися образовательных программ
ОГКОУ Измайловской ШИ ориентируется на создание максимальных возможностей для удовлетворения особых образовательных потребностей и интересов обучающихся с ОВЗ.
  Результатом образовательной деятельности должны стать выпускники, мотивированные на позитивные ценности российского общества, способные к успешной социализации. Задачи, поставленные перед педагогическим коллективом по обучению и воспитанию обучающихся с нарушением интеллекта, реализовывались по Адаптированной основной общеобразовательной программе, направленной на коррекцию недостатков умственного развития методами педагогического воздействия и лечебно-профилактическими
мероприятиями. В течение 2018-2019 учебного года в школе осуществлялся педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества образовательных услуг, реализуемых в условиях учреждения и соответствующих требованиям предъявляемых государством, анализ уровня подготовленности выпускников по общеобразовательным предметам и проведению выпускного экзамена по профессионально-трудовому обучению; анализ деятельности педагогического коллектива с целью выявления недостатков в работе по организации образовательного процесса и выявления причин методических недоработок.

Результаты мониторинга сформированности БУД (3-4 классы)
Регулятивные БУД
Результаты диагностики ориентировки на заданную систему требований, умение
сознательно контролировать свои действия на высоком уровне показали из 3 обучающихся, 0%
Средний уровень –  1  человек 34% обучающихся демонстрируют недостаточно развитую ориентировку на систему требований, обусловленную недостаточным уровнем развития произвольности;
Низкий уровень регуляции действий показали - 2 человека - 66% обучающихся.
Личностные БУД
Результаты диагностики обучающихся 3-4 классов (3 человека) показали:
Высокий уровень – 0 чел.;
Средний уровень – 1 чел. 34%;
Низкий уровень – 2 чел. 66%.
Вывод: 100 % обучающихся имеют низкий уровень мотивации.
Познавательные БУД
Результаты диагностики обучающихся 3-4 классов (3 обучающихся) показали:
Средний уровень – 1 чел.34%
Низкий уровень –  2 чел.  66%.
Вывод:  все обучающиеся имеют отрицательный уровень мотивации, умение
определять, какая информация нужна для решения задачи, умение находить сходство и различие фактов и явлений, умение понимать смысл текста в целом (главную мысль).
Коммуникативные БУД
Результаты диагностики обучающихся 3-4 классов (3 обучающихся) показали:
Средний уровень – 2 человека 66%;
Низкий уровень – 1 человек 33%;
Вывод: 66 % умеют вступать в контакт, использовать принятые ритуалы общения,
сотрудничать со взрослым

Таким образом, степень обученности обучающихся (СОУ) соответствует минимальному и достаточному уровню усвоению знаний обучающихся с умственной отсталостью уровням (минимальный уровень – до 64% – простейшие умения и навыки (репродуктивный уровень, закрепленные способы применения знаний в практической деятельности);
достаточный уровень – до 100% – способность к общению, переносу установленных закономерностей в новой учебной и практической ситуации (обучающийся дает ответ на любой вопрос, решает любые задачи и примеры, которые ему могут быть предложены в соответствии с программными требованиями на данном этапе обучения).

Результативность успеваемости по  ОГКОУ Измайловской ШИ
                           по итогам 2018 – 2019 учебного года.
Оценивались знания  обучающихся 3-9 классов, 1 класс – безотметочное обучение.

   Анализ успеваемости обучающихся по четвертям показывает положительную динамику качества знаний обучающихся на конец учебного года: на конец года 1 ступень- 1 обучающийся обучался на «4 и 5» - 5,5%, 2 ступень – 3 обучающихся обучались на «4 и 5»- 6,6%. Качество на конец года – 6%%.
Выявлено по итогам оценки качества образования, что в 2018 году уровень
обученности составляет 100%, качество знаний обучающихся (средний показатель по школе) 49%, СОУ 56%. Качество знаний и уровень обученности обучающихся стабильны. Процент обученности обучающихся в различных классах остается стабильным с незначительными изменениями, ниже по математике и обществознанию. Однако, трудовые навыки данной категории формируются более успешно, что отражено в показателях таблицы.
   Ежегодно проводится входной, текущий и тоговый контроль в форме административных контрольных работ по русскому языку, математике и проверки техники чтения у обучающихся.

Из диаграмм  показателей по технике чтения  у обучающихся младших и старших классов видна положительная динамика  по сравнению с прошлым учебным годом и за три года.
По результатам анкетирования 2018 -2019 года выявлено, что количество родителей, удовлетворенных качеством образования в ОГКОУ  Измайловской ШИ , составляет 85%. Показателями качественной работы подтверждается независимой оценкой качества образования по разным показателям. С целью достижения заданного качества образования лиц с ОВЗ обновились содержание и технологии обучения. Индивидуализировались и дифференцировались процессы воспитания и обучения в соответствии с ФГОС О УО (ИН).
Принципы преемственности и непрерывности образования осуществлялись на всех ступенях.

Результаты экзаменов
В соответствии с приказом директора школы-интерната «Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов» и школьным «Положением о государственной итоговой аттестации по профессионально-трудовому обучению выпускников 9-х классов» к экзаменам были допущены ученики 9 класса, освоившие образовательные программы школы VIII вида и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана.
  На экзамене по профессионально-трудовому обучению проверялось соответствие
знаний выпускников требованиям программы, глубина и прочность полученных знаний, умение их применять в практической деятельности.
   Экзаменационные материалы по дисциплине «Столярное дело» и «Швейное
дело» разработан на основании требований к знаниям, умениям и навыкам
обучающихся, изложенных в базовых программах для СКОУ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Экзаменационные материалы для проведения практической экзаменационной работы и устного экзамена рассмотрены и приняты на заседании Методического  объединения и утверждены  педсоветом ОГКОУ Измайловской ШИ. Экзамен состоял из двух частей: практической работы и сдачи устного экзамена по
билетам. Из 7 выпускников школы допущены к экзаменам – 7.  

Результативность итогового экзамена выпускников учреждения в 2018-2019 учебном году отражена в таблице:


Сравнительный анализ экзаменов показывает стабильные результаты, качество знаний выпускников по профессионально-трудовому обучению – 53%.Из результатов таблицы и диаграммы следует,  что качество знаний по  столярному делу у выпускников повысилось   на 5%, по швейному делу качество знаний в 2019 году понизилось на 18%,.
Вывод, по результатам мониторинга у выпускников отмечается  положительная  динамика по столярному делу и отрицательная динамика по швейному делу Анализ образовательной деятельности свидетельствует о росте качества знаний
обучающихся, стабильных результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников, что дает возможность дальнейшей самореализации.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню