Выступление Коротковой Н.А. - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

Выступление Коротковой Н.А.

Сведения об образовательной организации > Методическая копилка

Выступление на педсовете воспитателя Коротковой Н.А.

«Совер
шенствование ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В  ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ  ДЛЯ ДЕТЕЙ  с ОВЗ согласно ФГОС.»


Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем воспитать здорового ребёнка. Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку. За последние десять лет в стране сложилась устойчивая тенденция ухудшения параметров физического развития детей, подростков, молодёжи. Поэтому необходимость найти эффективные пути оздоровления приобретает первостепенную социальную значимость. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья детей.
На новом этапе развития образования в России и согласно Федеральному государственному образовательному стандарту первой и приоритетной задачей  образования является: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Для реализации этой задачи необходимо создать развивающую здоровье сберегающую среду..

1.«Здоровье сберегающая среда как фактор детского развития для детей с ОВЗ».
Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку. За последние десять лет в стране сложилась устойчивая тенденция ухудшения параметров физического развития детей, подростков, молодёжи. Поэтому необходимость найти эффективные пути оздоровления приобретает первостепенную социальную значимость. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья.
Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При неуклонном росте, к сожалению, числа таких детей необходим внимание к каждому из них.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
2.  На новом этапе развития образования в России и согласно ФГОС первой и приоритетной задачей образования является: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
3.  Для реализации этой задачи необходимо совершенствовать развивающую здоровьесберегающую среду. Что же это такое? Здоровье сберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
4. Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего пространства (среды) придается:
— подбору здоровье сберегающих технологий для организации образовательной деятельности. .
Основные цели и задачи технологий: обеспечить возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
Выделяют три группы технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
3. Коррекционные технологии
5. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
• Ритмопластика
• Динамические паузы
• Подвижные и спортивные игры
• Релаксация
• НОД
• Гимнастика пальчиковая
• Гимнастика для глаз
• Гимнастика дыхательная
• Гимнастика бодрящая
• Гимнастика корригирующая
6. Технологии обучения здоровому образу жизни:
• НОД
• Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
• Коммуникативные игры
• Занятия из серии «Здоровье»
• Самомассаж
• Точечный самомассаж
8. Коррекционные технологии:
• Технологии музыкального воздействия
• Сказкотерапия
• Технологии воздействия цветом
• Технологии коррекции поведения
• Психогимнастика
• Фонетическая ритмика
9. Внутренний мир ребенка с ОВЗ в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье.
Средством, способным решить все эти задачи, является использование коррекционных технологий.
Современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе этих технологий как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурного развития.
9.Учитывая возраст и особенности наших воспитанников, в коррекционной работе мною используются следующие виды арттерапии:
• Музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в коррекционных целях.
• Куклотерапия – изготовление и применение различных кукол.
• Фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе с детьми
• Игровая терапия – метод коррекции посредством игры.
• Изотерапия – коррекция посредством изобразительной деятельности.
• Песочная терапия–сочетание невербальной формы психокоррекции,
где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе).
Проводимая работа имеет положительные результаты для развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. На коррекционных занятиях с использованием арттерапии ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так важен.
11. Изотерапия – это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Коррекционные занятия с использованием изотерапии используются при создании положительной мотивации, помогают преодолеть страхи детей перед трудностями, создать ситуацию успеха, а также воспитывают чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Такие занятия имеют огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.
На занятиях дети играют с красками, карандашами, фломастерами и со всем тем, чем можно создать изображение. Я не учу их рисовать, ведь главное — это уникальность каждого ребенка, возможность создать такое произведение, которое будет только его. Я не ограничиваюсь использованием обычного набора изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Дети более охотно включаются в процесс, отличный от того, к чему они привыкли, и с большим удовольствием участвуют в создании изображений нетрадиционным способом.
Изобразительные средства подбираю по принципу простоты и эффектности; ребенок не должен иметь затруднения в создании изображения с помощью этой техники; даже малейшие усилия должны быть интересны, оригинальны, приятны. Необходимо очень бережно обращаться с продуктами детского творчества. Что бы ни изобразил малыш, его творению надо уделить внимание, продемонстрировать свое уважение.
12 Куклотерапия. Ни одно занятие не обходиться без кукол. Причем к готовым, фабричным, за все время занятия, возможно, не прикоснется ни одна рука ребенка. В то время как к самодельным проявляется интерес практически всех детей. Дети любят мастерить кукол вместе со мной. Самыми простыми в изготовлении являются абстрактные куклы (куклы из коробочки, из поролоновой губки, из перчатки, из платочка и многого другого).В этом году мы создали необычных кукол из лука и придумали сказку про принцессу Луковку.
Использование кукол в коррекционной работе помогает решить много задач:
— развитие саморегуляции;
— развитие речи;
— самовыражение через действия и слова куклы;
— снятие эмоционального напряжения.
Работа с куклой помогает самостоятельно каждому ребенку корректировать движения различных групп мышц и делать поведение куклы максимально выразительным, что развивает артикуляционный, двигательный и другие основные аппараты детского организма.
13. Музыкотерапия, как активная, так и пассивная, индивидуальная и групповая, играет огромную роль, своим влиянием на чувствительные зоны организма создает все условия для психических изменений организма. Воздействие музыки на жизнь ребенка всеобъемлюще. Дети с большим удовольствием слушают музыку, любят играть на музыкальных инструментах. Очень интересно наблюдать за маленькими «композиторами». Они перевоплощаются до неузнаваемости, их очень увлекает процесс создания музыки. Пусть не всегда их музыкальные произведения могут порадовать слух. Это не важно. Мы слушаем не музыку, а личность, которая выражается в спонтанном музыкальном произведении. Эти музыкальные произведения так и хочется назвать «музыкой детской души». Они помогают проникнуться переживаниями ребенка. В свою очередь ребенок с помощью создания музыки может избавиться от волнующих его эмоций или наоборот поделиться своей радостью с другими.
14. Важным помощником в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья выступает природа. Гардентерапия имеет большое значение для коррекционного воздействия на детей нашей категории. Ведь сама по себе природа – это кладовая мира красок, звуков, положительных ощущений, эмоций и многого другого положительного воздействия на человека. Надо только направить его в нужное “русло”. В нашем детском саду имеются все условия для гардентерапии. На участках созданы замечательные клумбы с красивыми цветами и сказочными персонажами. Каждый участок неповторим по — своему. В группах красивые «островки» из комнатных растений радуют и малышей и взрослых. Дети каждый день любуются красивыми растениями, ухаживают за ними и от этого становятся добрее. Формируется гуманное отношение к природе.
15. В своей работе с детьми большое значение придаю игровой терапии. Игровая терапия – метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.
Из опыта работы могу с уверенностью сказать, что, когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно, добиться куда больших результатов, чем на занятиях. Потому что игра-это основная сфера деятельности ребенка. Стимулировать детей к игре не приходится, они делают это с удовольствием.
16. В результате воздействия названных форм коррекционных технологий дети становятся более раскрепощенными и общительными, при этом у них коррегируются нарушенные психические и физические функции. Творческий характер занятий помогает ребенку открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими детьми и миром.
17. Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды для детей с ОВЗ являются:
•____________________________________________________________ динамизм
•_____________________________________________________________ открытость
•________________________________________________________________ гибкость
• _саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем
18.Важнейшей задачей современной семьи  является сохранение здоровья ребёнка с ОВЗ, способного проявлять самостоятельность, физически подготовленного, творчески мыслящего, уверенного в своих силах.
В. А. Сухомлинский писал:» Забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
19.Согласно ФГОС одной из задач является: «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Для создания здоровье сберегающей среды необходимо взаимодействие всех субъектов образовательного пространства, поэтому одним из обязательных факторов успешного претворения в жизнь поставленных задач является взаимодействие с семьёй. Постоянно, работая в сотрудничестве с дефектологом и логопедом, веду работу, направленную на повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество, создание в семье коррекционно-развивающей среды.
Личный пример родителей будет самым главным стимулом для ребёнка в стремлении вести здоровый образ жизни.

Пусть здоровье станет образом жизни для наших воспитанников. А пример такого образа жизни должны показать мы — педагоги!

Выступление на методическом объединении воспитателей воспитателя Коротковой Н.А.

«Использование наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий воспитательного процесса, разнообразные вариативные подходы для успешного внедрения ЗОЖ»
.


             В тесном взаимодействии с воспитанниками, с их родителями, с медицинским работником, с коллегами можноспланировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников воспитательного процесса. Нет какой-то одной единственной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог - медицинский работник - ребенок); физкультурно-оздоровительной направленности; экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к воспитанию дошкольников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить возможность сохранения здоровья за период пребывания в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Изучив различные формы оздоровительно - развивающей работы, необходимо создать свою систему физкультурно-оздоровительной и профилактической работы, которую ежедневно применять в своей работе по сохранению здоровья. Например: закаливание (соблюдение температурного режима, правильно организованные прогулки, соблюдение сезонной одежды, обширное умывание, полоскание ротовой полости водой комнатной температуры, контрастный бег, использование дорожек “здоровья”). При закаливании следует неукоснительно придерживаться определенных правил, основное из которых постепенность. Закаливание можно сочетать с дыхательной и звуковой гимнастикой (прежде, чем проводить дыхательную гимнастику, необходимо хорошо проветрить помещение: в чистом воздухе меньше микробов), профилактикой и нарушением осанки (физкультурные занятия; утренняя гимнастика; игровая гимнастика после дневного сна; физкультминутки; проводятся занятия “Знакомство с осанкой, “Ознакомление с различными отклонениями в осанке”. На этих занятиях дети учатся правильно ходить, стоять, проверять свою осанку.), плоскостопия (ребристая доска; “пуговичная” дорожка; различные виды ходьбы: “Лисички”, “Мишки”, “Обезьянки” и другие). Особенно полезна при профилактике плоскостопия ходьба на носках и наружных краях стопы.
Большое внимание должно уделяться использованию дорожек здоровья, используя их в установленное расписанием время после дневного отдыха малышей. Использование дорожек здоровья способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребенка, как профилактика плоскостопия у детей. Плоская стопа и дефекты осанки . На первый взгляд, между плоской стопой и осанкой детей нет никакой связи. А тем временем у 60-70% детей именно плоскостопие является причиной искривления позвоночника и других серьезных нарушений осанки. Даже небольшое отклонение от нормы формы стопы может серьезно ухудшить физическое развитие ребенка. Динамические возможности плоских стоп ограничены, объем движений в суставах минимален, а значительный наклон стопы в сторону вызывает сильную боль. Дети с таким недостатком не могут долго стоять, быстро устают, жалуются на боли в ногах и бедрах.
Воспитатели посредством ходьбы имеют возможность развивать в своих воспитанниках весь опорно-двигательный аппарат ребенка, движения, формирующие правильную осанку. В этом участвуют 56% мышц тела малышей. Другими важными навыками, приобретаемыми детьми раннего возраста в группе, являются бег (циклическое движение, в котором отталкивание от опоры ногой чередуется с полетом); прыжки (вид основного движения не являющейся циклическим); катание, бросание, ловля и метание (игры с мячом во время прогулок в теплое время года); лазание, ползание (выполняемые ежедневно во время игры с воспитанниками); развитие в ребенке навыков равновесия (посредством ходьбы за счет сужения дорожки).
Ритмопластика. Чем она отличается от хореографии, ритмической гимнастики, каковы ее особенности, каковы привлекательные стороны для деятельности и развития? Используя термин «пластика» по отношению к ритмическим занятиям с дошкольниками, хочется подчеркнуть, что в основе методики лежит овладение свободой движения под музыку. Детям предлагается освоить все возможное разнообразие пластических средств: это и основные, общеразвивающие движения, разнообразные жесты, танцевальные движения и т.д. Некоторые композиции предлагаются детям как этюды, другие - как образно-игровые и ритмические танцы. В отличие от традиционных занятий хореографией, ритмической гимнастикой и другими видами музыкальных движений, основная цель программы «ритмопластика» - это психологическое раскрепощение каждого ребенка, которое возможно при условии уверенности его в своих силах, освоении собственного тела как выразительного «инструмента».
Физкультминутка -- прекрасная возможность для ребенка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а также познакомиться со своим телом.
Подвижные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми раннего возраста. Предусмотренные планированием игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Игры способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья .
Релаксация (от лат. relaxation - ослабление, расслабление) - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Сложно объяснить трёхлетнему ребёнку, что такое медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное - правильно и умело этим пользоваться. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Все дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность. После упражнений под музыку или звуки живой природы, дети свободно и непринуждённо фантазируют в рисунке, цвета получаются яркими, насыщенными.
Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Также, использование игрового самомассажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Когда мы говорим об игровых технологиях коррекции поведения детей, имеем в виду системную работу включающую диагностику и комплекс игр, направленную на решение этой проблемы.
Технология музыкального воздействия позволяет корректировать эмоциональный фон ребенка. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Необходимо учитывать, что она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки необходимо помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна улучшать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Арт-терапия - это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.
Сказкотерапия. Игра тесно связана со сказкой. Многие игровые технологии, применяемые на занятиях, сопровождаются сказками, которые придумывают, как педагог, так и сами дети, дополняя фантазии друг друга. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти. Работа со сказкой направлена непосредственно на помощь ребенку. Воспитатель должен создать такие условия, при которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), учится находить решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Технология воздействия цветом или цветотерапия - одно из направлений арт-терапии. Нервная система здорового ребенка нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра; яркие, светлые оттенки оказывают на центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития.
Так, одним из них является ассоциативное рисование. Темы для рисунков самые различные: мой дом, моя мама, моя любовь, мой страх, радость, свет, тепло и другие. Дети используют разнообразные изобразительные средства по желанию, подбирая цвет, который, по их мнению, ассоциируется с данной темой.
Хорошим побудителем к развитию творческой фантазии ребёнка служит медитативное рисование. На первом этапе занятия, дети, представляя себя тем или иным предметом или явлением, осуществляют под музыку разнообразные движения. Последующим этапом занятия является отражение услышанной и воспроизведённой движением музыки через цвет в изобразительной композиции акварелью или гуашью.
А сколько удивления и восторга вызывают у ребят эксперименты с красками! Получая новые цвета и оттенки, различные по насыщенности, светлоте в той или иной цветовой гамме, они непосредственно познают законы цветоведения без всякого затруднения, просто смешивают разные цвета друг с другом. Чем не игра?
Приёмы использования игры на занятиях, пожалуй, самые разнообразные и обширные. Они позволяют быстро снизить уровень тревоги, страха, и неуверенности в своих возможностях. На занятиях ИЗО можно использовать психотерапевтические нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиком, ладошкой; рисование нетрадиционными изобразительными средствами (свечой, комочком бумаги, поролоновым тампоном, ватными палочками и др.); рисование по сырому фону и др.
Как уже я отметила ранее в своей работе, закаливание детей также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.). Цель закаливания ? выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки. В процессе закаливания в организме ребенка происходят весьма сложные изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и проницаемыми для ряда болезнетворных микробов и их ядов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него микробами возрастает. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
Закаливающие процедуры, должны быть строго предусмотренны планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года, в которое они проводятся. Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны.[10]
Важнейшим фактором, который способствует развитию, сбережению и укреплению здоровья детей в группе младшего возраста являются ежедневные проветривания помещения, соблюдение температурного режима и чистота в группе, много света, спокойный, доброжелательный тон воспитателя, обязательные ежедневные прогулки утром и вечером в любое время года за исключением холодных температур (ниже 16oС). За всем этим строго следят воспитатели.(Приложение 1)
Особенное внимание, я считаю, необходимо уделять благополучной адаптации  и организации здорового образа жизни, воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье, безопасности. Это:
• - обеспечение оптимальных гигиенических условий в группе и создание экологического пространства: освещение, проветривание, озеленение группы;
• - дыхательная гимнастика (может включать многие хорошо известные упражнения по развитию речевого дыхания ). Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; задувание свечи; дутье во всевозможные дудки; надувание мыльных пузырей; дутье на вертушки и многое другое. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые;
• - глазодвигательные упражнения (вверх - вниз, вправо - влево, вдаль - близко) позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма;
• - ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения в группе и во время прогулок способствуют эмоциональной разгрузке, повышению двигательной активности и профилактике гиподинамии;
• - в развитии общей и ручной моторики используются комплексы физминуток, которые подбираются к изучаемым на занятии темам и проводятся в игровой форме.
Основные задачи физминутки - это:
• - снять усталость и напряжение;
• - внести эмоциональный заряд;
• - совершенствовать общую моторику;
• - выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас;
• - для развития ручной моторики используются самые разные тренажеры: шнуровки; застегивания пуговиц, молний и кнопок; игрушки - вкладыши типа матрешки; игры - нанизывания на шнур; тренажеры с надавливаниями кнопок и клавиш и многое другое;
• - кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. В работе с детьми использовать комплекс кинезиологических упражнений: «Колечко» (соединяя большой палец поочередно с остальными), «Кулак - ребро - ладонь» (последовательно много раз), «Пальчики обеих рук здороваются», «Замок» и другие. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания;
• - массаж пальчиков очень полезен . Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец -- с сердцем, безымянный -- с печенью, средний -- с кишечником и позвоночником, указательный -- с желудком, большой -- с головным мозгом;
• - развитие основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала соблюдается определенная последовательность ? идти от простых упражнений к более сложным;
• - бодрящая гимнастика и гимнастика пробуждения в кроватях помогают детскому организму проснуться, улучшают настроение, поднимают мышечный тонус;
• - просветительно - воспитательная работа с детьми представлена методическими разработками бесед, направленных на воспитание здорового образа жизни ;
• - мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников направлены на формирование у детей навыков безопасного поведения в различных опасных ситуациях, а также на профилактику и предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма;
• - просветительно - воспитательная работа с родителями проводится в форме консультаций на родительских собраниях и индивидуально, а также через папки - передвижки.

Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Папье – маше»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Актуальность программы
Программа внеурочной деятельности «Папье - маше» составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта, Основной образовательной программы школы и Примерной программы внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
    Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Основные идеи программы
Папье – маше – это удивительный материал, так незаслуженно забытый в наше время.
Папье-маше в переводе означает «жеваная бумага», однако не очень романтичное название нисколько не умаляет достоинств этой удивительной техники. Измельченная бумага и клей в умелых руках становятся воистину волшебным материалом, благодаря которому можно создавать самые разнообразные формы - от плоских до объемных.
Программа «Папье - маше» поможет раскрыть секреты приготовления этого удивительного материала. Дети узнают, как готовить массу папье-маше; как работать в разных техниках – послойной, прессования, лепки; как правильно обрабатывать изделия после изготовления. И, конечно, с легкостью смогут сделать замечательные поделки, начиная от простейших форм и заканчивая уникальными подарочными изделиями.
Внеурочные занятия по выклейке папье-маше позволят решить многие образовательные и воспитательные и коррекционные задачи.
Простота материалов, доступность самой техники и профессиональные советы позволят детям, которые заинтересовались этим делом, создавать настоящие шедевры в домашних условиях вместе с родителями - выполнение оригинальных поделок будет одинаково интересно и детям, и взрослым. Обучающиеся смогут украсить свой дом красивыми аксессуарами из папье-маше или сделать удивительный подарок друзьям, родным!

Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи:
обучающие:
• познакомить обучающихся с техникой «Папье-маше»;
• углубить знания и умения по технологии обработки бумаги;
• выработать у обучающихся определенные умения и навыки;    
• знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
• продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
• совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
• способствовать приобретению навыков учебно-исследовательской работы;
развивающие:
• способствовать развитию разносторонних художественных интересов обучающихся, художественного вкуса и эстетических потребностей;
• содействовать  развитию  индивидуальных способностей   ребёнка;
• способствовать развитию потребности к самообразованию и творчеству;
• способствовать развитию целеустремленности, ответственности;
• пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
• развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
• развивать умение планировать, организовывать и контролировать свой труд;
воспитывающие:
• воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
• воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, терпение, уважительное отношение друг к другу и результатам труда;
• осуществлять политехническое и эстетическое воспитание школьников;
• добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;
• прививать культуру общественного поведения, коллективного взаимодействия, сотрудничества.

Принципы:
• личностно-ориентированная направленность, формирование и развитие индивидуальных творческих навыков;
• трудовое воспитание;
• включение обучающихся в активную деятельность;
• доступность и наглядность;
• связь теории с практикой;
• учёт возрастных особенностей;
• сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
• целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному)


Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в данном образовательном учреждении
Воспитательный процесс построен на основе Основной образовательной программы и Программы внеурочной деятельности данной школы
Применение программы «Папье - маше» способствует реализации цели и постав¬ленных задач воспитательной системы данной школы.
Основная образовательная программа школы определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Целью реализации Основной образовательной программы начального общего образования данной школы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. В соответствии со стандартом в школе решаются следующие задачи: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Связь содержания программы с учебными предметами
Содержание программы «Папье - маше» тесно связано с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служит достижению определенных образовательных, воспитательных целей.
Программа «Папье - маше» помогает закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения, математики и т.д., и способствовать их систематизации.
Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется по средством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).
Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Так, на уроках «Технологии» в начальных классах ученики знакомятся с различными свойствами бумаги: гибкостью, прочностью, растяжимостью и т.д. В процессе внеурочных занятий с папье-маше знания детей о перечисленных свойствах бумаги закрепляются практически. Сам процесс выклейки изделий способствует формированию трудовых  умений и навыков: разметки и вычерчивания деталей на бумаге, сгибания, резания и склеивания бумаги, соединения и скрепления деталей разными способами. Кроме того, занятия, посвященные папье-маше, положительно влияют на развитие  творческих способностей и художественного вкуса, на воспитании у них прилежания, аккуратности, настойчивости.
В результате связи программы «Папье - маше» и изучения курса «Изобразительное искусство» на ступени начального общего образования обучающиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно - прикладном искусстве. Дети научатся решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. У детей начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно - творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально - ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
В результате связи программы «Папье - маше» и изучения курса «Литературное чтение» выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. Обучающиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-_популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы. Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы. Выпускник получит возможность научиться творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; создавать композиции по содержанию произведения; работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
В результате связи программы «Папье - маше» и изучения курса «Математика» выпускники начальной школы научатся оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз); составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
В результате связи программы «Папье - маше» и изучения курса «Окружающий мир» выпускники начальной школы научатся использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Выпускник получит возможность научиться осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Особенности реализации программы

Программа реализуется в форме творческого объединения детей. Наличие программы является основным условием ее реализации. Она рассчитана на возраст с  11 до 16 лет, группы распределяются по классам и по желанию детей и их родителей.
Режим работы - два занятия в неделю во второй половине дня (после уроков и прогулки).
Занятия проводятся в классной комнате школы – это светлый, просторный, хорошо оборудованный кабинет с удобной мебелью для занятий прикладным творчеством, с материально – техническим оснащением, с постоянно действующей и обновляющейся выставкой детских работ.
Материальное обеспечение - для проведения занятий необходимы следующие инструменты и материалы: острый нож, ножницы, кисточки, емкости для приготовления клейстера, наждачная бумага или другие абразивные материалы; старая писчая бумага, старые газеты, журналы, старый картон, тряпье, алебастр, мел, мука, крахмал; акварельные краски, гуашь, бесцветный лак, белая эмульсионная краска или другая грунтовка, цветной картон, подкладной лист.
Дидактический материал:
• конспекты занятий;
• образцы изделий;
• образцы эскизов для самостоятельной работы;
• образцы изделий из папье-маше;
• презентации, фильмы, специальная литература (журналы, книги)
Самое главное условие реализации данной программы - желание детей. Желательна помощь родителей в пополнении материально-технического оснащения кружка. Объективно необходимо постоянное самообразование педагога.

Основные виды внеурочной деятельности:
• познавательная деятельность;
• трудовая деятельность;
• творческая деятельность;
• общественная;      
• эстетическая;
• досуговая (развлекательная) деятельность;
Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, конкурсы, лекции, беседы, показ презентаций, видеофильмов, чтение журналов и книг и др.
Трудовая деятельность воспитывает трудолюбие, усидчивость, аккуратность, терпение, уважительное отношение друг к другу и результатам труда. Организуется она в таких формах, как: практические занятия.
Творческая деятельность направлена на развитие творческих способностей и проводится в следующих формах: деловые игры, использование сказок, загадок, конкурс прикладного творчества, инсценирование, создание поделок по своему усмотрению и др.
Общественная деятельность происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка класса, утренники, праздники и пр.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей и проводится в следующих формах: инсценировки, конкурсы, выставки, экскурсии в музеи.
Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, коллективные дни рождения, соревнования, конкурсы и др.

Количество часов .
Программа творческого объединения рассчитана на 34 часа в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПАПЬЕ - МАШЕ»
Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:
В ценностно - ориентационной сфере:
• Осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;
• Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
• Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
В трудовой сфере:
• Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
В познавательной сфере:
• Овладение средствами художественного изображения;
• Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
• Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.


Метапредметные результаты:
В ценностно-ориентационной сфере:
• Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
• Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
• Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
В трудовой сфере;
• Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
• Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
В познавательной деятельности;
• Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
• Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

Предметные результаты:
В ценностно-ориентационной сфере:
• Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
• Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
В познавательной сфере;
• Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
• Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
• Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
В коммуникативной сфере:
• Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;
• Диалогический подход к освоению произведений искусства;
• Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
В трудовой сфере;
• Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративно- прикладного искусства).



Выход на результаты: личностные, метапредметные и предметные

В результате занятий в творческом объединении по программе 1-го года предполагается, что дети получат следующие результаты:
предметные
• познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
• познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
• овладеют основными приемами работы с бумагой: разрывание, склеивание;
• научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
• научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
познакомятся с техникой изготовления папье-маше;
• научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в изготовлении поделок в технике папье-маше.
• метапредметные
• Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.


В результате занятий в творческом объединении по программе 2-го года предполагается, что дети получат следующие результаты:
предметные
• расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
• продолжат знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством;
• метапредметные
• научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
• научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;
• научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно - прикладном искусстве и о технике «Папье - маше».


В результате занятий в творческом объединении по программе 3-го года предполагается, что дети получат следующие результаты:
предметные
• расширят свои знания в области композиции, цветоведения, формообразования;
• овладеют основными техническими приемами изготовления сувениров, масок и елочных игрушек;
• изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
• познакомятся с основными понятиями композиционного построения объекта - композиционным моделированием;
• научатся моделировать различные геометрические тела;
• метапредметные
• научатся делать сувениры, подарки, сюрпризы с использованием качественно различных элементов, объединенных в одной композиции, передавая в объемно-пространственных формах и цвете настроение, ощущения, создавая художественный образ пространства определенного назначения;
• освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
В результате занятий в творческом объединении по программе 4-го года предполагается, что дети получат следующие результаты:
предметные
• расширят свои знания в области композиции, цветоведения, формообразования;
• овладеют основными техническими приемами макетирования;
• изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
• познакомятся с основными понятиями композиционного построения объекта - композиционным моделированием;
• научатся моделировать различные геометрические тела;
• метапредметные
• научатся делать макеты с использованием качественно различных элементов, объединенных в одной композиции, передавая в объемно-пространственных формах и цвете настроение, ощущения, создавая художественный образ пространства определенного назначения;
• освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.

Личностные результаты:
Данный вид декоративно-прикладного искусства приносит пользу для психического развития детей. Также папье-маше можно рассматривать как один из методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности, как для детей, так и для взрослых. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшем жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навык моделирования. Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов. Также папье-маше развивает детей и является одним из способов реализации творческого потенциала. Нельзя не отметить положительное влияние папье-маше на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность усидчивость, трудолюбие. В процессе работы дети знакомятся с правилами выбора цветных сочетаний, что помогает воспитанию хорошего вкуса. Овладевая техникой папье-маше, ребенок учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности. Очень важным является то, что на занятиях дети не только осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых и подвижных игр. А ролевая игра, являясь источником развития ребенка, помогает детям лучше освоиться в окружающей действительности с помощью воспроизведения и моделирования. Таким образом, папье-маше – как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления; способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье-маше влияет на развитие эмоционально-волевой сферы личности, формируя ряд положительных личностных качеств. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивая и мотивационную сферу. Ребята получают удовлетворение от выполненной работы, так как видят результат своей работы. Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение.


   Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (текстовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы
Результат выполненного школьником задания должен быть ему известен. Поэтому педагогу целесообразно заранее определить критерии оценки результатов выполнения различных заданий. Оценка должна быть справедливой, критичной, отражающей достоинства и недостатки процесса и результаты выполненной школьником работы. Она должна стимулировать у обучающегося потребность в дальнейшем самообразовании, самовоспитании, саморазвитии.   
1. Мониторинг оценки обучающихся
К концу каждой четверти педагогом определяется форма оценки обучающихся: выполнение практической, конкурсной работы, просмотры работ обучающихся, участие в выставках.
Для конкретизации усвоенных знаний, отслеживая динамику развития ребенка, педагог для себя и родителей, проводит – диагностику усвоенных приемов работы.
Оценка реализации программы заключается в оценивании работ ребенка педагогом на каждом занятии. Качественно выполненные работы обучающихся старшей возрастной группы используются как образцы для работы с младшими ребятами.
Результаты участия детей в школьных, городских, областных, всероссийских и международных конкурсах, выставках, фестивалях –являются достойной оценкой реализации программы творческого объединения.

2. Педагогическая диагностика.
Для диагностики составляются таблицы, куда фиксируются данные наблюдений за детьми во время посещения ими творческого объединения.
Таблица 1.

Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками педагог фиксирует в таблице на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализу детских работ, бесед с детьми, с целью внесения корректив в дальнейшую работу, планирования индивидуальной поддержки детей.

Данные таблицы 2 используются при определении, по итогам каждого этапа, уровней основания ребенком позиции субъекта деятельности (педагогическая диагностика Крулехт М.В. [2.,150]), см. таблицу 3.

Второй этап деятельности творческого объединения предполагает постепенную смену позиции воспитателя (от активной, обучающей – к позиции партнера по совместной деятельности) и активизации позиции ребенка как субъекта деятельности, проявляющего творческие способности.
3. Создание портфеля достижений
1. Выборки детских работ: творческие работы, фотографии поделок.
2. Систематизированные материалы наблюдений.
3.Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеурочной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
4. Копилка достижений - награды (благодарственные письма, сертификаты, грамоты, дипломы)
5. Диагностическая карта успешности ученика
1)Самооценка
2)Оценка родителями
3)Оценка одноклассниками
4)Оценка учителем
Самооценка.
Поставь оценку каждому из перечисленных своих качеств по шкале от "1" до "10", где высший балл "10", низший - "1". Выбранную оценку обведи кружочком (простым карандашом).
Оценка родителями
Твои родители тебя оценят и обведут оценку ручкой.
Оценка учителем.
Вывод!
Над чем тебе надо работать, что для тебя наиболее важное на данный момент

Формы подведения итогов
1. Конкурсы прикладного творчества.
2. Организация выставок детских изделий в качестве показателя достижений и успехов детей на праздниках села.
3. Участие в школьных, районных и областных выставках.
4. Дни презентации детских работ родителям.
5. Показ и инсценирование сказок с использованием поделок.
6. Дарение изделий родным, друзьям, детскому саду, ветеранам и т. д.
7. Размещение фотографий готовых поделок в Интернете.
8. Выставки – ярмарки.



 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«МЫ ВЫБИРАЕМ ЗОЖ»
на 2019-2020 учебный год


Составила: Короткова Н.А. воспитатель 1квалификационной категории


СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка_______________________________________________________3

2. Содержание работы________________________________________________________8

3. Содержание и программы____________________________________________________14

4. Тематическое планирование__________________________________________________19

5. Литература____________________________________________________23

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для их успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий. Среди основных направлений внеурочной деятельности обучающихся  с ОВЗ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является спортивно-оздоровительное направление.
Здоровье – важнейшая ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. По мнению ученых, среди факторов, обусловливающих здоровье, 20-25 % всех воздействий приходится на долю экологических условий, 20 % составляют наследственные факторы, 10 % - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором (его влияние составляет до 50-55 %) является образ жизни человека. Поэтому так важно уже с детских лет сформировать у ребенка понимание необходимости соблюдения здорового образа жизни, желание заботиться о своем здоровье и его сохранении.
Решающую роль в этом может сыграть школа. Именно от подхода школы и педагогов к проблемам сохранения и укрепления здоровья детей зависит формирование у учащихся целостного представления о здоровье как о триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно – нравственного.

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Мы выбираем жизнь» для учащихся с ОВЗ составлена на основе следующих нормативных документов:
• Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО»;
• Статьи ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующие образование детей с ограниченными возможностями здоровья;
• «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации  внеучебной деятельности учащихся


Актуальность программы

Здоровье будущего поколения и всего общества напрямую связано с сохранением экологии детства. В школе  для учащихся с ОВЗ значительное место отводится здоровьесберегающим технологиям. Особенности  физического и психического развития детей с ОВЗ, психологические нагрузки, ведущие к переутомлению, малоподвижность ребенка на уроке, переменах и даже в свободное время, смещение приоритетов от собственно детской игровой культуры (ролевые, подвижные, командные игры) к виртуальной сфере стали такими распространенными явлениями, что многие смирились с ними как с неизбежным следствием особенностей современной жизни.
В программе «Мы выбираем жизнь» спортивно-оздоровительного направления сделана попытка систематизировать первоначальное представление детей об элементарных нормах здорового образа жизни, а также расширить рамки учебных курсов «Окружающий мир», «Физическая культура», «ОБЖ» в аспекте понимания экологии природы и человека.
Цели программы:
• обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта;
• формирование у обучающихся с ЗПР знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию обучающихся.
Задачи программы:
• формировать представления об основных факторах и «законах» здоровья, взаимовлиянии природы и человека друг на друга;
• подвести учащихся к пониманию особенностей организма человека и его возможностей;
• воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, понимание необходимости ведения здорового образа жизни;
• формировать компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности;
• способствовать приобретению обучающимися позитивного социального опыта, проявлению инициативы, самостоятельности, ответственности, применению полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенности реализации программы.

Программа внеурочной деятельности «Мы выбираем жизнь» спортивно-оздоровительного направления не требует специальной предварительной подготовки. Она рассчитана на один год обучения и включает в себя три раздела:
• «В гармонии с окружающим миром»;
• «Моё здоровье»;
• «Спортивные игры ».
В процессе изучения первого раздела дети расширяют свой кругозор, узнают о глобальных проблемах современности, таких как урбанизация, ухудшение экологической ситуации (разумеется, на доступном для данного возраста уровне), учатся понимать связи между своими действиями и здоровьем - своим и окружающих, начинают осознавать ответственность за свой образ жизни.
Содержание второго раздела нацелено на ознакомление детей с собственным организмом и оптимальными путями укрепления своего здоровья. Учащиеся получают возможность расширить, систематизировать, а главное - практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Обучаются рациональному поведению в различных жизненных ситуациях.
Изучив третий раздел, дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Спортивные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
     Предлагаемая программа выполняет не только просветительскую и воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепляется практическими заданиями, повышающими самоорганизацию школьников.
Учащиеся должны в соответствии с правилами дорожного движения переходить дорогу, знать, как вести себя с незнакомыми людьми, уметь ориентироваться в разных, порой непростых ситуациях. Выполнение домашних заданий бывает связано с использованием современных технических средств, в первую очередь компьютера, что требует знания и соблюдения определенных, санитарно - гигиенических требований.
В целом же участие в программе «Мы выбираем жизнь» в интересной и занимательной форме позволяет обратить внимание ребенка на свое здоровье, научить его заботиться о своем организме, сформировать привычку к занятиям спортом, активному досугу, привить внимательное отношение к природе, окружающему миру, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих жизненных ситуациях.


В основу программы положены следующие принципы организации внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ:
- принцип соответствия содержания и организационных форм внеурочной деятельности возрастным особенностям детей и особенностям психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- принцип тематической взаимосвязанности внеурочной и урочной деятельности обучающихся с ОВЗ;
- принцип учета ценностей воспитательной системы образовательного учреждения при проектировании содержания и организационных форм внеурочной деятельности, обучающихся с ОВЗ;
- принцип учета потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, запросов их родителей (законных представителей);
- принцип направленности содержания программы внеурочной деятельности на достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;
- принцип реализации коррекционно-компенсирующей направленности внеурочной деятельности;
- принцип социально-адаптирующей направленности программ внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ.
Планируемые результаты усвоения программы
У обучающегося будут сформированы:
- общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;
- установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;
- чувство гордости отечественными спортивными достижениями;
- чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и города;
- основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и ее совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение к красоте родной природы;
- уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- представление об оздоровительном воздействии физических упражнений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;
- устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в познавательной и досугово-игровой деятельности;
- осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и поддержки партнерам по играм, общению;
- начальных представлений о ценности и уникальности природного мира.
Метапредметные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать необходимость рациональной организации режима дня, организации рабочего места;
- принимать и сохранять познавательные задачи, в том числе практические;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия ее реализации;
- осуществлять контроль правил выполнения оздоровительных действий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
- вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;
- осуществлять поиск информации с использованием различных источников (включая пространство Интернета) об окружающем мире и о себе;
- осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;
- отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- во время подвижных игр учитывать реакцию партера на игру, следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;
- осуществлять контроль физического развития, используя тесты для определения уровня развития физических и психических качеств;
- проводить самоанализ выполняемых заданий и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
- учитывать в своих действиях позиции других людей и координировать деятельность, несмотря на различия во мнениях;
- точно и полно передавать партнеру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий; задавать вопросы, необходимые для организации деятельности.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель¬ности   оцениваются  по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьни¬ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой¬стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор¬мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значе¬ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со¬циальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значе¬ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне группы, класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре¬де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са¬мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, юный человек действи¬тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик.

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В гармонии с окружающим миром (11 час)
Природа, как твое здоровье? Что такое экология
Что такое экология? Что такое окружающая среда? Сезонные изменения в природе. Роль экологии в жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на среду обитания растений и животных. «Хорошая» и «плохая» экология.
Погода, климат и здоровье человека
Наблюдения за погодой (использование флюгера, термометра; создание мини-метеорологической площадки; ведение журнала наблюдений).
Определение климата своей местности на основе собственных наблюдений и данных о длительных наблюдениях за погодой. Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями. Акклиматизация.
Наша среда обитания
Современный город: преимущества и опасности. Ориентирование в городе: что делать, если ты заблудился? Карта города и план населенного пункта. Основы безопасности жизнедеятельности в городе. Как вести себя в чрезвычайной ситуации.
Если стихия разбушевалась
Что такое природные катаклизмы (наиболее характерные для данной местности погодные условия). Ураганный ветер. Смерч. Снежная буря. Наводнение. Цунами. Землетрясение. Правила поведения в экстремальной ситуации. Способы передачи информации на расстоянии. Игра: моделируем чрезвычайную ситуацию.
Что будет, если мы не будем беречь природу?
Как выглядела Земля миллиарды лет назад. Понятие экологической катастрофы. Экологические катастрофы древности и современные проблемы: потепление мирового климата, озоновая дыра, эпидемии, бактериальное и ядерное оружие. Красная книга.
Школа светофорных наук
Причины дорожно - транспортного травматизма детей. «Дирижер» уличного движения. Правила перехода перекрестка. Нерегулируемый перекресток. Правила дорожного движения. Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС. Велосипед на улицах города.

Терроризм – угроза человечеству
Что такое терроризм? Правила поведения в ситуациях, связанных с терроризмом. Советы психолога как правильно себя вести. Если Вы обнаружили подозрительный предмет. Если произошел взрыв. Правила поведения в толпе.
Мой дом – моя крепость
Квартира и частный дом: преимущества и недостатки. Когда взрослых нет дома. Наши своенравные помощники: электричество и газ, водопровод и отопление. Правила безопасного использования электроприборов. Экономное использование ресурсов. Газовая плита и колонка. Что делать, если… (в доме пахнет газом; начался пожар; прорвало трубу и т.д.). Вызов милиции и МЧС.
Как вести себя с  незнакомыми людьми.
Кто такие незнакомые люди? Как не оказаться жертвой преступления? Основные рекомендации, даваемые полицией. Основные правила поведения на прогулке.
Перед экраном телевизора
Сколько времени можно уделить телевизору без вреда для здоровья. «Хорошие» и «плохие» телезрители: что и как смотреть. СМИ. Место у телевизора. Как дать отдых глазам. Шум от телевизора (магнитофона, плеера): шкала громкости.
Компьютер – не игрушка
Компьютер - великое изобретение человечества. Что было, когда не было компьютеров? Может ли компьютер «думать». Что такое искусственный интеллект. Где используются компьютеры (для математических вычислений; для создания баз данных; управления всевозможными устройствами). Первые ЭВМ и современные компьютеры. Компьютер в офисе и дома. Возможности, которые дают компьютер и Интернет. Правила безопасной работы на компьютере: зрение; поза; расположение монитора. Компьютерные игры: как избежать зависимости. Всемирная паутина: поиск информации в Интернете. Правила безопасности: вирусы и мошенники.

Моё здоровье (15 час)
Бесценный дар природы. Что такое здоровье?
Здоровье как одна из ценностей человеческой жизни. Необходимость укреплять свое здоровье, заботиться о нем, уметь оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим, не навредить своему организму.
Факторы, которые влияют на здоровье: условия и образ жизни, питание, наследственность, внешняя среда, природные условия, здравоохранение. Образ жизни, вредные и полезные привычки, тренировка и спорт. Какие бывают заболевания.
Знаешь ли ты себя?
Мы все разные. Взрослые и дети. Мальчики и девочки. Правши и левши. Четыре темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Определение типа темперамента. Как мы познаем мир. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. Мозг – командный пункт организма. Как беречь нервную систему. Признаки сотрясения мозга.
Ощущение, мышление, внимание, речь, воображение, память, чувства, воля (общее представление). Память человека: слуховая, зрительная, моторная, двигательная. Упражнения для укрепления памяти, внимания.
Снятие враждебности. Эмоции.
Игры на внимание. Психогимнастика. Эмоции злости, насмешки, жалости и сочувствия.
Снятие враждебности. Драматизация.
Практические упражнения: «А кроме того…»; Безмолвный крик; http://www.sunhome.ru/psychology/15401.  Игра «Крокодил».
Наши привычки.
Презентация о вредных и полезных привычках. Последствия вредных привычек. Викторина.
Красивое и сильное тело
Чудо человеческого тела. Как устроен человек (скелет человека, мышцы, суставы, осанка, внутренние органы человека, мозг и нервная система). Определение роста, массы тела, соотношение этих показателей. Осанка. Комплекс упражнений, формирующих осанку. Укрепление и тренировка мышц.
Айболит спешит на помощь
Травмы: растяжения связок, ушибы, переломы, вывихи. Последствия от травм. Кровотечения: носовое кровотечение.
Отравления: причины и лечение. Солнечный удар, тепловой удар. Аллергия.
Вот, ребята, йод и вата!..
Правила оказания первой помощи. Учимся на практике оказывать первую помощь при ушибах, вывихах. Первая помощь в экстремальных ситуациях: тепловой и солнечный удары, остановка кровотечения (с приглашением медсестры школы). Вызов скорой помощи.
Режим дня. Зачем школьникам режим
«Биологические часы». Необходимость придерживаться четкого ритма жизни. Режим. Мой идеальный распорядок дня. Сон. Норма сна (9-10 часов). Помещение для сна. Биоритм: «совы» и «жаворонки». Полезные и вредные привычки.


Кожа – зеркало здоровья
Самый большой орган-кожа (эпидермис). Волосы, ногти, особые образования кожи. Обновление клеток кожи. Правила ухода за кожей, волосами, ногтями. Помощь при ожогах, порезах, царапинах. Отпечатки пальцев. Игры: «Юные криминалисты», «Какая прическа тебе к лицу?».
Дышим полной грудью
Дыхание и подвижность, кислородное голодание. Зависимость объема легких от развития грудной клетки. Пыль. Вредные привычки: курение. Правильное дыхание при занятиях спортом. Дыхательная гимнастика.
Какой должна быть наша пища
Что мы едим. Правильное питание. Разнообразие пищи. Особенности питания людей разных национальностей. Витамины. Что необходимо знать о витаминах. Составление меню (завтрак, обед, ужин). Осторожно: консерванты, фастфуды, ГМП (генетически модифицированные продукты), несвежая пища. Что такое состав и срок годности.
Наши незаменимые помощники
Зрение. Строение глаза: глазное яблоко, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка. Диагностика зрения. Цвет и настроение. Гигиена рабочего места. Упражнения для снятия усталости глаз и развития глазных мышц.
Держи голову в холоде... а ноги в тепле. Наш защитник иммунитет
Как организм реагирует на тепло и холод. Одежда по погоде. Измерение температуры. Нормальная температура тела человека. Инфекционные и простудные заболевания. Эпидемии.
Защитные силы организма. Микробы и лейкоциты. Иммунитет. Прививки, вакцинации. Закаливание. Кто такие «моржи».
Силачи и Геркулесы (занятие-обобщение)
Рост и взросление. Акселерация. Спорт и Олимпийские игры. Атлеты древности и современности. Определяем объем бицепса, утомляемость мышц. Сила и выносливость человека в экстремальных ситуациях.

Спортивные игры (8 час.)
Шашки
Правила: шашка всегда должна бить шашку, бить нужно всегда большинство, дамка также должна бить большинство. Преимущество дамки в том, что она может ходить назад - вперед на любое количество клеток.


Лото
Игра, состоящая в вынимании жеребеек с цифрами и в закрывании ими соответствующих цифр на картах, разграфленных на клетки, с числами в них. Кто закроет 5 кряду клеток, тот выигрывает всю ставку.
«Передал – садись»
Играющих выстраивают в две-три колонны. Перед ними на расстоянии 2-4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча): первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев. Затем следуют передачи вторым игрокам и т. д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.
Пионербол
Каждая команда отбивает мяч руками любым способом через сетку на сторону противника. Игроки отбивают мяч с воздуха или ловят мяч и бросают его на сторону соперника. Игроки не имеют права прикасаться к мячу два раза подряд.  Вся команда имеет право касаться мяча на своей площадке не более трех раз. Игра начинается подачей игрока №1. Для этого он должен выйти за пределы площадки и переправить мяч на сторону противника в пределах его площадки броском. Подача выполняется одной рукой. При подаче мяч не должен касаться сетки, а в игре касание мяча сетки ошибкой не считается.
«Гонка мячей по кругу»
Две команды играющих образуют две линии. Игроки становятся на расстоянии вытянутых рук. Назначаются капитаны, им дают по мячу. По сигналу один капитан начинает передавать ногой мяч вправо, другой влево от себя своим ближайшим игрокам. Мячи передают до последнего игрока, пока они не возвратятся к капитанам. Выигрывает команда, закончившая передачу первой.
Эстафета с ведением мяча
Играющие в двух колоннах, выстраиваются параллельно друг другу у лицевой линий. По сигналу первые ведут мяч вперед до противоположной стороны (до отмеченного места), останавливаются, бросают мяч двумя руками в стену, ловят его, и ведут мяч обратно. На расстоянии 3-4 м от колонны они останавливаются, передают мяч двумя руками от груди очередному игроку и сами становятся в конец колонны. Команда, закончившая ведение быстрее, выигрывает. Можно на пути ведения расставить булавы, тогда игроки должны вести мяч, обводя их.


 
 

                                                      5. ЛИТЕРАТУРА
1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.
2. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному: нейропедагогика. Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
4. Занкова Л. В., Программы внеурочной деятельности. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005.
6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11.
7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: Вако, 2004.
8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
9. Синягина, Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / – М.: Владос, 2003.
10. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
11. Шаулин В.Н.  Физическая культура: учебник (1-4 класс). Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
12. Мы - пешеходы, мы - пассажиры: учебно-методическое пособие для учителей начальной школы / автор-составитель М.Н. Плесовских. Самара: Издательство «Учебная литература»; Ханты-Мансийск: Государственное образовательное учреждение «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2006.

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню