Выступление Родионовой Е.С. - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

Выступление Родионовой Е.С.

Сведения об образовательной организации > Методическая копилка

Доклад подготовила Родионова Елена Сергеевна учитель начальных классов.

Тема: «Практическая направленность уроков в начальных классах в соответствии с ФГОС

для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».


Ориентиры в обучении и воспитании обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальной школе и сама система работы принципиально изменились с введением ФГОС. В настоящее время коррекционная школа должна обеспечить ребёнка не знаниями, а подготовить его к жизни. Наш идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные. А для этого нам необходима реализация дифференцированного и деятельностного подходов в обучении.
ФГОС для детей с умственной отсталостью дает новые возможности педагогу использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с детьми, побуждает глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на занятиях. А ребенку с УО дает право получить качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Введение ФГОС предполагает реорганизацию предметных областей: использование практико-ориентированных ситуативных задач на каждом уроке, каждом занятии, а также использование индивидуально-дифференцированного подхода к каждому обучающемуся.
    В Федеральном законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) одной из актуальных задач определена адаптация этих лиц к обществу, к труду и семейной жизни. Одним из важных направлений школы - интерната является подготовка обучающихся с нарушением интеллекта к жизни. Исходя из этого, программой коррекционной школы предусмотрена практическая направленность обучения, которая предполагает тесную связь с жизнью, подготовку обучающихся к профессионально-трудовым навыкам.
    Обучая учащихся коррекционных школ, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными.
Необходимо подводить обучающихся к обобщениям, и на их основе выполнять практические работы, используя полученные знания в реальной жизни.
Особое значение приобретает учет познавательных интересов при обучении детей с нарушением интеллекта. У таких детей не развита любознательность, нет потребности в приобретении знаний, слабо выражены побуждения к различным видам деятельности. Для повышения интереса таких детей к процессу обучения необходимо, чтобы учебный материал был посильным и личностно значимым.
    Известно, что у любого ребёнка посредством обширных ассоциативных связей, а также связей, функционально объединяющих разные отделы коры головного мозга, обеспечивается функциональное единство всех высших психических процессов. Однако, у школьников с общим интеллектуальным недоразвитием с большим трудом вырабатываются новые условные связи, особенно сложные, но, возникнув, они оказываются непрочными, хрупкими, а главное недифференцированными, что приводит к грубому уподоблению знаний. Алгоритмы решения каких-либо практических или умственных задач формируются очень медленно, причём чаще это не алгоритм, а косный стереотип, который не работает при малейшем изменении условий познавательной задачи.
    Разумеется, с возрастом, в связи с необходимостью посещать магазины, выбирать и оплачивать разнообразные услуги и прочее, у школьников накапливается собственный жизненный опыт, но спонтанно приобретённого опыта недостаточно. После окончания школы подросткам и взрослым, умственно отсталым лицам, предстоит вступать в более сложные экономические отношения, как на производстве, так и в быту. Поэтому практическая направленность преподавания в коррекционной школе VIII вида, связь предметов с другими предметами, трудом и жизнью является одним из средств коррекции недостатков интеллектуального развития,  подготовки обучающихся к овладению профессией и  дальнейшей социализации в обществе. Использование межпредметных связей помогает учителю осуществлять:
-смену форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока;
-даёт возможность разнообразить наглядность  на уроке;
-самостоятельную  деятельность организовывать как на уроке, так и за  его рамками.
Взаимное проникновение знаний и методов обучения  из одних учебных предметов в другие не только имеет прикладную и практическую значимость, но и отражает современные тенденции развития методики обучения. Интеграция знаний расширяет сферы использования информации, получаемой школьниками; происходит сближение содержательной и практической сторон обучения.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Современное образование сейчас отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
Обучающиеся с УО, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать. Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют или не в состоянии осуществить данную мыслительную операцию в силу нарушений развития. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока. Для детей с УО школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.
В соответствии с новыми стандартами обучения детей с УО, существует оптимальная система урока, наиболее коротким путем ведущая обучающихся к цели. Для усиления мотивации детей к познанию окружающего мира необходима демонстрация того, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения. В начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.
Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования.

Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисциплин Обучение языку детей с УО имеет практическую и коррекционную направленность. Под практической направленностью понимается, прежде всего, отбор такого учебного материала, который необходим для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Кроме того, все знания и навыки, учащиеся должны получать в процессе упражнений, что должно обеспечить активизацию их познавательной деятельности.
Практическая направленность уроков письма и чтения нацелена на формирование у детей речевых навыков. Через художественные произведения можно научить ребенка наблюдать, сострадать, любить, ненавидеть. Поэтому произведения в учебниках подобраны в соответствии с конкретной тематикой, освещающей жизнь детей и взрослых, их поступки и дела, сезонные изменения в природе и т.п. Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического, экологического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку. Практическая направленность уроков чтения заключается:
- в развитие речи учащихся,
-формировании читательской культуры,
- в воспитании нравственных качеств личности учащихся.
На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. А все это помогает дальнейшей успешной социализации учащихся в социуме.
Так же по ФГОС в начальной школе введен новый предмет «Речевая практика», который тесно связан с формированием социально-значимых умений.
Основу данного предмета составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания, о значении речи в жизни человека. Большая часть времени на уроках  отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью и бытом детей. Играя, соревнуясь, выполняя разнообразные практические задания, обучающиеся осмысливают значимость речи для понимания друг друга,  для передачи информации и т.д., преодолевают речевую замкнутость, обогащают речевой опыт, исправляют многообразные и разнохарактерные речевые ошибки, учатся выражать свои мысли в устной форме в той сфере деятельности, в которой речь выступает как средство коммуникации и общения.
Обучающиеся постепенно овладевают таким качеством устной речи, как выразительность: сила, темп, тон, мелодика. Они учатся понимать и использовать в речевом общении мимику и жесты. Материалом для такой работы служат различные скороговорки, потешки, прибаутки, короткие стихотворения, песенки, считалки, загадки, связанные с темой урока.    Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья», «Мир природы».
Речевые ситуации: «Это моя школа», «Вместе после уроков», «Я тебе позвоню», «Обмениваемся бытовыми советами», «В гости на день рождения», «Я пешеход», «Я зритель», «Мой дом и моя семья», «На приеме у врача», «Привычки хорошие и не очень», «Вместе нам не скучно», «В зоопарке у зверей», «Погода и мы».
Основная цель обучения речевой практике это развитие коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, подготовка детей с умственной отсталостью к жизни в современном обществе.

Уроки математики также играют большую роль в системе реабилитационных
мероприятий,  направленных  на  решение  основной  задачи  коррекционной
школы. В Стандарте записано, что при обучении математике выделяются «основные взаимосвязанные линии обучения, раскрывающие как «академический» компонент, так и формирование жизненной компетенции. Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования.
В жизни математика является одним из самых применяемых предметов в быту. Опыт работы показал, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. Поэтому предпочтение в процессе обучения отдаю решению задач практической направленности. Данный подход к работе позволяет добиться метапредметных, предметных и личностных результатов в обучении младших школьников. Практические работы усиливают связь с жизнью. Такие уроки обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают несомненный познавательный интерес учащихся. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам и т.д. Дети не всегда в состоянии понять, что самая не большая домашняя вещь стоит родителям немалых затрат труда. Для  ликвидации  этого  пробела  в  экономическом  воспитании  можно предлагать задачи, в которых говорится о средствах, затраченных на покупку предметов  повседневного  пользования,  об  экономии  средств  семейного бюджета, бюджета школы и т.д. Используя  реальные  ситуации  школьной  жизни,  доводить  до  сознания школьников  с  УО  включенные  в  них  математические  требования, стимулировать учащихся реально –практически выполнять эти требования, имитировать реальные жизненные ситуации в классе, решать возникающие в этих ситуациях задачи можно привить детям навыки практических действий.

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с УО, основными задачами предметной области естествознания (в начальной школе курс «Мир природы и человека») является: формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними; формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строение и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье. Практическое применение полученных знаний в повседневной жизни: уход за растениями, уход за домашними животными, уход за своим организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем. Основное внимание при изучении учебной программы «Мир природы и человека» уделено формированию  представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
  Программа по ручному труду направлена на социальную адаптацию, воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и, эмоционального настроя к труду; подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице);  На уроках ручного труда происходит воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать трудности и помогать другом, умение работать в коллективе); ознакомление с правилами безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями; воспитание уважения к своему труду и труду других людей; воспитание культуры труда; сообщение познавательных сведений о труде и отдельных профессиях;
формирование знаний о различных видах ручного труда; ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их свойствами; обучение работе с инструментами и приспособлениями; обучение доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов. Все это способствует развитию навыков практических действий, необходимых в различных жизненных ситуациях.

   Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. Поэтому нам как учителям необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий, чтобы подготовить его к самостоятельной жизни.

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню