Выступление Тюлюковой Н.Н. - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

Выступление Тюлюковой Н.Н.

Сведения об образовательной организации > Руководство. Педагогический состав > Методическая копилка

Выступление
учителя  письма
и чтения и развития речи
первой квалификационной категории
ОГКОУ Измайловской ШИ
Тюлюковой Натальи Николаевны

на педагогическом совете  29.03.2013г.


Тема:
«Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках письма и развития речи у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».


Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Теория обучения и образования стала все более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нем общественную личность творца, строителя нового общества.
В условиях коррекционной школы проблема активизации познавательной деятельности обучающихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, следовательно, необходимо обеспечить, чтобы каждый ученик был включен в познавательную деятельность, которая обеспечивает формирование и развитие познавательных потребностей.
  В течение нескольких лет работы по данной теме я убедилась, что задача педагога, используя разнообразные методы обучения, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить детей рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Считаю, что добиться результатов поставленных задач педагог может лишь тогда, когда он будет обладать рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса обучающихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности.
Познавательная деятельность – это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Познавательная деятельность – это направленность учебной деятельности на познавательный интерес. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.
Развитию и активизации учебно-познавательной активности обучающихся специальных коррекционных классов способствуют четкое планирование структуры урока, следующие, применяемые мною на уроках, технологии:
1) технология проблемного обучения,
2) ИКТ,
3) игровая технология,
4) здоровьесберегающая технология,
5) адаптивная технология,
6) личностно-ориентированная технология.
Методы:
1) объяснительно-иллюстративный,
2) репродуктивный,
3) исследовательский,
4) проблемно-поисковый,
5) метод проекта.
Формы работы:
1) коллективная,
2) групповая,
3) парная,
4) индивидуальная.
Средства деятельности:
1) технические и электронные средства обучения и контроля знаний,
2) раздаточный и дидактический материал,
3) печатные пособия,
4) презентации,
5) словари и энциклопедии.

Доминирующее место на уроках и во внеурочной деятельности я отвожу использованию личностно-ориентированной коррекционно-развивающей технологии, которая позволяет более полно реализовывать индивидуальные возможности каждого обучающегося. Одним из слагаемых данной технологии является создание ситуации успеха. Чтобы у ребенка не сформировалось негативное отношение к школе, я пользуюсь простым правилом: «Хвалить при всех, ругать только наедине». Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся. Иногда для создания ситуации успеха могу незначительно завысить оценку, но только в том случае, если уверена в поддержке и понимании ситуации в классе.
Подводя итоги работы по теме, могу сказать, что вопрос активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе преподавания русского языка, чтения и развития речи представляет сложную проблему. В связи с этим проблема изыскания методических путей активизации познавательной деятельности обучающихся применительно к грамматике и правописанию остаётся актуальной и по сей день. В связи с поиском эффективных приемов обучения, исходя из опыта своей работы, я предлагаю использовать вышеперечисленные методы и способы активизации учебной деятельности в работе с обучающимися специальных коррекционных классов, которые планирую использовать и в дальнейшей своей педагогической деятельности.

Выступление
учителя  письма  и  чтения и развития речи
первой квалификационной категории  ОГКОУ Измайловской ШИ
Тюлюковой Натальи Николаевны

На методическом объединении учителей 1-9 классов  30.05.2013 г.
Тема:
«Создание условий для успешной социализации обучающихся через развитие связной речи.»


Социализация – общенаучный термин, обозначающий процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей. Одна из причин, которая препятствует включению в социум умственно отсталых обучающихся, – низкий уровень развития речевой культуры. Связная речь: последовательное, развернутое изложение, грамматически правильно построенное, – наиболее сложная форма речевой деятельности. Особенно важно владение речью для старшеклассников, так как им предстоит получать профессиональное образование, устраиваться на работу и адаптироваться в трудовом коллективе. Речь обучающихся коррекционной школы VIII вида примитивна, ограниченность словарного запаса не позволяет сформулировать и высказать свою мысль, что мешает полноценному общению с окружающими людьми, препятствует самореализации ребѐнка, процессам адаптации и интеграции. Развитие, совершенствование речи детей с интеллектуальной недостаточностью – актуальная проблема преподавания русского языка и чтения. Какие упражнения выбрать для работы, чтобы обучающиеся приобрели навыки устной и письменной речи? Как обеспечить дифференцированный подход в работе по развитию речи умственно отсталых обучающихся? Прежде всего необходимо на каждом уроке серьезное внимание уделить словарной работе. Проведение словарной работы требует соблюдение основных правил: выдержанность количества слов (3-5 слов), объединение слов в тематические группы (процесс их запоминания становится более эффективным), использование новых слов в словосочетаниях, предложениях и текстах. Комплексная работа с новыми словами и постоянное применение их способствуют активизации слов в речи обучающихся. Предложение – основная единица речи, поэтому особое внимание уделяется отработке навыков составления предложений различных конструкций, размещения слов в них и смысловой законченности составленного предложения. Связная речь служит средством коммуникации на более высоком уровне, нежели предложение. Обучающимся необходимо научиться говорить и понимать речь других людей. Чтобы работа по развитию связной речи успешно осуществлялась, необходимо создать условия  для возникновения у детей потребности говорить, четко ставить цели высказывания перед детьми, указывать направление, по которому строится текст.
Вид задания: «Закончи предложение»
Назначение задания:
• Развивать способн6ости учащихся к поиску различных вариантов словесного выражения;
• Формировать умение определять границу предложения по смысловой законченности.
Образец задания. На лесной поляне…
Организация выполнения задания.
1. На доске записывается незаконченное предложение.
2. учащемуся предлагается подобрать окончание предложения, придумать как можно больше вариантов.

Вид задания: «Восстановление деформированного предложения».
Назначение задания:
- Формировать умение располагать слова в предложении в правильном порядке;
• Развивать умение удерживать в памяти отдельные слова в предложении, устанавливать логико-смысловые и грамматические связи между словами.
Образец задания: «Летом, часто, в, ходили, рощу, дети».
Организация выполнения задания.
1. Слова, расположенные в беспорядке, записать на доске.
2. Учащемуся предлагается составить  из указанных слов предложение и записать.


Составление рассказа по картинкам (учебник) На доске.
Выполнение заданий с объяснением(пример)
Воспроизведение прочитанного является одним из эффективных приемов развития мышления и речи учащихся. Среди видов пересказов наиболее распространенным является подробный пересказ – пересказ в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении. Из всех видов пересказов – подробный пересказ в большей мере способствует обогащению словаря детей, формированию строя предложений и развитию связной речи учащихся.
Подготовительным этапом к пересказыванию является чтение текста. Читать текст дети должны по частям, после чего учитель задает вопросы и вместе с учениками озаглавливает эти части, т.е. составляет план.
• Работу по составлению плана целесообразно начинать с иллюстративного материала. Предлагаемые в учебнике иллюстрации позволяют сформировать первоначальные навыки создания плана произведения. Анализ сюжетной картинки помогает учащимся найти соответствующий фрагмент текста и на его основе придумать к картинке название, которое может стать одним из пунктов будущего плана произведения. В дальнейшем выстраивается серия сюжетных картинок, отражающих последовательность совершаемых событий. Правильная выразительная речь учителя, воспитателя – образец для учащихся.
• Необходимо всегда и везде исправлять неправильную речь учащихся, делать это тактично, просто, уместно.
• В присутствии ученика никогда не высказывать сомнений в возможностях исправления речевых недостатков, создавать уверенно-оптимистические ожидания учащихся по поводу результатов логопедических занятий.
Каждый положительный результат, малейшую положительную динамику необходимо поощрять
Для того чтобы связная речь ребенка развивалась, необходимо создать такие условия на уроках, на внеклассных мероприятиях, кружках, в которых  он испытывал бы потребность в речевом общении
.

Выступление
учителя  письма  и  чтения и развития речи
первой квалификационной категории  ОГКОУ Измайловской ШИ
Тюлюковой Натальи Николаевны
На педагогическом совете 29.03.2014 г.
Тема:  «Использование ИКТ в практике работы учителя в специальной (коррекционной) школе »


Умственно отсталые – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития познавательных процессов. Трудности, которые испытывают эти дети, обусловлены как недостатками внимания, недоразвитием зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления. Это дети с  нарушениями различных сторон психофизического развития: слухо-речевой системы, зрительного восприятия, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы. Ученики, у которых в процессе обучения возникают особенные специфические трудности, обусловленные теми или иными отклонениями в развитии. Деятельность учителя в работе с такими детьми может быть успешной только в том случае, если он будет повседневно  получать помощь от психолога, логопеда, врача школы.
Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
Учащиеся коррекционной школы 8-го вида - это дети, для которых характерен основной общий недостаток - нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии.
Педагогическая система коррекционной школы направлена на обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными умственными возможностями, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию. Как правило, в коррекционной школе готовят учащихся к реальной действительности: обучение чтению, счету, письму, выработки чувства уверенности в себе, формирование навыков общения, выполнение простейшей работы по дому, приготовление пищи, умение делать покупки и т.д.    
Для реализации  целей обучения возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникационных технологий.
   Где же сегодня находят широкое применение ИКТ? Прежде всего, на уроке.
У обучающихся данного вида развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Обучающимся школ VIII вида свойственно наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.  «Дитя мыслит образами, звуками, красками». Следуя этому тезису К.Д. Ушинского, учителю всегда приходилось самому изготавливать наглядный материал к урокам. И зачастую перед учителем возникали проблемы: где найти нужный материал? как его лучше продемонстрировать? И здесь, как нельзя кстати, на помощь приходит яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Использование компьютерных технологий позволяет сделать урок более интересными, продуманными, мобильными. Нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске или флэш-карте.
Внедрение компьютеров перспективно так как:
• повышает эффективность проведения урока;
• организует режим индивидуального опроса;
• усиливает интерес учащихся к уроку.
Я считаю, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, а это в свою очередь способствует значительному повышению качества образования.
   Важнейшей составляющей использования информационных технологий в учебной деятельности является осознание учащимися того, что им становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей обстановкой, дает ему веры в свои силы. Использование в образовательном процессе информационных продуктов, вызывают у учащихся устойчивый интерес. Учащиеся при работе на компьютере не испытывают отрицательных эмоций, дискомфорта. Они не боятся допустить ошибку, так как всегда имеют возможность ее исправить, чувствуют свою успешность, сразу видят результаты своей работы. Все это способствует повышению учебной мотивации, развивает познавательную активность.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
 на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
 повышает мотивацию обучения, эффективность процесса обучения;
 обеспечивает наглядность;
 привлекает большое количество дидактического материала;
 повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
 обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
При разработке своих уроков с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья, использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые задания. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу: гимнастику для глаз,  физкультразминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон».
Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания;
- учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
- учащиеся должны заниматься в оборудованном кабинете в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. ( Санитарные правила и нормы).
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.
На своих уроках применяю  компьютерные тесты, проверочные игровые работы, позволяющие мне за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Такие уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски. Среди мультимедийных дисков в первую очередь следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Это увлекательное путешествие в мир знаний. Энциклопедия содержит более 40 детских произведений, в исполнении известных актеров: стихи Пушкина, Лермонтова, рассказы советских, русских и зарубежных писателей. Эти произведения мои ученики слушают на уроках литературного чтения и учатся читать также интересно.
Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.  Более того презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Использовать презентации можно на всех этапах урока.
Программное обеспечение MS Power Point позволяет к каждому слайду презентации добавлять звуковые файлы. Использование богатых графических, звуковых и интерак¬тивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмо¬циональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
В своей работе с детьми я стараюсь использовать ресурсы Интернет в полном объёме. Во-первых,  это творческие задания по созданию рефератов, выступлений, докладов, что предполагает поиск нужной информации в Интернете. Во-вторых, занятия с детьми на уроках и во внеурочное время,  а именно знакомство с детскими развлекательно-познавательными сайтами, на которых дети под моим руководством, по заранее подготовленным ссылкам, находят различные конкурсы, викторины, кроссворды, ребусы, загадки. В будущем планирую участие обучающихся моего класса в различных дистанционных викторинах и конкурсах.  
Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Выступление
учителя  письма  и  чтения и развития речи
первой квалификационной категории  ОГКОУ Измайловской ШИ
Тюлюковой Натальи Николаевны

На педагогическом совете 25.03.2015 г.

Тема: «Коррекционная работа на уроках  письма и развитие речи  с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
                                         


Обучающийся с нарушением психического развития – это «особый» ребёнок. Но, как и всякие другие ученики, «особые» дети на протяжении всех лет обучения развиваются. Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у «особого» ребёнка высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия), которые у них очень слабо развиты, особенно мышление, что ведёт к плохому усвоению учебной программы
    Мышление - творческий процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных операций.
    Основными операциями мышления являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.
     Первейший признак умственной отсталости - нарушение мышления. Недоразвитие мышления таких детей определяется тем, что оно формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности. Притом, нарушения наблюдаются во всех операциях мышления.
     Снижается уровень обобщения у учащихся с нарушением психического развития, которое проявляется преобладанием в суждениях непосредственных представлений о предметах и явлениях, установлением сугубо конкретных связей между предметами. «Особые» дети мыслят конкретно, т. е. остаются во власти единичных наглядных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное. Они скорее вспоминают, чем размышляют. Например, при классификации предметов они объединяют в группы разнородные предметы (тетрадь и стол, поскольку оба нужны для письма). Предметы ими группируются на основе второстепенных признаков. Отмечается непонимание условности и обобщенности образа при толковании пословиц и метафор. Не понятен перенос смысла пословицы на другие ситуации. Пословицы понимаются буквально, и при этом утрачивается их обобщенный смысл. При сравнении предметов отсталым учащимся легче установить различия, чем уловить сходство. Это происходит потому, что у них недостаточно развита операция обобщения.
    В процессе обучения слабость обобщений проявляется в плохом усваивании правил и общих понятий. Заучивая правила наизусть, учащиеся не понимают их смысла и не умеют их применять. В связи с этим изучение русского языка — предмета, в наибольшей степени требующего усвоения правил, представляет особенную трудность для детей с нарушениями интеллектуального развития. Они не способны совершать словесное опосредованные объективных связей между предметами и явлениями реального мира, что затрудняет им управление своим поведением. Таким образом, несовершенно отражается предметный и человеческий миры и взаимосвязи в них. Такие дети не умеют абстрагироваться от конкретных деталей, в то время как это необходимо для полноценного отражения объективных свойств и закономерностей явлений. Их аналитическая деятельность основывается на представлениях и понятиях. Такие учащиеся в своём развитии идут от анализа отдельного предмета, отдельного явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями, что является необходимой предпосылкой понимания учащимися явлений окружающей жизни. Особые трудности у учащихся с отклонениями в развитии возникают при установлении и понимании причинно-следственных связей. Детям легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это и понятно: при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, при умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана, так как указанный факт может быть следствием самых различных причин, которые надо специально анализировать.
    Недоразвитие высших форм мышления «первое и наиболее частое осложнение, возникающее как вторичный синдром при умственной отсталости», но осложнение, возникающее не обязательно. Отсюда вывод — умственно отсталые дети смогут научиться обобщать.
      Нарушение динамики мыслительной деятельности проявляется в форме лабильности и инертности мышления. Инертность мышления, затрудненность переключения с одной мысли на другую проявляется в обстоятельности и излишней детализации. Она характерна для многих умственно отсталых учащихся. У них обнаруживается замедленность, туго подвижность интеллектуальных процессов и трудности переключения.
      Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления характерно для умственно отсталых лиц, у которых, как правило, отсутствует мотив действия. Отсутствие целенаправленности в действии сказывается и в мышлении, которое становится не только поверхностным и незавершенным, но и перестает быть регулятором поведения.
    Нарушение критичности мышления (отсутствие контроля своих действий и коррекции допущенных ошибок) — постоянная характеристика умственно отсталых субъектов, которые не умеют оценивать работу мысли, взвешивать все доводы за и против. При выполнении ими заданий обнаруживается много ошибок, связанных с бездумным написанием слов на изученные орфограммы, безразличным отношением к собственным ошибкам.
     Слабость регулирующей роли мышления у «особых» детей возникает в связи с тем, что они не умеют пользоваться в случае необходимости уже усвоенными умственными действиями. Ослабление регулирующей функции мышления связано с «некритичностью» мышления. Умственно отсталые учащиеся не сомневаются в правильности своих, только что возникших предположений. Редко замечают свои ошибки. Они даже не предполагают, что их суждения и действия могут быть ошибочными.
    Таким образом, мышление таких детей конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное, стереотипное и некритичное. Регулирующая роль мышления в поведении недостаточна. Для того, чтобы помочь учащимся с нарушениями психического развития научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности применяю на уроках русского языка приёмы и упражнения, корригирующие процессы мыслительной деятельности.
      Приёмы и упражнения на   уроках русского языка, направленные на коррегирование мыслительных операций.
     Коррекция - исправление (преодоление) недостатков физического и психического развития аномального ребёнка.
     Важнейшим значением корректирования высших психических функций является развитие мыслительных операций. Мышление развивается двумя путями: первый — от восприятия к наглядно-действенному мышлению, а затем к наглядно-образному и логическому; второй — от восприятия к наглядно-образному и логическому мышлению. Оба пути развития существуют одновременно и, хотя на определенном этапе сливаются воедино, имеют свою специфику, играют свою особую роль в познавательной деятельности человека. Важно помнить, что достижения каждого периода развития не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а играют свою роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому несформированность процессов мышления, идущих как от восприятия к наглядно-действенному, так и от восприятия к наглядно-образному мышлению, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.
     Автор «Методики обучения русскому языку в коррекционной школе» А. К. Аксёнова выделяет пять основных методических принципов обучения умственно отсталых школьников русскому языку:
* принцип коммуникативной направленности;
* принцип единства развития речи и мышления;
* принцип повышения языковой и речевой мотивации;
* принцип формирования чувства языка и опоры на него;
*      принцип взаимодействия работы над устной и письменной речью.
     Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы является принцип единства развития речи и мышления. Этот принцип опирается на психологическую закономерность, проявляющуюся во взаимодействии языка и мышления.
     Нарушение интеллектуальной деятельности умственно
отсталых детей приводит к неполноценности их речевой
практики. В свою очередь, недоразвитие речи задерживает
формирование логического мышления, затрудняет устранение
недостатков наглядно-образной и наглядно-действенной его
форм. Разорвать этот замкнутый круг можно прежде всего в области речи. Речь - канал развития интеллекта и, что особенно важно, канал, доступный для внешнего воздействия.
     Формируя речь, работаю над обогащением, точностью, выразительностью на любом уровне - будь то слово, предложение или текст. Развитие названных качеств речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся. «Речь организует, упорядочивает и активизирует мышление школьников, пишет В. Г. Петрова, - помогает им устанавливать несложные смысловые связи между частями воспринимаемого материала и тем самым способствует осуществлению познавательной активности».
    Принцип единства речи и мышления реализуется с помощью методов и приёмов обучения, активно влияющих на речевую и мыслительную деятельность детей. Прежде всего, это те методы и приёмы, которые составляют суть мыслительных операций. К таковым относятся анализ и синтез, конкретизация и обобщение, сравнение и классификация.
    По данным исследования Б. Брёзе, активное использование методов сравнения, анализа и синтеза положительно влияет на формирование речи и мышления детей : «...учащиеся вспомогательных школ интенсивно развивают свои способности... и склонности к спонтанному речевому воспроизведению в неразрывной связи с их способностью к умственному анализу и синтезу». Применение вышеназванных методов и приёмов на уроках русского языка вызывает у детей интерес к предмету, активность на занятиях, развивает речь, повышает орфографическую грамотность. Поэтому на уроках русского языка систематически использую коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока. Вид коррекционного упражнения определяется целью и задачами урока. По времени такие задания занимают небольшую часть урока (от 1 до 5 мин.), но приносят большую пользу и эффективность для развития высших психических функций.
     В структуре урока выделяют несколько этапов: подведение к теме урока, словарная работа, изучение нового материала, закрепление и другие.
      Начало урока должно быть интересным, настраивающим на работу, поэтому на этапе подведения к теме урока использую следующие корр. приёмы:
1) Словесные лабиринты
2) Изменение направления текста
3) «Перевертыши»
4) Слова с «зашумлением»
5) Анаграммы  (анаграммы с нумерацией)
      Эти коррекционные приёмы оживляют начало урока, повышают интерес детей к изучаемому предмету; развивают у учащихся внимание, кратковременную память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность.
      Одним из важнейших этапов урока русского языка является словарная работа.
Представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности, поэтому на этом этапе урока использую различные коррекционные приёмы и упражнения для развития логического мышления, внимания, памяти, восприятия, речи с целью повышения эффективности словарной работы, активности школьников, обеспечения на данном структурном этапе урока его развивающей направленности.
     С помощью коррекционных упражнений учащиеся самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарной работы.

1) расположить прямоугольники по степени увеличения точек

2) найти прямоугольник или треугольник с первой буквой и дальше самостоятельно установить последовательность соединения остальных букв

3) внимательно посмотреть на данную запись и назвать два словарных слова

4) составить слово из букв в кругах в порядке возрастания цифр

5) решение анаграмм

ЯИЦАИВА - авиация, ШАФТЛАНД- ландшафт, РГСТРТРЕИАУА - регистратура, ШЕВЯ -  швея    и т. д

Другой вид упражнений предусматривает работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта.

1) нужно назвать два слова, которые зашифрованы с помощью чисел. Каждому числу соответствует определённая буква

Первое слово: 5, 1,7, 9, 2, 6, 3, 6, 4.
Второе слово: 11, 3, 10, 8, 12, 2, 4, 1, 5.

Каждому числу соответствует определённая буква:
123456789    10    11    12
АРНМГОСВТ И У    Е

Искомые слова: гастроном, универмаг.
2) В другом задании предлагаю детям шифр и ключ к нему
Еще один вид упражнений основан на связи словарного слова с лингвистическим материалом. В зависимости от содержания учебного материала, от цели урока варианты работы могут быть самые разные.
1) Например, при закреплении материала о глухих и
звонких согласных предлагаю зачеркнуть глухие согласные в данной цепочке

2) При изучении темы «Местоимение» предлагаю задание:
правильно расположить местоимения в порядке их изменения по падежам и соединить буквы в скобках.
       мне (Т), меня (И), я (М), обо мне (Г), мной (Н), меня (И).
Для развития логического мышления в работе над словарными словами использую и другие коррекционные приёмы и упражнения:
1) Слова с «зашумлением»

2) Приём на использование геометрических знаний.
Дети должны запомнить фигуры и находящиеся в них буквы.
(Время для запоминания - от 30 с. до 1 мин.), после чего фигуры с буквами убираю и показываю те же фигуры без букв в нужной последовательности. Дети должны вспомнить буквы каждой фигуры и составить слово.

3) Приём на использование знаний по рисованию.
Расположить квадраты с буквами по цветам радуги
4) приём «недописанных слов»

5) Ребусы  В своей работе использую коррекционные приёмы и при закреплении знания словарных слов: упражиения-схемы, «Узнай слог-слияние», работа с «разрезанными словами»

- Ориентируясь на графическое изображение, форму и цвет фигур,
соберите слова и запишите их в три столбика по родам.
- Прочитайте слова на полосках
    Немаловажное значение имеют коррекционные приёмы и при закреплении изученного материала на любом другом этапе урока.
    Например, при закреплении знаний о глаголах прошедшего времени предлагаю ребятам прочитать 8М8 -сообщение:
 Мыходиливпаркбылотеплоявстретиладругаон
подарилцветокяулыбнуласьипоблагодарила.
Затем работаем с текстом: разбиваем на предложения, записываем в тетрадь, выделяем окончания глаголов.
При закреплении знаний о составе слова применяю упражнение «Телефон».       Например:
Образуй и запиши слова из слогов, записанных под цифрами на диске телефона

При закреплении знаний об именах существительных использую следующие упражнения:
Запиши части одушевленных предметов.
В скобках поставь вопросы к существительным.

Рак - ( ?)
Обезьяна  -  (  ?)
Кошка  -  ( ?)
Приём «Слова в разных направлениях»

- Определите род существительных и запишите их в три столбика
Приём «клякса» можно использовать при изучении любой темы. Например, «Род имён существительных» (клякса упала на слова, остались только окончания)

Упражнение «Расшифруй» при изучении темы «Предложение»  Прочитай пословицу, вычеркнув буквы х и ф. Запиши. Расставь знаки препинания в сложном предложении. Разбери по членам предложения.
Тфрхудф хчфефлохвфехкаф фкохрфмихт хлфенхь фпхорфтихт.
При работе над существительным можно использовать приём «Два в одном».
-Вставь пропущенную букву, которая служила бы одновременно окончанием первого слова и началом второго слова. Запиши существительные, обозначь склонение. Найди и подчеркни «лишнее» слово.
мя(.)ай                             ко(.)орт
мух(.)рбуз                       пе(.)ыр
сло(.)ос                            са(.)ом
Приём «Четвёртый лишний».
В каждой строчке найди и вычеркни «лишнее» существительное . Определи склонение оставшихся слов.
Степь, поле, кисть, площадь.
Снегирь, календарь, олень, сирень.
Зерно, луна, солнце, полотенце.
Книга, храбрость, звезда, отвага.

Приём «Зашифрованное слово».
     Этот вид упражнений закрепляет умение учащихся делить слова на слоги и составлять из них новые слова. Из каждого слова нужно брать заданные слоги, например,
1) Из каждого слова взять только первые составить новое слово:
а) берег, серебро, дама бе -се - да
б) богатство, лото, топор бо - ло - то
в) костюм, мостик кос - мос
и т.д.
2) Из каждого слова взять второй слог, составить новое слово:
а) консервы, девиз сер - виз
б) беседа, дерево, родина, тина  се - ре - ди - на
в) поворот, пороша, канава         во - ро - на
и т.д.
3) Из каждого слова взять последний слог, составить
новое слово:
а) лиса, письмо, билет са - мо - лет
б) север, пальто, жилет вер - то —лет
в) карман, вода, сахарин ман - да —рин
и т.д.
4) Задание можно усложнить. Например, из первого
слова взять первый слога, из второго - второй, из
третьего - третий и др.
а) факел, синева, пещера_ фа -не -ра
б) семена, березовый, проходила, балерина  се-ре-ди-на
и т. д.
    Эти задания развивают основные свойства внимания и позволяют формировать такие мыслительные операции, как анализ и синтез (мысленно разбивать целое на части и составные части снова соединять в одно целое).
Приём «Кодирование».
- Расшифруйте и прочитайте пословицу:

Кроссворды, загадки, пословицы  - благодатный материал, который можно использовать на любом уроке.   В результате систематического использования коррекционных приёмов и упражнений на уроках русского языка, направленных на развитие мыслительных операций, у учащихся увеличивается скорость и качество письма, объём учебной информации, обрабатываемой каждым учеником на каждом уроке, повышается уровень:
    - элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации);
    Коррекционные упражнения направлены не только на развитие мышления, но и на усвоении учениками учебной программы по русскому языку.


Выступление
учителя  первой квалификационной категории  ОГКОУ Измайловской ШИ
Тюлюковой Натальи Николаевны
На методическом объединении учителей 1-9 классов 29.10.2015 г.

Тема:
«Развитие навыков чтения у обучающихся коррекционных школ VIII вида.»


Опыт работы с обучающимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для обучающихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.
       Уроки чтения  в нашей школе выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.
Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества:
• Беглость
• Правильность
• Выразительность
• Осознанность
Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки  их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем остается.
Темп чтения у детей с проблемами в развитии зависит от информационной, лексической и структурной сложности текста. Чем сложнее текст, тем медленнее читают дети.
Беглое чтение – это такой темп, который характерен для разговорной речи, и при котором понимание читаемого материала опережает его произношение. Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении.
       Приемы работы по формированию беглого чтения:
• многократность прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по ролям, чтение текста и разделение его на части, озаглавить каждую часть, составление характеристики героев);
• речевая разминка (пятиминутка) 5-6 класс . Например:
А) речевая гимнастика:
“Забей гол”. Рот закрыт, губы без движения. Кончик языка задевает щёки.
“Качели”. Водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперёд – назад.
“Лошадка”. Цоканье.
“Задуй свечу”. Щёки должны быть втянуты.
Б) скороговорка (на доске):
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба
Говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену
.
• сочетание курсорного (беглого) и статорного (аналитического) чтения на основе изучаемого текста;
• прием подсчета слов («жжужащее» чтение);
• развитие смысловой догадки;
• зрительные диктанты (4-5 класс). Проводится на уроках русского языка (орфографическая пятиминутка).
Правильность чтения у умственно отсталых школьников отрабатывается с определенными трудностями. Такие дети допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова. Примерно 80 % обучающихся первого года обучения допускают различные нарушения правильности чтения. К сожалению, нарушения правильности чтения сохраняются и в старших классах
Типичные ошибки и их причины:
• замены звуков (из-за недостатков произношения, нарушения фонетико-фонематического слуха, плохой зрительной дифференцировки, инертности процессов возбуждения и торможения, непонимания слов);
• пропуски букв (из-за нарушения внимания, инертности процессов переключения с одного звука на другой и упрощения слов);
• добавление лишних звуков (из-за нарушения внимания, нарушения процессов возбуждения и торможения - застревание, склонности к упрощению).
Приемы работы над правильностью чтения:
1. Многократность прочтения текста со сменой заданий:
o чтение по заданию;
o эстафета цепочкой;
o выборочное чтение;
o чтение по ролям (с 3-го класса).
2. Проведение речевых зарядок (пятиминуток), предваряющих чтение текста, основной целью которых является подготовка учащихся к прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ чтения.
3. Использование различных игровых приемов:
o игра "Будь внимательным" (в таблице сходные по звуковому составу слова - потеплели, потемнели);
o игра "Фотоаппарат" (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения);
o игра "Буксир" (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников).
4. Включение в чтение обучающихся со слабой техникой чтения:
o отраженное чтение (читает сильный ученик, слабый повторяет);
o хоровое чтение;
o чтение с продолжением (сильный ученик начинает, слабый продолжает);
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические ударения.
Образец выразительного чтения дает сам учитель, либо используется чтение в исполнении профессиональных артистов (вставка – использование мультимедиа)
Кроме этого большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения и паузы.
Логические ударения
Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Например:
На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.
1. Дети завтра пойдут в кино.
2. Дети завтра пойдут в кино.
3. Дети завтра пойдут в кино.
4. Дети завтра пойдут в кино.

Паузы
Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Например:
Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Обучающиеся  внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого обучающимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.
1. Доброе братство | лучше богатства.
2. Один в поле | не воин.
3. Согласье | крепче каменных стен.
4. Одна пчела | не много меду натаскает.

Осознанность чтения - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения.
Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы.
Задания, связанные с лексической работой над словом:
Задание 1. Разбор значений слов-синонимов.
На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения, читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.
• ключ – родник
воин - солдат, боец
зябнуть - стынуть, мерзнуть
забор - изгородь, плетень
стеречь - охранять, караулить, сторожить
храбрый - смелый, отважный, мужественный, бесстрашный

Задание 2. Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.
• Веселый - грустный (рассказ).
Веселое - грустное (выражение лица).
Веселый - скучный (день).

Задание 3. Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.
а) Найди ошибку.
У котенка белая лапки
Дедушке Ване семь лет
Я вчера буду купаться
Мы завтра были на даче

Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы.
Вся работа, направленная на развитие у учащихся навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения протекают в единстве. Она способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения, повышает самостоятельность учащихся в работе над текстом
.


Выступление
учителя  письма  и  чтения и развития речи
первой квалификационной категории  ОГКОУ Измайловской ШИ
Тюлюковой Натальи Николаевны

На педагогическом совете  03.11.2017 г.

Тема:  «Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ
с учётом требований ФГОС.»


    С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.  Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.  Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
В настоящее время обсуждается проект «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья», разработанный в Институте коррекционной педагогики РАО. Стандарт специального образования необходим, поскольку дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.
Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на  получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.  
И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. Пришло время каждому педагогу разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому.
В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.
Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность. Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью  детей;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.
Содержание коррекционной работы – это  фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.
При  проведении  коррекционной работы следует применять следующие требования:
а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;
б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых  и самостоятельных работ;
в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;
г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.
При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:
1. принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.
2. принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом, формируются не только знания, но и навыки.
3. принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся: мышление, внимание, память и  речь.
4. принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы должны быть творческими, проблемными.
Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых. Все эти три цели обучения осуществляться должны одновременно.
Надеюсь, материал данной статьи поможет учителям проанализировать свою деятельность и разобраться в том, что и как необходимо изменить при организации и проведении коррекционного обучения. Критический анализ своей педагогической деятельности, отбор приемлемых, современных методов и приёмов обучения, изучение специальной и коррекционной педагогики – это то, без чего не обойтись сегодня современному учителю в условиях инклюзивного образования.  



 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню