Доклад Феклиновой О.В. "Здоровьесберегающие технологии" - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

Доклад Феклиновой О.В. "Здоровьесберегающие технологии"

Сведения об образовательной организации > Руководство. Педагогический состав > Методическая копилка

ДОКЛАД  НА ТЕМУ: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ»

Подготовила: учитель физкультуры Феклинова О.В.
ОГКОУ Измайловская ШИ


Деятельность учителя в этом аспекте должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности обучающихся и семьи в целом.
Создание условий для заинтересованного отношения к учебе
Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - обучающийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом обучающийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему. Если ученик не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний и каждый новый материал оказывается как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным.
Включение в процесс занятий элементов активного отдыха
Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры – на других уроках и переменах: физкультминутки, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены. Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.
Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных помещениях
Освещение и характеристика воздуха в спортивном зале, температурный режим. Все это достаточно полно регламентируется соответствующими санитарно-гигиеническими нормами.

Традиционная система физического воспитания, ориентированная на рекомендуемую (подчеркиваю - не обязательную к исполнению, а рекомендуемую) Министерством образования РФ программу, рассчитана на определенное обеспечение помещениями, специализированными оборудованием и инвентарем. При отсутствии же подобных условий программа становится в полной мере невыполнимой и преподаватель физической культуры всю тяжесть её освоения переносит на предлагаемые в программе нормативы, то есть фактически переносит бремя ответственности за эффективность физического воспитания с себя на учеников. Более того, учитывая сложившиеся в нашем образовании отношение к нормативам, ориентированным на «среднего» ученика, сами по себе они в нынешней интерпретации являются важнейшим фактором не воспитания у учеников физической культуры, а отчуждения от неё. Вместе с тем, решение этого вопроса, причем на основе индивидуальных ориентиров, не вызывает никаких принципиальных трудностей
Важнейшей задачей в образовательном учреждении является создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в процесс обучения и воспитания.
Полагается, что составителю удалось осветить основные проблемы, связанные с сохранением и укреплением здоровья.
Характеристика здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Выделят следующие здоровьесберегающие технологии:
− Медико-гигиенические технологии;
− Физкультурно-оздоровительные технологии;
− Экологические здоровьесберегающие технологии;
− Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
− Здоровьесберегающие образовательные технологии;
− Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии;
− Лечебно-оздоровительные технологии.
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
Рассмотрим следующую форму физкультурно-оздоровительных технологий: физкультминутки. Как показали многочисленные исследования и практика, физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки.
Физкультминутки проводятся в классе под руководством преподавателя или физорга и не должны превышать 1-2 мин. Наиболее целесообразно проводить их, когда у детей появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т.п. Время начала физкультминутки определяет учитель, проводящий урок.
Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз. В него включаются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать большие группы мышц - в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании статической позы во время урока. В комплексах физкультминуток желательно использовать упражнения потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями рук.
Внеурочная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с детьми в учреждениях образования является составной частью учебно-воспитательного процесса. Основу внеурочной работы по физическому воспитанию составляет организация и проведение круглогодичной спартакиады учащихся, а также подготовка и участие в краевых, городских соревнованиях и мероприятиях.
Внеурочная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с обучающимися включает в себя:
- организацию и проведение физкультурно-оздоровительных и туристских мероприятий, спортивных соревнований, круглогодичной спартакиады учреждения образования;
- организацию и проведение занятий в спортивных секциях и физкультурных кружках;
- подготовку и участие сборной команды учреждения образования в краевых, городских соревнованиях.
Одним из основных критериев внеурочной работы в образовательных учреждениях является регулярное массовое участие учащихся в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях в течение учебного года.
Большое значение в физкультурно-оздоровительных здоровьесберегающих технологиях отводится самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Конкретные направления и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся.
Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.
Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна.
При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку на организм повышать постепенно, с максимумом, в середине и во второй половине комплекса. К окончанию выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать ее до средних величин.
Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или уменьшение их интенсивности и объема, обеспечивается: изменением исходных положений (например, наклоны туловища вперед - вниз, не сгибая ног в коленях, с доставанием руками пола легче делать в исходном положении «ноги врозь» и труднее делать в исходном положении «ноги вместе»; изменением амплитуды движений; ускорением или замедлением темпа; увеличением или уменьшением числа повторений упражнений; включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп; увеличением или сокращением пауз для отдыха.
Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10-15 мин через каждые 1 - 1,5 ч работы оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности.
Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе.
Занятия физической культурой воспитывают у обучающихся естественную потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, формируют умение самостоятельно заниматься, способствуют ощущению реальной пользы и прогресса в физическом состоянии. Обеспечению здорового образа жизни выпускников призвана физкультурно-образовательная направленность физического воспитания учеников, которая выражается в занятиях не только теми физическими упражнениями, которые присущи данной возрастной группе, но и теми, которые будут востребованы в более старшие возрастные периоды. При выпуске из школы предполагается сформировать у обучающихся навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями, при которых индивидуально определяется время, место, а также форма физкультурно-спортивной активности.
Занятия физической культуры способствуют также формированию навыков организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня школьников. На занятиях физическим воспитанием учащемся предоставляется возможность самостоятельного проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, используемых в режиме учебного дня: комплексы гимнастики до занятий, физкультминутки, подвижные игры и т. д.
Таким образом, приобретение обучающимися знаний о здоровье и здоровом образе жизни, формирование на их основе практических умений и навыков, возможно, осуществить при реализации учебно-воспитательного процесса. Очевидно, что эффективная работа в этом направлении будет способствовать не только приобщению к здоровому образу жизни обучающихся, но и учить их более внимательно относится к своему здоровью.

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню