Доклад Беркутовой Н.Х. - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

Доклад Беркутовой Н.Х.

Сведения об образовательной организации > Руководство. Педагогический состав > Методическая копилка

Тема сообщения «Создание здоровьесберегающего пространства для обучающихся с ОВЗ в работе  учителя географии »


Выступление    подготовила: Беркутова  Нязиря  Хамзиевна

Здоровьесберегающие образовательные технологии – организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников. Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является: обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – наиболее значимые из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, подходов к решению возникающих проблем. Основными принципами и отличительными особенностями здоровьесберегающих образовательных технологий являются:
-отсутствие авторитарности;
-индивидуализация педагогических воздействий;
-творческий характер образовательного процесса;
-создание благоприятных психологических условий и обеспечение комфортного микроклимата.
  Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя -предметника. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся. В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся. Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке.  Учитель специальной (коррекционной) школы, готовясь к уроку, определяет уровень и длительность усилий, необходимых ему для выполнения той или иной работы всему классу и отдельными учащимися, продумывает индивидуальный и дифференцированный подход, а также механизм восстановления и активации работоспособности на разных этапах занятий (игровые моменты, переключения, обязательные физкульминутки).
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках. За время ведения моей педагогической деятельности я стараюсь включать на уроках приемы здоровьесберегающих технологий и учитывать возрастные и физиологические особенности детей:
-учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (посадка детей в соответствии с ростом, поправление осанки на уроке в случае необходимости, количество видов деятельности на уроках, их продуктивность);  
- проведение физкультурных пауз на уроках;
-эмоциональные разрядки на уроках;
-использование релаксационных упражнений;
-дозировка домашнего задания и т.д.
Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение воспитанников, снимают статистические мышечные нагрузки.
Я стараюсь  проводить их с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Время начала физкультминутки выбираю сама, когда значительная часть детей начинает утомляться. В течение урока проводится одна - две физкультминутки.
Проведение физкультминуток решает следующие задачи:
1.Уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы.
2.Активизация внимания детей и повышения способности к восприятию учебного материала.
3.Эмоциональную «встряску» обучающихся, возможность «сбросить» накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний.
Упражнения должны дать нагрузку неиспользованным мышцам, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Учитель произносит команды четким, громким голосом. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель. Обязателен положительный эмоциональный фон.
На своих уроках географии я использую как  традиционные физкультминутки, так и физпаузы, которые так или иначе связаны с предметом «География» или конкретной темой урока.  Я сама обязательно выполняю все предлагаемые детям упражнения.
Применение здоровьесберегающих технологий снижает утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также коррекции психоэмоционального состояния учащихся на уроке.
      Все это, на мой взгляд,  способствует повышению мотивации,  творческой активности и вместе с этим укреплению здоровья учащихся.


 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню