Анализ УВР за 2015-2016 г.г. продолжение 2 - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

Анализ УВР за 2015-2016 г.г. продолжение 2

Сведения об образовательной организации > Документы

О результативности логопедического сопровождения в ОГКОУ  Измайловской ШИ  за 2015-2016 учебный год
Приоритетными направлениями деятельности учителя-логопеда  являются:
 диагностическое, цель которого - логопедическое обследование детей, комплектация подгрупп, выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе; отражение результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и групповой работы с детьми;
 коррекционно-развивающее: проведение групповых, индивидуальных логопедических занятий по исправлению различных нарушений устной и письменной речи;
 консультативная деятельность.
Диагностическо направление:
Обследование с учетом инициатора обращения

Результат обследования с учетом выявленных проблем

Используемые диагностические методики

Коррекционное направление (состав коррекционных групп, направления коррекционно-развивающей работы, реализуемые учителем-логопедом; название программ, утвержденных директором образовательного учреждения)

Аналитическое направление

Динамика развития обучающихся

Результативность:

Результаты работы с обучающимися по специальной (коррекционной) программе учреждений VIII вида


Сопровождение обучающихся

Динамика сопровождения

Значительные улучшения

Выпущено с положительными результатами

16

10

2

Консультативно-просветительское

 

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

5Б кл

6 кл

7 кл

итого

Консультации
Примеры формулировок задач к коррекционным занятиям

1

2

3

1

2

3

2

14

Рекомендации для учителей по психолого-медико-педагогическому сопровождению

3

2

2

2

7

3

1

20

Рекомендации родителям
оформление методических стендов

1

1

2

3

2

3

1

13

Цель логопедической работы: организация коррекционно-развивающей работы  по развитию речи детей с особыми образовательными  нуждами.
Направления:
- изучение состояния речи;
- - оформление речевых карт;
- - организация мониторинга состояния речевого развития;
- коррекционно-развивающие занятия по развитию речи;
- - организация консультативного взаимодействия с родителями обучающегося;
- разработка методических рекомендаций по развитию речи.
Основной формой коррекционно-логопедической работы по устранению речевых нарушений являлись  логопедические занятия, которые проводились  групповым и индивидуальным способами.

Логопедическая работа в школе строится на основании письма Миообразования РФ от 20  июня 2002 г. № 29/2194-6 «Об организации логопедической работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII  вида». Логопедическая работа в  школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.
Цель логопедической работы: организация коррекционно-развивающей работы  по развитию речи детей с особыми образовательными  нуждами.
Направления:
- изучение состояния речи;
- - оформление речевых карт;
- - организация мониторинга состояния речевого развития;
- - коррекционно-развивающие занятия по развитию речи;
- организация консультативного взаимодействия с родителями обучающегося;
- разработка методических рекомендаций по развитию речи.
Основной формой коррекционно-логопедической работы по устранению речевых нарушений являлись  логопедические занятия, которые проводились  групповым и индивидуальным способами.
Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и носят стойкий характер.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.
Наиболее распространенными речевыми расстройствами у учеников младших классов  школы-интерната являются дефекты звукопроизношения и нарушения письменной речи.
Обследование устной речи  проводится на  основании пособия О.Б.Иншаковой  «Альбом для логопеда», где представлен иллюстративный материал для обследования звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка.
Автоматизация звуков у детей, в основном, строится на дидактическом материале по автоматизации звуков. Дополнительно используются  методические рекомендации по постановке и автоматизации правильного произношения  материалы Е.Ф.Рау, В.И.Рождественской.
Коррекция письменной речи учащихся осуществляется на основе  методических разработок Л.Н.Ефименковой.
Работа по расширению словаря по различным лексическим темам проводилась согласно  программе логопедической работы с детьми с ОНР II-III уровня.
В начале учебного года было проведено первичное обследование речи вновь поступивших  обучающихся, уточнены диагнозы обучающихся, уже зачисленных на логопедические занятия. Таким образом, к началу учебного года выявлено состояние речи у всех детей, занимающихся на логопедических занятиях в 2015-2016 учебном году. Обследование проводила учитель- логопед Бамбурова М.В.,  имеющая  первую категорию. Бамбурова М.В. в 2014 учебном году прошла курсы  повышенпия квалификации дистанционно в Педуниверситете «Первое сентября» и факультета педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова в объёме 72 часов по программе: «Дефектология».
  В результате тщательного специального обследования были выявлены характерные  особенности нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности каждого обучающегося. На основе этого были сформированы группы обучающихся, а часть детей определена на индивидуальные занятия. На групповую форму занятий были зачислены 16 человек, что составляет 4 группы и 8 человек были зачислены на индивидуальную форму логопедических занятий.
Общее количество обследованных детей – 21 человек.
Обучающиеся зачислены на групповые(25-45 мин) и индивидуальные (20-25 мин.) формы занятий согласно расписанию, составленным учителем-логопедом и утвержденным директором школы-интерната.
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей является длительным и сложным процессом. Работа по воспитанию правильного звукопроизношения значительно осложняется характерной для умственно отсталых детей слабостью замыкательной функции коры, трудностью закрепления новых условных связей. У детей данной категории наиболее длительным является введение звука в речь в различных ситуациях речевого общения, т.е. этап автоматизации
Приоритетными направлениями деятельности учителя-логопеда  являются:
 диагностическое, цель которого - логопедическое обследование детей, комплектация подгрупп, выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе; отражение результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и групповой работы с детьми;
 коррекционно-развивающее: проведение групповых, индивидуальных логопедических занятий по исправлению различных нарушений устной и письменной речи;
 консультативная деятельность.

Диагностическо направление:

Обследование с учетом инициатора обращения

Результат обследования с учетом выявленных проблем

Используемые диагностические методики

Коррекционное направление (состав коррекционных групп, направления коррекционно-развивающей работы, реализуемые учителем-логопедом; название программ, утвержденных директором образовательного учреждения)

Аналитическое направление

Динамика развития обучающихся

Результативность:
Результаты работы с обучающимися по специальной (коррекционной) программе учреждений VIII вида

Сопровождение обучающихся

Динамика сопровождения

Значительные улучшения

Выпущено с положительными результатами

16

10

2

Консультативно-просветительское

О результативности психологического сопровождения в ОГКОУ Измайловской ШИ за 2015-2016 учебный год.


Целью работы психологической службы школы является – создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка, обеспечение гармоничного и целостного развития личности.

Задачи:
1) Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
2) Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.
3) Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
4) Консультирование администрации школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их познавательных процессов .
5) Проведение профориентационной работы, как итог постоянной работы с учащимися по выявлению и развитию их способностей, интересов, формирование адекватной самооценки, ценностных ориентаций.
6) Пропаганда здорового образа жизни.
Учитывая цели и задачи психологической службы, моя работа как педагога-психолога в 2015-2016  учебном году велась по следующим направлениям:
1) Психологическое просвещение, как самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям.
2) Психологическая профилактика – работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
3) Психологическое консультирование – решение тех проблем, с которыми обращаются учащиеся, родители, педагоги.
4) Психодиагностика, как углубленное изучение внутреннего мира школьника.
5) Психокоррекция - устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника.
6) Работа по развитию способностей ребенка, формирование его личности.
С целью определения путей обучения,  , оказания психологической помощи в адаптации к новой социальной роли, новому педагогу, новому коллективу сверстников, формирования мотивов, побуждающих к учению, мною проводилась диагностика школьной мотивации с учащимися  всех классов и вновь прибывших детей.  На основе анализа данных диагностики получены следующие результаты:

Данные обследования представлены в таблице

Ведущий тип мотивации обучающихся за 2015-2016
г


В октябре 2015 года и в мае 2016г  проводилась методика по определению уровня адаптации вновь поступивших  обучающихся  к школе    

25-30 баллов    —  это обучающиеся, характеризующиеся высоким уровнем адаптации
20-24 баллов    —  это обучающиеся, для которых характерна средняя степень адаптации
15-19 баллов    —  это обучающиеся, у которых внешняя мотивация преобладает над  внутренними потребностями (внешняя мотивация )
10-14 баллов    —  свидетельствуют о низкой школьной мотивации
ниже 10 баллов—свидетельствует о негативном отношении к школе
Было рекомендовано педагогам  по повышению уровня адаптации  вновь прибывших учеников проводить следующие мероприятия:
1. создание ситуаций успеха  в учебной и  внеучебной  сферах.
2. Наблюдение  за особенными  соц.контактами  ребенка.
3. Включение ребенка в классную и групповую  жизнь.
В январе  в школе  психологом  была проведена диагностическая работа по выявлению  показателей  психологической безопасности и комфортности образовательной среды.

Сравнительные Результаты исследования психологической безопасности и комфортности образовательной среды .
(модификация анкеты И.А.Баевой) за период 2010-2016гг


Данные результаты диагностики  позволяют сделать вывод , что   в школе   обеспечивается  психологическая безопасность и комфортность образовательной среды.  Проводилась диагностика адаптации обучающихся 4 класса при переходе в среднее звено. Были обследованы обучающиеся 4 класса в составе 9 человек. В результате диагностики было выявлено, что  учебная тревожность (по Филипсу) находится в норме.
Педагогом-психологом была проведена диагностическая работа  по профориентации  с учениками 9 класса в составе 9 человек  , работе были использованы следующие методики:
• Дифферинциально-диагностический опросник Климова (ДДО предпочтений)
• Анкета по изучению профессиональной направленности (Пряжникова)
 
Цель диагностики: выявление склонностей и интересов  к профессиям.
Результаты диагностики показали следующее:

Диагностика по профориентации показала следующие результаты

С родителями выпускников также проводилась консультационно-просветительская работа.  Целью этой работы было нацеливание родителей выпускников  и оказание им поддержки  при  выборе профессии.
Осуществлялась психологическая поддержка учащихся сдающих экзамены  . с этой целью были проведены  групповые консультации  по темам:
• Как правильно  вести  себя на экзамене
• Что делать если вдруг забыла  ответ на вопрос
• Как помочь себе  успокоиться на экзамене
Систематически проводилась  работа по профилактике  вредных привычек.
С целью профилактики отклоняющего поведения была проведена диагностическая работа по методики СОП  на предмет оценки склонности подростка к отклоняющему поведению среди подростков среднего и старшего звена. В итоге  определились  подростки   СОП –  7%  Наиболее  тревожный результат в 9классе. С  подростками в целях коррекции были проведены  тренинговые занятия, консультации, беседы на  предмет  ценности, важности  физического и психического здоровья.

Работа с обучающимися девиантного поведения велась мною по следующим направлениям:
- просветительская и консультативная работа с учащимися, их родителями,педагогами.
- психопрофилактическая работа с учащимися и их родителями
- диагностическая работа с учащимися и родителями
- коррекционная и развивающая работа с учащимися.

С родителями подростков проводились консультации по темам
- особенности подросткового возраста
- влияние акцентуации характера на поведение детей
- влияние телевидения на развитие детей
- профилактика вредных привычек

Систематически проводилась просветительская и консультативная работа с воспитателями, классными руководителями  по следующим темам: «Психологические особенности подростков», «Возрастной подход в деятельности классного руководителя», «Влияние акцентуации характера на поведение обучающегося», «Роль семьи и школы в воспитании детей».
В связи со сложившейся обстановкой в плане  ухудшения здоровья подрастающего поколения в  последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, которое предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся.    В общем смысле понятие «здоровье» включает в себя следующие компоненты:
1) соматическое;
2) физическое;
3) психологическое;
4) нравственное.
Приоритетным направлением в работе школьного психолога является сохранение психологического здоровья обучающихся.
Используемые технологии имеют ряд преимуществ и способствуют рефлексивному здоровьесберегающему процессу  развития воспитанников с ОВЗ.
Таким образом использование здоровьесберегающих технологий в своей деятельности – важный и необходимый способ изучения природы ребёнка, поддержания его психологического здоровья.
За этот год  педагог-психолог получила несколько сертификатов  в электронных СМИ  за публикацию авторских материалах с целью распространения  опыта:
   « Игра в развитии младшего школьника с ОВЗ»
 «Здоровьесберегающие технологии в работе школьного  психолога»
 «Программы профориентационной работы педагога-психолога»
 «Этот беспокойный  подросток»

В течении учебного года  стала  постоянным  участником  обучающих  интерактивных вебинаров  Мирсибо г.Москва и  получила  за участие  в них сертификаты:
 «Проведение обследования и групповых занятий  с помощью интерактивных и настольных игр»
 Создание и использование интерактивной  игровой среды в условиях введения ФГОС
 Использование возможностей интерактивной доски с применением  мультимедийных  дидактических игр с учётом ФГОС
В этом году педагог-психолог  была участницей  Всероссийского  конкурса « ВОПРОСИТА» и награждена  дипломом  Победителя (3 место) в блиц-олимпиаде психологов «Мотивация школьников к учебным действиям» (20.01.2016г), а также  победительницей ( 3 место) Всероссийского дистанционного  конкурса для  педагогов «Умната»  от 23.01. 2016г по теме «Профилактика и коррекция девиантного  поведения школьников».
В октябре 2015г  на базе нашей школы-интерната  проходил районный семинар, в котором я принимала участие  педагог-психолог с  показом открытого занятия интегрированного (с логопедом) и   докладом из опыта работы с трудными  подростками.
В декабре 2015г   педагог-психолог Костюнина О.А. провела  консультацию   с психологами  района  по   коррекционной работе с обучающимися , имеющими  легкую умственную отсталость.
В январе  в ОГКОУ Измайловской ШИ   проходила Неделя психологии.  В рамках  мероприятий   принимали участие все  обучающиеся школы-интерната, а также  педагоги.
Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса

Исходя и анализа, были определены следующие цели и задачи на 2016-2017 учебный год:
Цель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с умственной отсталостью и инвалидов в школе-интернате - обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.
Задачи:
- разработка и реализация программы коррекционной работы школы, координация деятельности всех специалистов при сопровождении обучающихся с нарушениями интеллекта и согласование планов работы различных специалистов;
- мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении АООП, корректировка программы.
-  психолого-педагогическая поддержка всех первоклассников в период школьной адаптации, позволяющая им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
   -   формирование адаптационно-развивающей среды путем осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающихся  в 5 классе.Психологическая помощь обучающимся в начальной профессиональной ориентации
     -  психологическая помощь обучающимся в 9 классах  в подготовке к экзаменам.
    -  определение актуального уровня развития и причин,  вызывающих затруднения обучающихся и педагогов в учебно-воспитательном процессе. Повышение школьной мотивации через  организацию выполнения домашних заданий.
   - укреплять психологическое  здоровье обучающихся, соотнося учебные нагрузки и методы преподавания в связи с возможностями и индивидуальными особенностями обучающихся.
   - оказание своевременной психолого-педагогической поддержки субъекту  образовательной среды, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.  

ВЫВОДЫ по итогам работы школы-интерната  за 2015-2016 учебный год
В целом,  деятельность учреждения за минувший учебный год можно признать удовлетворительной.
Все обучающиеся школы аттестованы и перешли в следующий класс. Динамика роста качества обучения обучающихся в течение учебного года (от 47% до 60%), в сравнении  на конец предыдущего года на 2% выше.
Все выпускники 9-го класса успешно сдали экзамен по трудовому обучению.
Успешно  реализуется программа развития учреждения на 2012-2017 годы.
2. Факультативные курсы, программы обязательных занятий, составленные учителями школы, оказывают своё коррекционное воздействие на учеников, стимулируют их развитие.
В плановом режиме проведена аттестация педагогических сотрудников школы: двое педагогов защитились на  первую квалификационную категорию.
5. Повысился научно - методический уровень преподавания, о чем свидетельствуют результаты профессиональных конкурсов учителей и успешная итоговая аттестация учеников.
6. Педагогами  внедряются  современные  образовательные технологии в обучении и воспитании.
7. Успешно решается проблема занятости обучающихся после основных уроков: все обучающиеся посещают факультативы « Вокал», танцевальный факультатив «Элегия», «Ландшафтный дизайн», «Ручная художественная вышивка», «Краеведение»  многие дополнительно занимаются на реабилитационных курсах школы-интерната.
8. В школе-интернате  сложился творческий стабильно работающий коллектив.

    9. В 2015-2016 учебном году в школе-интернате  по государственной программе РФ «Доступная среда  2011-2015 годы» было  выделено  1.417.800 рублей для реализации ФГОС обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На эти деньги были реализованы  следующие мероприятия:
- установлены  пандусы, мобильный лестничный подъемник,
- ремонт и оборудование  санузла 1 этажа для доступа инвалидов,
-  приобретено оборудование  для кабинета психолога: комплект аудиовизуальных и тактильных средств обучения для организации коррекционно-развивающих занятий детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в т. ч. с расстройствами аутистического спектра для сенсорной комнаты
- приобретено оборудование для кабинета  логопеда: коррекционно-развивающее оборудование с предустановленным программным обеспечением для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию, коррекции речи у детей с умственной отсталостью, в т. ч. с расстройствами аутистического спектра,
- приобретено  для логопеда коррекционно-развивающий  программный  комплекс для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию, коррекции речи у детей,
- оборудована сенсорная комната.  

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Методическая работа в 2015-2016 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу ОУ, учебно-воспитательный процесс и работу над методической темой: «Пути совершенствования форм и методов коррекционной работы в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития».
Методическая работа велась по следующим направлениям:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
- активизация познавательной деятельности обучающихся.
По    данным    диагностики    выявлен    стабильный    рост    показателей профессиональной деятельности учителей по следующим позициям:
- владение содержанием учебных программ, навыки подходов в
изучении предметов;
- знание методик и методов работы.
Залог успешности методической работы заключался в:
- правильном подборе и расстановке кадров;
- повышении       квалификации,       педагогического       мастерства      и категорийности кадров;
- плодотворной работе  МО;
- создании условий для успешного проведения методической работы.
В соответствии с целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
• Тематические педагогические советы.
• Школьные методические объединения.
• Работа  по темам самообразования;
• Работа по выявлению и обобщению  педагогического опыта.
• Открытые уроки, их анализ.
• Предметные недели.
• Информационно-методическое обслуживание учителей.
• Диагностика  качества образования.
• Организация и контроль курсовой подготовки учителей.
• Повышение квалификации, педагогического мастерства.
• Аттестация педагогических и руководящих работников.
• Участие в семинарах и конкурсах.
Это традиционные, но надежные формы организации методической работы.  С их помощью осуществлялась реализация образовательных программ и базисного учебного плана школы. Высшей формой коллективной методической  работы всегда был и остается педагогический совет.  Формы  проведения педсоветов  становятся разнообразными – с использованием ИКТ, что позволяло  учителям   внести свой вклад в решение обсуждаемых вопросов, активизировать работу ,  сравнить свою деятельность с другими.
Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников, являются методические объединения. В школе действуют  три методических объединения:
1. М/О учителей начальных классов и учителей-предметников– руководительТюлюкова Н.Н. .(учитель 1 категории).
2. М/О учителей трудового обучения  – руководитель  Ротанов В.Ф.  
3. М/О классных руководителей  и воспитателей – руководительСамсонова Л.В.(1 кв.категория).
Главной задачей методических объединений  являлось оказание помощи  учителям в совершенствовании педагогического мастерства учителей и кл . руководителей и воспитателей.  Каждое методическое объединение имело свой план работы, в соответствии с темой и целью методической работы школы-интерната.
На заседаниях методических объединений рассматривали  вопросы, связанные с применением элементов  новых технологий, сохранения здоровья обучающихся, изучали тексты  и задания контрольных работ и другие учебно-методические материалы. В рамках работы методических объединений проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам.  
ШМО желали бы больше внимания уделять вопросам  внедрению в учебный процесс  информационных технологий. К сожалению,  недостаточная  техническая  оснащенность и простых имеющихся  ТСО не дают в полной мере заняться  внедрением элементов данных технологий , хотя этот вопрос – веление времени. Имеющиеся мультимедийные ресурсы практически не используются в учебном процессе , т. к. не имеют предметной направленности.  Педагоги создавали свои  образовательные ресурсы, презентации по темам уроков, а это процесс творческий, требующий не только чисто технических умений, навыков, но и нетрадиционного подхода к проведению занятий, глубокого переосмысления материала. Следует отметить повышение  активности учителей и воспитателей по использованию  элементов данной технологии, по сравнению с прошлым учебным годом. Особенно надо отметить работу  учителей Костюниной Т.С.. Тюлюковой Н.Н, Леонтьевой С.А., воспитателей Самсонову Л.В., Белоногову Е.В. Они создавали  презентации, фрагменты,  тесты к урокам и занятиям,  способствующие улучшению  восприятия  материала, расширению кругозора обучающихся, развитию их интеллекта.
  Темы самообразования учителей были выбраны в соответствии с  методической темой школы и отражали основные проблемы, решением которых занимался педагогический коллектив в течение учебного года.
Активизировалась работа по наставничеству. В школе два молодых специалиста, каждому молодому учителю и воспитателю была оказана методическая помощь как в лице наставника, так и в создании комфортных условий преподавания.
В этом учебном году продолжена  работа  по  обобщению  педагогического опыта учителей и воспитателей.  На заседаниях   ШМО   учителя и воспитатели  делились с коллегами своими находками, уделяя особое внимание проблеме, над которой работали (теме самообразования), проводили самоанализ своей деятельности. В течение  года  учителя и воспитатели  делились опытом работы, как в школе, так и обобщали опыт работы   дистанционно в различных конкурсах и конференциях.
В 2015/2016 учебном году учителя и воспитатели  школы-интерната привлекались к анализу и самоанализу результатов образовательно-воспитательного  процесса. При проведении мониторинга образовательно-воспитательного процесса, мероприятий промежуточной и итоговой аттестации, каждый учитель  и воспитатель школы-интерната  с помощью администрации проводил  анализ собственных результатов образовательно-воспитательного  процесса.  Проводимая работа выявила проблему – неумение некоторыми учителями-предметниками и воспитателями делать глубокий самоанализ урока или занятия,   анализ своей педагогической деятельности за год. Поэтому, в 2016/2017 учебном году, руководителям ШМО и заместителю директора по УВР необходимо уделить внимание обучению учителей и воспитателей проведению самоанализа своей деятельности.
Методическая тема школы-интерната и вытекающие из нее темы методических объединений соответствуют основным задачам, стоящим перед школой 8 вида ; тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед педагогами школы. Проводилась работа по овладению учителями элементами современных  методик и технологий обучения. Уделялось внимание формированию у  учащихся знаний и  навыков  в сфере гражданско – общественной деятельности и в социально – трудовой сфере.   Меньше внимания уделялось сохранению и поддержанию здоровьеберегающей образовательной среды. Поэтому на последующие учебные года  методической темой будет проблема связанная с применением здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
На современном этапе развития школы-интерната неоценима  и такая форма совершенствования педагогического мастерства как организация работы учителей в творческих проблемных  группах. Именно здесь развиваются потенциальные возможности педагогов, активизируется процесс усвоения методических идей и приемов. Работа в режиме малых групп в будущем учебном году – будет  продуктивой   формой  обучения и работы  учителей, так как в состав  группы входят те педагоги, кому интересно вместе.          Запланированные  открытые уроки в рамках ШМО и плане ВШК   были  проведены и посещены. Уроки давались и посещались в соответствии с выбранными темами самообразования, аттестацией и планом. Недостатком открытых уроков и занятий  является,  по-прежнему, плохая организация деятельности  школьного методического объединения  классных руководителей по  выполнению плана.  
Основными  целями  посещения и контроля уроков были следующие:
1. Владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся.
2. Преемственность.
3. Аттестация педагогических работников.
4. Использование элементов  новых технологий (здоровьесберегающие технологии,    групповые и коллективные технологии и др.).
5. Подготовка к итоговой аттестации обучающихся.
Основные направления контроля и тематики посещения уроков выбраны правильно, что значительно улучшило качество преподавания, структуру уроков  и отбор необходимых форм и методов, применяемых  учителями на уроке. В целом, все уроки методически построены правильно, уроки и занятия  интересные, разнообразные.   Создавали благоприятный психологический климат в учебно-воспитательном  процессе, применяли личностно-значимые способы учебной работы,  выбора видов учебной деятельности – это методы, которые позволяли раскрепощать ребенка, повышать уровень его познавательной активности, учебной мотивации,  снижали  тревожность и психическое напряжение обучающихся – учителя :Костюнина Т.С, Тюлюкова Н.Н., Леонтьева С.А., Самсонова Л.В., Рогова Е.С. . Открытый  интегрированный урок психология  - письмо и развитие речи в 3 классе запомнился  обучающимся и педагогам , прошел удачно.
Повышению педагогического мастерства  учителей и воспитателей способствует внутришкольный контроль. Вопрос  контроля учебно-воспитательного процесса явился одним из основных в управлении ходом этого процесса. Внутришкольный контроль позволил  выявить сильные и слабые звенья в работе того или иного учителя и воспитателя и с учетом этого планировать свою деятельность. При организации контроля осуществлялся индивидуальный подход к каждому педагогу.  Свою задачу во ВШК мы видим в том, чтобы вместе с учителями найти причины педагогических неудач, продумать систему мер по их устранению и затем ликвидировать недочеты.
Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса  в 2015/2016 учебном году явились:
• контроль за ведением документации;
• контроль за качеством ЗУН;           
• контроль за уровнем преподавания;
• контроль за объемом выполнения учебных программ;
• контроль за подготовкой к итоговой аттестации
• контроль за успеваемостью обучающихся в школе;
• контроль за посещаемостью обучающимися учебных занятий;
• контроль за осуществлением обучения на дому.
Контроль осуществлялся как в форме инспектирования, так и в форме оказания методической помощи. План внутришкольного контроль корректировался по мере необходимости. Осуществление контроля сопровождалось соблюдением его основных принципов: научности, гласности, объективности,  плановости. Итоги контроля отражены в протоколах совещаний при зам. директора, заседаниях ШМО, в приказах директора, в справках.
 Уровень обученности учеников 2-9 классов изучался и анализировался путем проверки контрольных  работ ( четвертных, по итогам  года) с целью сформированности обязательных результатов обучения по письму и математике, чтению.

Сравнительный анализ результатов выполнения кпоказал, что с годовыми к справились все обучающиеся. Это говорит о качественном повторении материала  по предметам.
Данная  система работы позволяет сделать вывод о том, что материал по всем предметам учебного плана усвоен  обучающимися 1-9 классов на допустимом и оптимальном уровнях.
В течение учебного года заместителем директора по УВР осуществлялся контроль за объемом выполнения учебных программ по всем предметам учебного плана. С целью своевременного выполнения программ по предметам была организована замена отсутствующих  учителей.  Благодаря проведенным мероприятиям, программы по всем  предметам учебного плана во всех  классах в 2015-2016 уч.году выполнены в соответствии с требованиями.
   В течение года с педагогами,  классными руководителями и воспитателями проводились совещания, на которых осуществлялись анализ успеваемости обучающихся, анализ ЗУН по итогам контроля, анализ выполнения программ, посещаемости обучающихся учебных занятий, анализ выполнения плана по организованному завершению учебного года, подготовке к государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9  класса. Проведение совещаний позволило своевременно выявлять возникающие проблемы и осуществлять их коррекцию.
В мае 2016  года обучающимися 9  класса были успешно сданы экзамены по профессионально – трудовому обучению. Спланированная и систематическая подготовка обучающихся  9 класса, предэкзаменационные  административные проверочные работы  принесли  желаемые результаты.  Учителям трудового обучения удается мотивировать  обучающихся на получение хороших знаний по профессиональному труду.
   По  окончании  школы-интерната выпускники показали владение  уровнем общеобразовательной подготовки,  профессиональной подготовки по тем видам труда, по которым они могут быть трудоустроены и социально адаптированы.

Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является система внеклассной работы по предметам, которая включает в себя такие традиционные мероприятия, как:
• предметные недели;
• тематические конкурсы  чтецов , худ. творчества;
• коррекционные мероприятия.
В программу этих мероприятий входят следующие внеклассные дела: предметные недели, конкурсы, выставки и т.д. ; запланированная  предметная  неделя начальных классов прошла при четком планировании, в установленные сроки  и на хорошем уровне , вызвала большой интерес обучающихся ;традиционная неделя психологии вызывает повышенный интерес у обучающихся и педагогов, воспитывает чувство общности между всеми участниками  УВП  при активной роли  педагога – психолога Костюниной О.А.;   логопедический утренник подвел итоги всей логопедической работы за год. Организатором  данного мероприятия  явилась учитель – логопед  Бамбурова М.В. Индивидуальная и групповая работа с обучающимися  по подготовке утренника дала ожидаемые результаты, мероприятие прошло четко, организованно, отличалось содержательностью, эмоциональностью , высокой заинтересованностью детей , т.е. на одном дыхании.  Многие учителя в ходе мероприятий  проявили хорошие организаторские способности: умение создавать праздничную атмосферу. Обучающиеся показали хорошие предметные знания, умение применять знания в различных ситуациях. Интересные разнообразные формы проведение КТД вызвали большой интерес обучающихся.
Четких границ между учебной и внеучебной деятельностью нет, многие формы работы интегрируют цели, задачи, содержание учебных дисциплин и  внеучебной работы.
Условиями для осуществления интеграции учебного и воспитательного процессов являлись:
• взаимодействие педагогов-предметников и воспитателей;
• творческое сотрудничество между всеми участниками педагогического процесса;
• взаимодействие школы-интерната  с социумом.
В течение учебного года осуществлялось единство учебной и воспитательной работы, которое заключалось в том, что весь воспитательный процесс проходил через систему уроков, досуговую деятельность, работу с трудными обучающимися и семьями, работу кл. руководителей и педагога – психолога  -  координацию деятельности осуществляли  Костюнина О.А, Тюлюкова Н.Н.
План мероприятий воспитательной работы  школы-интерната  выполнен полностью. Спортивно – массовые мероприятия возглавляемые учителем физкультуры Феклиновой О.В. . в течение года проходили на «ура» т. к снимали статическое напряжение, решали проблему дефицита двигательной активности.
В этом учебном году МО кл. руководителей и воспитателей  решало самые насущные задачи в воспитательной деятельности классных коллективов и всей школы-интерната: повышение теоретическо – методического  уровня подготовки КР по вопросам психологии и педагогики ВР, вооружение КР элементами  современных  воспитательных  технологий, организация и педагогический анализ воспитательных мероприятий классных коллективов , координация воспитательной деятельности кл. рук. и  воспитателей  и организация  их взаимодействия в педагогическом процессе, предложения об улучшении учебно-воспитательного процесса в школе-интернате. Под руководством Самсоновой Л.В.. в течении года прошли мероприятия по патриотическому и правовому воспитанию : совместные кл. часы:  7,8 кл. –« ответственность несовершеннолетних»( кл.рук.7,9 кл.Костюнина Т.С., Беракутова Н.Х), «Наша родина Россия»( КР Тюлюкова Н.Н.). Мероприятия имели мощное воспитательное воздействие и обучающий характер, что является актуальным  при коррекционной направленности воспитательного процесса – взаимосвязь обучения и воспитания; воспитательно – коррекционное воздействие на детей оказывало приобщение их к  общественно полезным и значимым  делам, т.к. все мероприятия проходили с приглашением взрослых: участника афганской войны, бывшего работника школы-интерната, что положительным образом сказывается на формировании социально – нормативного поведения обучающихся  - главной  воспитательной задачи школы-интерната.
  В школе-интернате работает ПМПк , который  работает по плану, собирается регулярно, ведется документация. В  2015 - 2016  учебном году рассматривались вопросы работы с детьми, имеющими сложную и сочетанную патологию. Проведен углубленный анализ вновь прибывших обучающихся для определения индивидуального темпа развития и направления детей  на областную ПМПК.

Выводы по деятельности учреждения:
• В основном поставленные задачи на 2015/2016 учебный год выполнены.
• Методическая работа  проводилась в системе и была направлена на повышение качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей  каждого ученика и учителя. Консультации, беседы  с учителями, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для учителей оказывали  корректирующую помощь учителям.
• Повысился профессиональный уровень педагогического коллектива. Возросла творческая активность учителей. Внедряются  в образовательный процесс  элементы личностно-ориентированных, здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных  технологий. Показатели успеваемости в школе-интернате достаточные и стабильные.
• Единство урочной и внеурочной деятельности учителей через  индивидуальные занятия и внеклассную работу позволило повысить воспитательный потенциал уроков и мероприятий, что положительно отразилось на качестве образования.
• Педагоги повышают квалификацию не только по предмету, но и по профилю учреждения в ОГБОУ УИПК и ПРО. Учителя   получают квалификационную категорию.
• Воспитательная работа имеет богатые традиции,  с большим успехом и творчески проводятся общешкольные мероприятия.
• Социально-психологической службы являются важнейшим звеном работы школьного ПМПк. Работа социально-психологической службы занимает важное место в учебно-воспитательном процессе школы-интерната. Успешно работают педагог-психолог, оказывая квалифицированную помощь обучающимся, и осуществляя методическое консультирование родителей. Работа учителя-логопеда проводится с учетом всех проблем детей.  Службой социальной защиты и классными руководителями  проведена большая работа с детьми, имеющими проблемы в поведении, и с детьми, имеющими большое количество пропусков по неуважительным причинам. Работа проводилась с родителями и со службами, занимающимися проблемными детьми: КПДН и ЗП, муниципальные органы опеки и попечительства и др.
• Итоговая аттестация в 9  классе проведена успешно.
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются недостатки:
• Недостаточно внимания  уделялось проблемам сохранения и укрепления здоровья обучающихся,  мониторингу качества образования, работе с «трудными детьми» и их семьями;  
• недостаточно применяются элементы современных педтехнологий;
• недостаточный уровень умений и навыков самоанализа своей деятельности у учителей и воспитателей.
• Сохраняется проблема большого количества  пропусков  уроков без уважительной причины обучающимися.

Задачи на 2016/2017 учебный год:
1. Повышение  качества проведения учебных занятий на основе внедрения элементов информационных, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих и других  технологий.
2. Выявление, обобщение и распространение положительного опыта творчески работающих учителей и воспитателей.
3. Совершенствовать педагогическое мастерство учителей  по овладению методикой системного анализа результатов учебно-воспитательного процесса.
4. Формирование  у обучающихся  умения жить в социуме , работать в коллективе.
5. Усилить работу по  предотвращению пропусков уроков без уважительной причины обучающимися.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОГКОУ Измайловской ШИ на 2016-2017 учебный год


1. Анализ  образовательного процесса и результатов педагогической деятельности учителей и воспитателей школы-интерната. Корректировка и уточнение цели и задач работы образовательного учреждения как следствие смещения акцентов современного образования и введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Создание банка данных и базы знаний: инновационные подходы в работе учителя – предметника, воспитателя коррекционной школы.
3. Продолжить работу над проблемой обновления содержания  образования школьников в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4. В воспитательной работе с учениками работать над повышением удовлетворенности  в их дальнейшем трудоустройстве.
5.Продолжить работу по совершенствованию и развитию воспитательной программы в соответствии с требованиями ФГОС для УО. Способствовать успешному формированию морально-нравственных качеств ученика, обратив особое внимание на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою родину.

Основываясь на анализе работы педагогического коллектива, на  нерешенные учебно – воспитательные вопросы, ставим следующие цели и задачи на следующий учебный год:
Цель реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – формирование жизненных компетенций, овладение ими учебной деятельностью, а также формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Задачи:
1. Создание условий для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрывающих потенциальные внутренние возможности, резервы организма с ориентацией на сохранные стороны личности.
2. Создание доступного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
3. Создание условий по формированию у обучающихся необходимых социально-трудовых компетенций для освоения профессии и последующей социализации в социум.


 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню