по географии 2-9 классы - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

по географии 2-9 классы

Сведения об образовательной организации > Образование > Аннотация к рабочим программам > 2-9 классы

Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе по  географии для обучающихся 6 класса  на 2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка

Рабочая учебная программа была разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон  Российской Федерации «Об образовании  в Российской Федерации» № 273 ФЗ(в ред. Федеральных  Законов от 07.05.2013г. 399-ФЗ, от 23.07.2013г. № 203 –ФЗ)
2.Устав ОГКОУ Измайловская  ШИ
3.Образовательная программа ОГКОУ Измайловской ШИ
4.Учебного плана специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10апреля2002г. «Об утверждении учебных планов специальных(коррекционных)  учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.
5.Учебного плана  Областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Измайловской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
6. Постановление от 10 июля 2015 г. n 26
об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15г.
    Рабочая  программа разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 5-9 классы» под редакцией   В. В. Воронковой, 2009 г
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кру¬гозор умственно отсталых школьников об окружающем мире.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции позна¬вательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся ана¬лизировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию• абстрактного мыш¬ления. Систематическая словарная работа на уроках географии рас¬ширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествоз¬нанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математи¬кой и другими школьными предметами.
Программа преподавания географии предусматривает повторя¬емость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элемен¬тарных географических знаний.
В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в на¬шей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы.
В программе учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс -  «Начальный курс физической географии»,
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умени¬ям учащихся (по годам обучения).
Основной материал посвящен изучению географии России.
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащие¬ся познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами.
Поскольку миграция выпускников вспомогательных школ мала ¬они остаются жить и работать в той местности, в которой учились - основное внимание в курсе географии следует обратить на реали¬зацию краеведческого принципа («География своей местности»). Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овла¬дение многими географическими знаниями, позволяет теснее увя¬зать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в ре¬шение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в про¬цессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведе¬ния в природе, научились быстро ориентироваться и правильно ве¬сти себя во время стихийных бедствий.
Эта тема стала концентром всего курса географии. Так, в 6 клас¬се введены уроки, которые позволяют обобщить материал, получен¬ный на экскурсиях в ближайшее окружение.  
На уроках необходимо значительно усилить изучение соци¬альных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотре¬ние вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащих¬ся патриотических чувств и в значительной степени повысит инте¬рес к изучаемому предмету.
Необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и региональных вопросов. Уже при изучении 1 блока иллюстрирую общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом учащихся к изучению отдельных территорий.
Требуют внимания вопросы изменения геополитичес¬кого и экономико-географического положения России после распа¬да СССР. Больше времени на уроках потребуют вопросы миграции населения, оттока русскоязычного населения из некоторых бывших союзных республик.
При изучении отдельных регионов необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы - развитие крупнейших городов, центров науки, развитие малых городов и сел.
Данная программа - основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую особенности конкретного региона и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум зна¬ний.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Начальный курс физической географии
Введение

1. География - наука о природе Земли, населении и его хозяй¬ственной деятельности.
2. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. При¬знаки времен rода.
3. Географические сведения о своей местности и труде населения.
Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических пред¬ставлений, проверки умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжитель¬ность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе оз¬накомления с предметами и явлениями окружающей деятельности» 1-4 классы, природоведение - 5 класс).
ПРАКТИЧЕСКИ Е РАБОТЫ
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым учебником.
3. Ориентирование на местности
4. Горизонт. Линия горизонта.
5. Стороны горизонта.
6. Компас и правила пользования им.
7.Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.
8. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Горизонтальное и вертикальное положение (математика). Рисунок компаса: горизонтальная линия (изобразительное искусство).
Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд).
ПРАКТИЧЕСКИЕРАБОТЫ
1. Зарисовка линии, сторон горизонта.
2. Схематическая зарисовка компаса.
3. Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу.
4.Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).
Рисунок и план предмета
9. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.
10.План школьного участка.
11. Условные знаки плана местности.
12. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.
13. Условные цвета физической карты.
14. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.).
15.Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика). Вид сверху, масштаб (трудовое обучение).
Различие цвета и оттенков (изобразительное искусство).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.
2. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.  
3. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.
4. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, классной комнаты).
5. Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.
6. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.
7. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).
8. Прикрепление на магнитной карте к цвету, или знаку соответствующих иллюстраций.
9. Изготовление топографического лото.
Формы поверхности Земли
16.Рельеф местности, его основные формы.
17.Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
18.Равнины (плоские и холмистые), холмы.
19. Овраги, их образование.
20. Горы, различие по высоте.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика). Поверхность нашей местности (природоведение 5класс). Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд). Предметы и явления неживой природы (естествознание). Образование гор (история).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Моделирование из сырого песка, глины или пластилина рав¬нины, холма, горы, оврага.
2. Зарисовка различных форм земной поверхности.
3. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т. п.)
Вода на Земле
21.Вода на Земле. Океаны и моря.
22. Острова и полуострова.
23. Река, ее части.
24. Горные и равнинные реки.
25. Как люди используют реки.
26. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
27. Болота, их осушение.
28. Родник, его образование.
29. Колодец. Водопровод.
30. Водоемы в нашей местности.
31. Охрана воды от загрязнения.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Вода в природе (природоведение 5класс). Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязне¬ния (естествознание 6 класс).
Работа с глиной, пластилином и природным материалом (руч¬ной труд).
Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобрази¬тельное искусство).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.
2. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
3. Проведение опытов, показывающих:
а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
б) очистка воды фильтрованием.
4. Упражнения в определении направления течения реки, раз¬личение берегов и других ее частей.
5. Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т. п.).
Земной шар
32.Форма Земли.
33. Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса.
34. Особенности изображения суши и воды на глобусе.
35. Физическая карта полушарий.
36. Распределение воды и суши на Земле.
37. Океаны на глобусе и карте полушарий.
38. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия. Африка.
39. Материки: Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
40. Первое кругосветное путешествие.
41. Первое русское кругосветное путешествие.
42.Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).
43. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
44. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.
45. Природа тропического пояса.
46. Природа умеренных и полярных поясов.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика). Кругосветные путешествия (история).
Рисунок земного шара и глобуса (изобразительное искусство). Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
2. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
3. Оформление таблицы названий океанов и материков.
4. Обозначение на контурной карте материков и океанов; пер¬вых кругосветных путешествий.
5. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов осве¬щенности на земном шаре.
6.«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствую¬щим поясам освещенности.
7. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.
Карта России
47. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России - Москва.
48. Границы России. Сухопутные границы на западе.
49. Сухопутные границы России на юге.
50. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега Рос¬сии. Моря Северного Ледовитого океана.
51. Моря Тихого и Атлантического океанов.
52. Острова и полуострова России.
53. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.
54. Работа с контурными картами.
55. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.
56. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).
57.Работа с контурными картами.
58.Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.
59.Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.
60.Озера: Ладожское и Онежское.
61.Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой. ГЭС.
62.Реки: Лена, Амур.
63.Озеро Байкал.
64.Наш край на карте России.
65.Повторение начального курса физической географии.
66.Контрольная работа.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Наша страна. Москва - столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение 5 класс). Вода, полезные ископаемые (естествознание 6 класс). Различение цвета и его оттенков (изобразительное искусство).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.
2. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и при¬крепление их к магнитной карте.
3. Изготовление планшетов: условный знак полезного ископае¬мого - образец из коллекции - его название - основные место¬рождения.
4. Путешествия по нашей стране (по карте).
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
1. что изучает география;
2. горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной поверхности; виды водоемов, их различия;
3. меры по охране воды от загрязнения; правила поведения в природе;
4. отличие плана от рисунка и географической карты; масштаб, его обозначение;
5. основные направления на плане, географической карте; условные цвета и знаки географической карты; распределение суши и воды на Земле;
6. материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полу¬шарий;
7. кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
8. различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; расположение поясов освещенности на глобусе и карте полуша¬рий;
9. основные типы климатов;
10. географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.
Обучающиеся должны уметь:
1. определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, ком¬пасу и местным признакам природы;
2. выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;


Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе по  географии для обучающихся 7 класса  на 2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка

Рабочая учебная программа была разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон  Российской Федерации «Об образовании  в Российской Федерации» № 273 ФЗ(в ред. Федеральных  Законов от 07.05.2013г. 399-ФЗ, от 23.07.2013г. № 203 –ФЗ)
2.Устав ОГКОУ Измайловская  ШИ
3.Образовательная программа ОГКОУ Измайловской ШИ
4.Учебного плана специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10апреля2002г. «Об утверждении учебных планов специальных(коррекционных)  учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.
5.Учебного плана  Областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Измайловской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
6. Постановление от 10 июля 2015 г. n 26
об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15г.
    Рабочая  программа разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 5-9 классы» под редакцией   В. В. Воронковой, 2009 г
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кру¬гозор умственно отсталых школьников об окружающем мире.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции позна¬вательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся ана¬лизировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию• абстрактного мыш¬ления. Систематическая словарная работа на уроках географии рас¬ширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествоз¬нанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математи¬кой и другими школьными предметами.
Программа преподавания географии предусматривает повторя¬емость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элемен¬тарных географических знаний.
В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в на¬шей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы.
Материал 7 класса («Природа нашей Родины») посвящен изу¬чению природы России и природы своего края.
Поскольку миграция выпускников вспомогательных школ мала ¬они остаются жить и работать в той местности, в которой учились - основное внимание в курсе географии следует обратить на реали¬зацию краеведческого принципа («География своей местности»). Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овла¬дение многими географическими знаниями, позволяет теснее увя¬зать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в ре¬шение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в про¬цессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведе¬ния в природе, научились быстро ориентироваться и правильно ве¬сти себя во время стихийных бедствий.
Эта тема стала концентром всего курса географии. Так, в 7 клас¬се введены уроки, которые позволяют обобщить материал, получен¬ный на экскурсиях в ближайшее окружение.
В 7 классе при изучении природных зон России учитель может больше времени уделить той природной зоне, в которой располо¬жена школа. Более глубокому, ознакомлению с особенностями при¬роды и хозяйства своего края посвящена вся IV четверть.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Природа нашей Родины
Введение
Особенности природы и хозяйства России

1.Географическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская части России.
2.Административное деление России.
3.Разнообразие рельефа.
4. Полезные ископаемые, их основные месторождения.
5.Климат России.
6.Водные ресурсы России, их использование.
7.Население России. Народы России.
8.Промышленность - основа хозяйства, ее отрасли.
9.Сельское хозяйство, его отрасли.
10.Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России
11.Размещение природных зон на территории России.
12.Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь
13.Положение на карте.
14. Климат.
15.Растительный и животный мир.
16. население и его основные занятия.
17. Северный морской путь.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1.Обозначение на контурной карте границы России.
2.Обозначение на контурной карте изученных водных объектов.
3.Работа с картой природных зон.
4.Запись и зарисовка растений и животных зоны арктических пустынь.

Зона тундры
18.Положение на карте ,рельеф и полезные ископаемые.
19.Климат. Водоемы тундры.
20. Растительный и животный мир.
21. Хозяйство Население и его основные занятия.
22. Города тундры: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.
23. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундр.

Лесная зона
24 Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
25.Климат.
26. Реки, озера, каналы.
27. Растительный мир. Хвойные леса (тайга). Смешанные и лиственные леса.
28. Животный мир.
29.Пушные звери. Значение леса.
30. Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны.
31 Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.
32. Города Центральной России.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1.Запись и зарисовка растений и животных зоны тундры.
2.Обозначение на контурной карте городов зоны тундры.
3.Запись и зарисовка растений лесной зоны.
4.Запись и зарисовка животных лесной зоны.
5.Обозначение на контурной карте городов Центральной России.
33.Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.
34.Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.
35.Западная Сибирь.
36. Восточная Сибирь.
37.Дальний восток.
38.Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.
Зона степей
39.Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки. Растительный и животный мир.
40.Хозяйство. Население и его основные занятия.
41.Города лесостепной и степной зоны: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск.
42.Города степной зоны:  Саратов, Самара,  Волгоград. Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар.
43. Охрана природы зоны степей.
Зона полупустынь и пустынь
44. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки.
45. Растительный и животный мир.
46 Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны полупустынь и пустынь.
Зона субтропиков
47.Положение на карте.
 48. Население и его основные занятия. Курортные города: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.
Высотная поясность в горах
49. Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.
50. Растительный и животный мир гор. Заповедники.
51. Население гор и его основные занятия.
52. Города (Екатеринбург, Челябинск, Магнитогорск, Грозный, Нальчик, Иркутск, Горноалтайск - по выбору учителя).
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
(по теме «Природные зоны России»)
Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промыш¬ленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие раститель¬ного мира, охрана растений (естествознание).
Города нашей родины (природоведение 5класс).
Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам (ручной труд).
Свойства древесины - лесная зона (столярное дело). Свойства металлов - полезные ископаемые (слесарное дело). Различение цвета и оттенков (изобразительное искусство). ПРАКТИЧЕСКИЕРАБОТЫ
(по теме «Природные зоны России»)
1. Работа с физической картой и картой природных зон России.
2. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надпи¬сывание их названий.
3. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
4. Изготовление из картона условных знаков полезных ископа¬емых для работы с магнитной картой (природных зон России).
5. Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.
6. Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.
Ульяновская область
1. Положение на карте, границы.
2. Поверхность, полезные ископаемые.
3. Реки и озера, их хозяйственное использование.
4. Особенности природных условий для развития сельского хозяйства.
5. Растительный мир. Охрана природы.
6. Животный мир. Охрана природы.
7. Население. Его состав.
8. Характеристика хозяйства. Промышленность, ее ведущие отрасли.
9. Растениеводство и животноводство, их специализация.
10. Транспорт. Перспективы развития хозяйства.
11. Областной центр – Тамбов.
12. Наш город – Котовск.
13. Экскурсия.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Сезонные изменения в природе, поверхность, полезные ископа¬емые и водоемы нашей местности, средства сообщения (природове¬дение 5класс).
Вода, полезные ископаемые, почва. Семейство растений, типич¬ных для нашей местности (естествознание 6-7класс).
Транспорт, торговля, средства связи, учреждения и организации (социально-бытовая ориентировка 7 класс).
ПРАКТИЧЕСКИ Е РАБОТЫ
1. На карте своей области обозначить условными знаками, вы¬резанными из картона, месторождения полезных ископаемых, кар¬тонным кружком - областной и районный центры.
2. К карте своей области прикрепить контуры наиболее распро¬страненных растений и животных, отметить заповедные места.
3. Сбор коллекции (образцов) полезных ископаемых своей мес¬тности.
4. Запись в тетрадь названий местных водоемов, форм земной поверхности и т. д.
5. Составление альбома о промышленности и сельском хозяй¬стве своей области.
6. Регулярное чтение местной периодической печати.
7. Путешествие по карте (до ближайшего моря, гор, столицы и т. д.)

Повторение курса «Природа нашей Родины».

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
1. положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе; пояса освещенности, в которых расположена наша страна; природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
2. природные условия и богатства России, возможности исполь¬зования их человеком;
3. типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
4. основное население и его занятия в каждой природной зоне и в своей области;
5. особенности географического положения своей местности и ее природы;
6. основные мероприятия по охране природы в России, в своей области; правила поведения в природе;
7. расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
Обучающиеся должны уметь:
1. показывать границы России на глобусе, карте полушарий, фи¬зической карте и природных зон России, давать элементарное опи¬сание природы по зонам, пользуясь планом и картами;
2. показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их на¬звания на контурную карту;
3. устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
4. выполнять простейшие зарисовки географических объектов; делать несложные макеты изучаемых природных зон; принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.

Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе по  географии для обучающихся 8 класса  на 2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка

Рабочая учебная программа была разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон  Российской Федерации «Об образовании  в Российской Федерации» № 273 ФЗ(в ред. Федеральных  Законов от 07.05.2013г. 399-ФЗ, от 23.07.2013г. № 203 –ФЗ)
2.Устав ОГКОУ Измайловская  ШИ
3.Образовательная программа ОГКОУ Измайловской ШИ
4.Учебного плана специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10апреля2002г. «Об утверждении учебных планов специальных(коррекционных)  учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.
5.Учебного плана  Областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Измайловской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
6. Постановление от 10 июля 2015 г. n 26
об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15г.
    Рабочая  программа разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 5-9 классы» под редакцией   В. В. Воронковой, 2009 г
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кру¬гозор умственно отсталых школьников об окружающем мире.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции позна¬вательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся ана¬лизировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию• абстрактного мыш¬ления. Систематическая словарная работа на уроках географии рас¬ширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествоз¬нанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математи¬кой и другими школьными предметами.
Программа преподавания географии предусматривает повторя¬емость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элемен¬тарных географических знаний.
В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в на¬шей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы.
Изучение «Географии материков и океанов» (8 класс) позволя¬ет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономичес¬кого сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Се¬верной Америки, странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Поскольку миграция выпускников вспомогательных школ мала ¬они остаются жить и работать в той местности, в которой учились - основное внимание в курсе географии следует обратить на реали¬зацию краеведческого принципа («География своей местности»). Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овла¬дение многими географическими знаниями, позволяет теснее увя¬зать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в ре¬шение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в про¬цессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведе¬ния в природе, научились быстро ориентироваться и правильно ве¬сти себя во время стихийных бедствий
В разделе «География материков и океанов» (8 класс) изучае¬мые страны сгруппированы по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, уси¬лив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем.
В 8 классе изучаются государства - бывшие союзные республи¬ки. Здесь необходимо уделить внимание страноведению, ознакомить с особенностями хозяйственной деятельности, быта, культуры людей, проживающих в этих странах.
География материков и океанов
Введение
1. Что изучает география материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.
Океаны
2. Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
3. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
4. Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
5. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Сравнение размеров океанов (математика)
ПРАКТИЧЕСКИ Е РАБОТЫ
1.Обозначение океанов на контурной карте полушарий.
Африка
6. Географическое положение и очертания берегов. Острова и полуострова.
7. Разнообразие рельефа, климата и природных условий Африки.
8. Растения и животные тропических лесов.
9.Растительный и животный мир саванн и пустынь Африки.
10. Население Африки.
11.Государства Африки, их столицы (Алжир, Египет, Судан, Эфиопия, Заир, ЮАР - по выбору учителя).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полу¬острова Сомали, пустыни Сахара, крупнейших рек (Нил, Нигер, Заир), гор (Атласские), Суэцкого канала, изученных государств.
2. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к маг¬нитной карте).

Австралия
12. Географическое положение и очертания берегов. Острова. Особенности рельефа, климата.
13. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая.
14. Особенности природы Австралии. Охрана природы.
15. Население Австралии (коренное и пришлое). Город Канберра.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Обозначение на контурной карте острова Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра.
2. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к маг¬нитной карте).
Антарктида
16. Географическое положение. Открытие Антарктиды русски¬ми мореплавателями.
17. Особенности природы Антарктиды.
18. Изучение Антарктиды научными экспедициями. Охрана ее природы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Обозначение на контурной карте изучаемого материка.
2. Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида».
Северная Америка
19. Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова. Население.
20. Рельеф. Климат. Реки и озера Природа Северной Америки.
21. США. Географическое положение. Столица. Население.
22. Канада. Мексика. Куба. Географическое положение. Столи¬цы. Основные занятия населения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер. Нанесение изученных государств и их столиц.
Южная Америка
23. Географическое положение, очертания берегов Южной Америки.
24. Рельеф. Климат. Реки Южной Америки.
25. Природа Южной Америки.
26. Население (коренное и пришлое). Государства (Бразилия, Аргентина, Перу, Чили или другие по выбору учителя), их столицы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Амазонской равнины, гор Анды, реки Амазон¬ка, Магелланова пролива. Нанесение изученных государств и их столиц.
2. Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Евразия - величайший материк земного шара.
27.Географичес¬кое положение. Условная граница между Европой и Азией.
28. Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова.  .
29. Рельеф. Климат. Разнообразие природных условий Евразии.
30. Реки и озера Евразии.
31. Растительный и животный мир Евразии. Международное сотрудничество в охране природы.
32. Население Евразии.
33. Европейские государства: Великобритания, Франция.
34. Германия.  .
35. Испания. Италия.
36. Югославия. Албания. Греция.
37. Польша. Чехия. Словакия.
38. Венгрия. Румыния. Болгария.
39. Норвегия. Швеция. Финляндия.
40. Государства Азии. Турция. Иран. Ирак. Афганистан.
41. Монголия. Китай.
42. Индия.
43. Северная и Южная Корея. Вьетнам. Лаос. Другие государства Юго-Восточной Азии (по выбору учителя).
44. Япония.
45.Государства Ближнего Зарубежья Государства Балтии
46. Эстония. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Крупные города.
47. Латвия. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Крупные города и курорты.
48. Литва. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Крупные города.
49.Белоруссия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Столица. Крупные города.
50.Украина. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Столица. Крупные города.
51.Молдова. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Города.
52.Закавказье. Грузия. Географическое положение. Природные условия. Столица. Города.
53. Азербайджан. Географическое положение. Природные усло¬вия. Население. Столица. Города.
54. Армения. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Города.
55.Казахстан. Географическое положение. Природные условия. Ресурсы. Население. Столица. Города.
56.Средняя Азия. Узбекистан. Географическое положение. Природные усло¬вия. Население. Столица. Города.
57. Туркмения. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Города.
58. Таджикистан. Географическое положение. Природные усло¬вия. Население. Столица. Города.
59. Киргизия. Географическое положение. Особенности природных условий. Население. Столица. Порода.
60. Государства Ближнего Зарубежья. Обобщающий урок.
61. Повторение курса «География материков и океанов».
62. Контрольная работа
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения и животные, занесенные в Красную книгу; куль¬турные растения и сельскохозяйственные животные (естествознание).
Распад СССР, бывшие союзные республики - государства Ближнего Зарубежья. Охрана природы - всемирная проблема. Международные законы об охране природы (история).


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежс¬кое, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), ост¬ровов (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полу¬островов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканс¬кий, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крым¬ский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракумы, Кызылкум), изученных государств Евразии и их столиц.
2. Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.
3. Запись в тетради названий растений и животных.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны знать:
1. Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский оке¬аны и их хозяйственное значение;
2. особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;
3. государства, их положение на материке, основное население и столицы;
4. особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, ресурсы, основное население и сто¬лицы этих государств.

Обучающиеся должны уметь:
1. определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описа¬ние их природных условий;
2. находить на политической карте изученные государства и сто¬лицы, переносить названия на контурную карту.

Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе по  географии для обучающихся 9 класса  на 2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка

Рабочая учебная программа была разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон  Российской Федерации «Об образовании  в Российской Федерации» № 273 ФЗ(в ред. Федеральных  Законов от 07.05.2013г. 399-ФЗ, от 23.07.2013г. № 203 –ФЗ)
2.Устав ОГКОУ Измайловская  ШИ
3.Образовательная программа ОГКОУ Измайловской ШИ
4.Учебного плана специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10апреля2002г. «Об утверждении учебных планов специальных(коррекционных)  учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.
5.Учебного плана  Областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Измайловской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
6. Постановление от 10 июля 2015 г. n 26
об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15г.
    Рабочая  программа разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 5-9 классы» под редакцией   В. В. Воронковой, 2009 г
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кру¬гозор умственно отсталых школьников об окружающем мире.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции позна¬вательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся ана¬лизировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию• абстрактного мыш¬ления. Систематическая словарная работа на уроках географии рас¬ширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествоз¬нанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математи¬кой и другими школьными предметами.
Программа преподавания географии предусматривает повторя¬емость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элемен¬тарных географических знаний.
В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в на¬шей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы.
В программе учебный материал расположен по годам обучения: 9 класс – «География России», «География своей местности», «Эле¬ментарная астрономия».
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умени¬ям обучающихся (по годам обучения).
Основной материал посвящен изучению географии России.
Подбор материала в 9 классе («География России») предусмат¬ривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о России. Здесь изучение вопросов физической, экономической и социаль¬ной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедея-тельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства.
Поскольку миграция выпускников вспомогательных школ мала ¬они остаются жить и работать в той местности, в которой учились - основное внимание в курсе географии следует обратить на реали¬зацию краеведческого принципа («География своей местности»). Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овла¬дение многими географическими знаниями, позволяет теснее увя¬зать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в ре¬шение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в про¬цессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведе¬ния в природе, научились быстро ориентироваться и правильно ве¬сти себя во время стихийных бедствий.
В данной программе тема «География своей местности» (9 класс, IV четверть) венчает весь географический цикл.
На уроках необходимо значительно усилить изучение соци¬альных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотре¬ние вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащих¬ся патриотических чувств и в значительной степени повысит инте¬рес к изучаемому предмету.
В содержании программы (9 класс) выделены два основных блока:
1. Общая географическая характеристика России (история исследования и освоения России, ее природа, население, ресурсы и народное хозяйство).
2. Характеристика географических регионов России.
Необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и региональных вопросов. Уже при изучении 1 блока иллюстрирую общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом учащихся к изучению отдельных территорий.
При изучении отдельных регионов необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы - развитие крупнейших городов, центров науки, развитие малых городов и сел.
Небольшой, но важный раздел, посвященный изучению крат¬ких сведений о Земле, Солнце, Луне; космических полетов, изуче¬нию явлений природы на Земле и из космоса, тесно связан с геогра¬фией, но не является ее органичной частью. Это дало основание выделить его в этой программе в самостоятельный раздел «Элемен¬тарная астрономия».

Содержание программы

География России
Общая географическая характеристика России

1. Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.
2. Европейская и Азиатская части России. Географические рай¬оны России.
3. России в IX - XVI веках.
4. Хозяйственное освоение территории России в ХVII – ХVIII веках. Развитие промышленности в центральной России. Основа¬ние Петербурга.
5. Промышленное развитие России. В XIX - начале ХХ веков. Освоение Сибири. Строительство Великой Сибирской магистрали.
6. Хозяйственное освоение и изучение территории Российской Федерации.
Природа и природные ресурсы России
7. Разнообразие природы России. Основные формы рельефа.
8. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.
9.Типы климата. Сравнительная характеристика климатичес¬ких условий, жизнедеятельности людей в разных частях России.
10. Природные зоны России, значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей.
11.Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их исполь¬зование. Экологические проблемы.
Население России
12. Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения.
13. Народы России.
Народное хозяйство России
14. Промышленность - основа хозяйства, ее виды. Большая доля сырьевых отраслей. Машиностроение.
15. Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.
16. Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.
Географические районы России
17.Центральная Россия. Географическое положение Центральной России. Рельеф и климат.
18. Полезные ископаемые. Экологические проблемы.
19. Водные ресурсы. Экологические проблемы.
20. Промышленность Центральной России.
21. Сельское хозяйство и транспорт Центральной России.
22. Москва и Подмосковье.
23. Крупные города Центральной части Росси
24. Заповедники и заказники России. Охрана природы Центральной России.
25.Поволжье. Среднее Поволжье. Народы Поволжья. Особенности приро¬ды и хозяйства. Республики Поволжья. Города.
26. Нижнее Поволжье. Географическое положение. Особенно¬сти природы и хозяйства. Города Астраханский заповедник Кал¬мыкия. Экологические проблемы.
27.Северо-Западная Россия. Приморское положение. Особенности природных условий и ресурсов.
28. Основание Санкт-Петербурга. Его политическое, экономи¬ческое и культурное развитие. Дворцово-парковые пригороды.
29. Население и особенности развития хозяйства Северо¬-Западной России. Города: Новгород, Псков, Калининград. Культурно-исторические достопримечательности, развитие ту¬ризма.
30.Север Русской равнины. Географическое положение. Особенности природных условий и хозяйства города: Архангельск, Сыктывкар, Вологда.
31. Кольский полуостров и Карелия. Природа, население, хозяй¬ство. Города: Мурманск, Петрозаводск.
32.Юг Русской равнины. Географическое положение. Природа. Население. Хозяйство. Города: Ростов-на-Дону, Воронеж, Таганрог.
33.Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности природы, хозяй¬ства. Города: Ставрополь, Краснодар. Курорты Кавказских мине¬ральных вод.
34.Черноморское побережье Кавказа. Курортное хозяйство. Го¬рода: Сочи, Новороссийск, Геленджик, Анапа.
35.Урал. Географическое положение. Особенности природы Урала. Ильменский заповедник.
36. Хозяйство. Города. Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь
37.Географическое положение. Особенности природы, ресурсы, население. Хозяйство Западно-Сибирской низменности и Обского Севера. Города: Новосибирск, Омск, Томск.
38. Алтайские горы. Особенности природы. Население и хозяй¬ство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово.
39.Восточная Сибирь. Географическое положение. Особенности природных условий. Реки Восточной Сибири. Озеро Байкал. Экологические проблемы.
40. Природные ресурсы. Хозяйство Восточной Сибири.
41. Население. Крупные города. Дальний Восток
42. Географическое положение. Особенности природы. Уссурийская тайга.
43. Хозяйство и города. Экологические проблемы.
Географические районы России (обобщающий урок).
География Ульяновской области
44. Географическое положение. Природные условия. Население.
45. Растительный мир нашего края. Охрана природы.
46. Животный мир своей местности. «Красная книга» Тамбовской области.
48. Промышленность нашего края.
49. Транспорт.
50. Сельское хозяйство.
51. Культурные и исторические памятники в нашей местности.
52. Обобщающая экскурсия.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
История исследования и хозяйственного освоения России (история).
Почвы, полезные ископаемые, использование водных ресурсов, особенности растительного и животного мира, экологические про¬блемы (естествознание).
Полеты в космос (литература).
ПРАКТИЧЕСКИЕРАБОТЫ
1. Обозначение границ России на контурной карте полушарий.
2. Нанесение на контурную карту нашей страны контуров гео¬графических районов России (Центральная Россия, Поволжье, Се¬веро-Западная Россия, Север Русской равнины, Юг Русской рав¬нины, Северный Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток
З. Нанесение на контурную карту изучаемых по программе объектов по каждому району.
4. Вычерчивание простейших схем структуры народного хозяйства.
5. Заполнение таблицы «Различия в природе и хозяйстве европейской и азиатской частей России».
6. Обозначение Тамбовской области на карте России.
Элементарная астрономия
53. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Звезды. Солнце, его размеры сравнительно с Землей. Значение Солнца для жизни на Земле.
54. Планеты.
55. Земля - планета. Доказательства шарообразности Земли.
56. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи.
57. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.
58. Спутники планет. Луна - естественный спутник Земли. От¬личие Земли от Луны.
59. Лунные и солнечные затмения.
60. Искусственные спутники. Космические корабли. Полеты людей в космос.
61. Явления природы: ветер, дождь, гроза.
62. Явления природы: ураганы, штормы. Меры предосторожности во время грозы.
63. Землетрясения.
64. Извержения вулканов.
65. Изучение явлений природы на Земле и из космоса.
66. Повторение элементарной астрономии. Контрольная работа.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Изготовление из пластилина или глины моделей Солнца, Земли и Луны.
2. Демонстрация теллурия.
3. Изготовление из пластилина модели вулкана.
4. Обозначение на контурной карте полушарий районов наибо¬лее частых землетрясений и извержений вулканов.
5. Знакомство с последними публикациями об освоении космо¬са в периодической печати.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны знать:
1. названия географических районов России;
2. характерные признаки своего региона (географическое положе¬ние, рельеф, климат, полезные ископаемые, водные ресурсы, про¬мышленность, сельское хозяйство, крупные города, экологические проблемы);
3. Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
4. Землю как планету, доказательства ее шарообразности;
5. Луну как спутник Земли; отличие Луны от Земли;
6. взаимное положение Солнца, Земли и Луны при солнечных и лунных затмениях;
7. причины смены дня и ночи, времен года;
8. значение запусков в космос искусственных спутников и поле¬тов людей на космических кораблях;
9. имена первых космонавтов.

Обучающиеся должны уметь:
1. находить свой регион на карте России и карте полушарий; давать несложную характеристику природных условий и хозяй¬ственных ресурсов своего региона;
2. устанавливать связи между отраслями промышленности и сель¬ского хозяйства;
3. сопоставлять изучаемые географические районы на физической карте и карте природных зон;
4. давать несложные описания явлений, происходящих в природе; находить на карте полушарий районы наиболее частых земле¬трясений и извержений вулканов.




 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню