Учебный план 2019-2020 - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

Учебный план 2019-2020

Сведения об образовательной организации > Образование

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на 2019/2020 учебный год

ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЁННОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ИЗМАЙЛОВСКОЙ ШКОЛЫ- ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ »


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебный план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлен:
- для обучающихся 1,2,3,4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 1 вариант, для обучающихся 1-11 классов с умственной отсталостью в умеренной, тяжёлой или глубокой степени, с тяжёлыми множественными нарушениями развития  - 2 вариант в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
- для обучающихся 5-9 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе I варианта учебного плана для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (приказ Министерства образования Российской Федерации № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»).
      Учебный план предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения детьми с ОВЗ начального общего образования и профессиональной трудовой подготовки, необходимой  для их социальной адаптации и реабилитации.
В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. В 5-9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено возможностям обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
В 1,2,3,4 классах из обязательных учебных предметов изучаются: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, музыка, рисование, физическая культура, ручной труд. Из части  учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений добавили 1 час на изучение предмета «русский язык», 1 час – на изучение предмета «математики», а также 1 час добавили на коррекционно-развивающую область, в частности, на развитие псимоторики и сенсорных процессов.
Названия предметных областей в учебном плане для обучающихся 5-9 классов приведены  в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант1).  В 5-9 классах из обязательных учебных предметов изучаются; русский язык (письмо), чтение, математика, биология, история Отечества, география, рисование (ИЗО),  музыка (пение и музыка),  физическая культура, профильный труд (профессионально-трудовое обучение).
В 5 классе введено природоведение, в 8-9 классах – обществознание. Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер,  включено в курс трудовой подготовки. В 5-9 классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии.
В 1,2,3,4 классах на коррекционно-развивающую область (коррекционные занятия и ритмика) отводится 6 часов, на внеурочную деятельность – 4 часа.
В старших (5-9) классах – основы социальной жизни (СБО).  
Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые), логопедические занятия (1-7 классы),  двигательное развитие для обучающихся с выраженными  речевыми, двигательными или другими нарушениями.
В 5-9 классах предусмотрены факультативные занятия, а также трудовая практика.                       
Начало года, продолжительность года и каникулы устанавливаются в соответствии со сроками всех образовательных учреждений.
Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока до 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый);
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты  включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты  связаны с овладением обучающимися содержания каждой  образовательной  области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценку этой группы результатов  целесообразно начинать со второго полугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут её организовывать под руководством учителя.
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
Для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью  вводится безоценочная система обучения.
На коррекционно-развивающую область (коррекционные занятия и ритмика) в 1-5 классах отводится 12 часов и в 6-11 отводится 10 часов, а на  внеурочную деятельность в 1-5 классах отводится 6 часов и в 6-11 классах - 8 часов.  На коррекционные  занятия На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК  по расписанию отводятся часы в первую и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 минут. Группы комплектуются с учётом однородности и выраженности речевых и других нарушений, а занятия ЛФК в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Для удовлетворения биологической потребности в движении обучающихся проводится 3 урок  физической культуры (согласно  Приказу от 16.07.2002 г.                     № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»):
- общеобразовательный курс – 3 часа в 1,2,3,4  классах, 2 часа в  5-9 классах;
- третий час в 5-9 классах компенсируется за счёт часов факультативных занятий.
Для занятий по трудовому обучению обучающиеся в 5-9 классах делятся на 2 группы. Комплектование групп осуществляется по наполняемости (6 человек), с учётом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача. Количество групп для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью:


 

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Количество групп по  профильному труду

1

1

2

1

1

Летняя трудовая практика в 5-7 классах - в течение 10 дней, в 8-9 классах - в течение 20 дней по окончании учебного года.
Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:
*первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
*второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
В соответствии с гигиеническими условиями обучения в ОУ (СанПиН 2.4.2.3286-15 п.8.4), в связи с 5-дневной учебной неделей в 1 классе  учебная нагрузка сокращается до 21 часа в неделю.
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжёлой или глубокой степени, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития  включает предметы: речь и альтернативная коммуникация, математические представления, окружающий природный мир, человек, домоводство, окружающий социальный мир, музыка и движение, изобразительная деятельность,  адаптивная физкультура.
Целью обучения и воспитания является приобщение обучающихся с  умеренной умственной  отсталостью к доступному общественно - полезному труду и приобретение ими социального опыта.
Содержание образования направлено на решение следующих задач: формирование представлений о себе, навыков самообслуживания и жизнеобеспечения, доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде, коммуникативных умений, обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям учащихся, овладение доступными образовательными уровнями.
Предметные результаты освоения АООП планируются с учётом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей и конкретных учебных предметов.

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

21

23

23

23

29

30

32

33

33

При 5-ти дневной рабочей неделе

Пояснительная записка
к учебному плану общего образования обучающихся

с умственной отсталостью (умеренной, тяжёлой, глубокой)  ОГКОУ  Измайловской  ШИ  на 2019-2020 учебный год.


    В ОГКОУ Измайловской ШИ  обучаются дети с умеренной, тяжёлой или глубокой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  
Особенности  психофизического развития детей с умеренной, тяжёлой или глубокой  умственной отсталостью определяют специфику образовательных потребностей.  В силу наличия тяжелых нарушений развития для обучающихся данной группы показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования.
С целью максимально возможной социализации этой категории обучающихся в ОГКОУ Измайловской ШИ с учётом требований федерального государственного образовательного  стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) был разработан учебный план, который устанавливает предметные области, предметы и коррекционные курсы, соответствующие особым образовательным возможностям и потребностям обучающихся.
   Содержание образовательного процесса определяется специальной  индивидуальной образовательной программой, разработанной с учётом федерального стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант2)  и психофизических особенностей обучающихся.
  Учебный план  для обучающихся с  умственной отсталостью (умеренной, тяжёлой, глубокой), с тяжёлыми и множественными нарушениями развития организации,  реализующей  адаптированную  основную образовательную программу, включает две части: I – обязательная часть, включающая семь образовательных областей, представленных одиннадцатью учебными предметами; II – часть включает  коррекционные занятия и  внеурочную  деятельность.
  Учебный план предусматривает 12-летний срок обучения. В 1-4 классах развитие знаний об окружающем мире и познавательных процессов и речи обучающихся сочетается с обучением элементарным навы¬кам письма, чтения, счета, развитием речи, привитием навыков самообслужи¬вания, ручного труда.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью к результатам обучающихся, освоивших адаптированную основную общеобразовательную программу.

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся Программы по 2-му варианту является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения АООП, Программа направлена на формирование 2-х групп результатов:
- личностных, включающих сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
- предметных, включающих освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.
Результаты освоения программы рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития учитывается, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, но это не рассматривается как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.  
Оценка результатов выполнения СИПР по каждой внесенной в нее задаче позволяет составить подробную характеристику развития ребенка, а  их  анализ  также оценить динамику развития его жизненной компетенции. На обучающихся этой категории распространяется безотметочное оценивание. Итоговый контроль (полугодие, год) осуществляется по 3 уровням: 1 уровень - «усвоил материал»,  2 уровень – «частично усвоил» и 3 уровень – «не усвоил материал».
Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме практических проб, элементарных контрольных работ методом наблюдения по критерию относительной успешности (продвижение в уровне обученности  и воспитанности относительно прежних собственных достижений).  Итоговый контроль предполагает выявление уровня овладения навыками:
• самообслуживания,
• бытового труда,
• бытового общения,
• письма, чтения и элементарного счёта,
• правильного поведения.
Инвариантная часть учебного плана включает:
- образовательные области: язык и речевая практика включает предмет «речь и альтернативная коммуникация», математика - математические представления; естествознание: окружающий природный мир, человек: человек, самообслуживание, домоводство, окружающий социальный мир, искусство (музыка и движение, изобразительная деятельность);  физическая культура ( адаптивная физкультура);
- технологии: профильный труд
В часть, формируемую участниками образовательных отношений включаются:
Коррекционные занятия: сенсорное развитие, предметно-практические действия, двигательное развитие, альтернативная коммуникация, коррекционно-развивающие занятия по ритмике.
 Учебный план включает использование коррекционных технологий через групповые, индиви¬дуальные занятия: индивидуальная логопедическая коррекция; ЛФК; развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Образовательный процесс в специальном (коррекционном) классе для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью осуществляется учителями, прошедшими соответствующую курсовую подготовку и переподготовку. Индивидуальную и групповую коррекционную работу проводят  учитель-логопед, учитель–дефектолог, педагог-психолог, учитель физической культуры, прошедший курсовую подготовку.
Ведущим принципом обучения является - коррекционная направленность обучения. Общая коррекционная работа дополняется коррекцией недостатков, характерных для отдельных групп обучающихся. Эта коррекционная работа реализуется в процессе дифференцированного подхода к обучающимся.
Индивидуальные особенности и возможности обучающихся вызывают необхо¬димость осуществления индивидуального подхода. Все учебные предметы общеобразовательного, коррекционного и трудового обучения для обучающихся с умеренной  степенью умственной отсталости максимально индивидуализированы.
Начало учебного года, сроки и продолжительность каникул соответству¬ют срокам, установленным годовым календарным графиком школы.
Все индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в 1, так и во 2 половине дня. Их продолжительность 15-25 мин. Группы комп¬лектуются с учётом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а на занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими реко¬мендациями. Учебный план разработан для 6-дневной рабочей недели. Продолжительность учебного года 34 учебных недели.
     Все учебные предметы: общеобразовательные, коррекционные и трудовые для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости максимально   индивидуализированы и направлены прежде всего на решение вопроса развития их речи, как ее регулирующей, так и коммуникативной функций..
     Обучение речи как средству коммуникации заключается в формировании умения общаться со взрослыми, со сверстниками, с детьми младшего школьного возраста.   Развивается лексическая сторона речи, синтаксическая, связная устная речь.
     Обучение математике направлено на овладение учащимися счетными операциями сложения и вычитания в пределах 10 или для  обучающихся с более высоким уровнем развития в пределах 100.; решением арифметических задач в один или два вопроса на нахождение суммы и остатка.
    Большое значение для воспитания обучающихся, особенно их эмоционально – волевой сферы имеют такие предметы, как рисование, музыка и пение,  занятия по ритмике.
    На занятиях рисования, музыкально – ритмических занятиях развивается общая моторика, координация движений, ручная моторика. Дети учатся различать цвета, их оттенки, понимать красивое и эмоционально его воспринимать. Важное значение имеет и предмет музыка, пение.
   Физкультура, как учебный предмет, прежде всего способствует укреплению здоровья детей.. В процессе физических упражнений дети учатся координации движений, точности движений; обучаются ходьбе, бегу, прыжкам.
  Трудовое обучение имеет  важное значение для формирования у обучающихся элементарных навыков самообслуживания, личной гигиены, культуры поведения, бытового труда. Обучающиеся с более высоким уровнем развития должны овладеть  видами труда, которые в базисном плане определены, как «Профильный труд».
   Полученные общеобразовательные знания, трудовые навыки позволят выпускникам с умеренной степенью умственной отсталости выполнять несложные работы в домашнем хозяйстве, работать на предприятиях, предназначенных для инвалидов.

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню