по музыке 2-8 классы - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

по музыке 2-8 классы

Сведения об образовательной организации > Образование > Аннотация к рабочим программам > 2-9 классы

Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе по  музыке и пению   для обучающихся 2 класса
ОГКОУ Измайловской ШИ  на 2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка

Данная программа соответствует требованиям общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа по музыке для обучающихся 1 – 4 классов VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 0 - 4 классы под редакцией И. М. Бгажноковой и В.В. Воронковой «Музыка». - СПб. Просвещение, 2007.
Место учебного предмета в учебном плане
Урок музыки в специальной коррекционной школе VIII вида является составной частью учебно – воспитательного процесса. Программа «Музыка 1- 4 классы » составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения. В соответствии с учебным планом образовательного учреждения урок музыки проводится один раз в неделю по одному часу в каждом классе. Продолжительность урока для II – IV классов составляет 40 минут.
Продолжительность учебного года: II – IV классы – 35 учебных недель.
Нормативный срок освоения программы учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет четыре года.
Реализация программы по учебному предмету «Музыка» проводится в урочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урок-прогулка, урок-экскурсия, урок-диалог, урок-ролевая игра, урок-концерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок-презентация, урок-импровизация и другие. Так же, в зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы, используются уроки: доминантные, комбинированные, тематические, комплексные, интегрированные.

Цель учебного предмета «Музыка» - формирование средствами музыки гармоничной социально - адаптированной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями, обогащение музыкальных впечатлений детей, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью понимаются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Основными задачами реализации содержания данной программы являются:
1. Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению.
2. Развитие интереса к музыкальному искусству.
3. Формирование простейших эстетических ориентиров.
Отличительные особенности программы:
интегрированный подход к изучению тем по слушанию музыки;
обновление нотно-музыкального материала для разучивания;
использование ИКТ для создания материальной базы урока (дидактического, наглядного материала, создание музыкальной фонотеки);
Общая характеристика учебного предмета
Среди таких школьных предметов эстетического цикла, как изобразительное искусство, ритмика, танец, музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта. Работа в школе с детьми с интеллектуальными нарушениями требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными данной программой навыками, понять и запомнить материал. Музыка способствует нормализации психических процессов, преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ VIII вида.
Учащиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога музыки – придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность. Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе.
В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- комплексное обучение на основе передовых психолого – педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разобраться в структуре аномального развития личности ребенка с нарушением интеллекта; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
В программу включены следующие разделы: слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная грамота.
Слушание музыки
Чтобы воспитать любовь к музыке, надо научить детей ее слушать, и обязательно в качественном исполнении. Здесь на помощь педагогу приходят технические средства воспроизведения звука (аудиозаписи), информационные компьютерные технологии. Наиболее распространенным видом представления демонстрационных материалов являются мультимедиа презентации, включающие в себя аудио и видео фрагменты.
Песня, марш и танец – основные жанры, составляющие содержание изучаемого предмета. С темой «Музыкальные жанры» учащиеся знакомятся на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Наряду с освоением учащимися нового материала важной задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Многократное возвращение к данной теме и ее повторение обусловлены особенностями интеллектуального, психического развития детей с ОВЗ.
Одной из задач урока музыки в школе VIII вида является коррекция эмоционально – волевой сферы ребенка. Такие темы уроков как «Музыка – язык чувств», «Настроения и чувства в музыке» знакомят детей с выразительными возможностями музыки, с музыкальными произведениями, различными по своему характеру и настроению. Анализируя характер прослушанных произведений, особое внимание необходимо уделять роли таких средств музыкальной выразительности в создании образа как мелодия, ритм, темп, динамические оттенки.
Важным средством музыкальной выразительности является тембр. Как правило, фортепиано – это первый инструмент, с которым знакомятся дети. Школьники в возрасте 7 – 9 лет хорошо различают звучание многих инструментов: балалайки, скрипки, трубы, флейты. Тембровое разнообразие способствует преодолению слуховой пассивности. Целесообразно привлекать детей к определению звучания тех или иных инструментов при прослушивании симфонических произведений. Знакомство с тембрами представлено в темах «Музыкальные инструменты», «Инструменты народного оркестра», «Инструменты симфонического оркестра».
Существует три последовательных этапа прослушивания:
1. Дети ещё не понимают языка музыки, и необходимо предварительное объяснение содержания прослушиваемого произведения.
2. Прослушивание произведения связано с последующим проведением беседы (о характере музыки и ее выразительных средствах) с предварительными вопросами, которые направляют внимание детей.
3. Прослушивание музыкального произведения без предварительной подготовки и беседы, но данный вид работы учащимся со сложной структурой дефекта не доступен.
Музыкальный материал для слушания в данной программе представлен произведениями русских, зарубежных и советских композиторов, отличающихся доступностью, жанровым разнообразием, яркостью, красочностью музыкального образа. Исходя из степени подготовленности, уровня интеллектуального развития, а также личностных особенностей учащихся, музыкальный репертуар для слушания может быть изменен в зависимости от местных условий.
Хоровое пение
Дети способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее – петь. Известно, что хоровое пение – коллективный вид исполнительства. Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность за общее дело.
На первых уроках учитель прослушивает детей, проверяет в игровой форме уровень развития их музыкального слуха и фиксирует показатели – диапазон голоса и качество интонирования.
При исполнении песен всем классом и индивидуально необходимо уделять большое внимание певческой установке, технике правильного дыхания, звукообразованию и дикции.
Особенностью развития детей с  умственной отсталостью является наличие дефектов произношения, небольшой словарный запас, что мешает им понять и усвоить текст песни. Поэтому работа над дикцией является основной формой работы на уроках музыки в начальной школе. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также чистое звучание слов и фраз в целом. На качество дикции влияет способ звукообразования, степень развития певческого дыхания, артикуляционного аппарата и владения фразировкой. Главная задача педагога – научить детей правильно артикулировать звуки, сливая их в слоги и слова, практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове), правила логики речи (выделение основного, ударного слова, помогающего понять смысл фразы).
Программой предусмотрена систематическая работа над четким и ясным произношением текста. Можно рекомендовать ряд попевок, состоящих из 3 -5 звуков, в диапазоне от примы до терции на слоги: лю, ду, лё, ми, мэ, ма, му, ди, да, ра и др.
Перед исполнением песен важная роль отводится подготовке голосового аппарата к пению, т.е. распеванию.
Систематическое использование упражнений, направленных на расширение диапазона голоса, развитие звуковысотного слуха, певческого дыхания, чистоты интонации способствует развитию естественного, легкого звучания голоса.
Данная программа предполагает использование логопедических распевок и логоритмических упражнений на уроках музыки в начальной школе. Использование логопедических распевок, направленных на автоматизацию и дифференциацию свистящих и шипящих звуков, гласных и согласных звуков, развитие фонематического слуха и т.д. существенно улучшает состояние речевой моторики детей. Необходимость включения логоритмических упражнений в коррекционно – образовательный процесс обусловлена ее высокой эффективностью для речевого развития, положительной эмоциональной окрашенностью, доступностью танцевально – ритмических движений, сопровождаемых скороговорками, чтением стихов, пением. С помощью таких распевок и упражнений у детей с нарушением интеллекта развивается моторика мелких мышц кисти, крупная моторика, формируется умение запоминать порядок движений, обогащается внимание, память, выразительность речи, произношение. Учитель музыки должен тесно сотрудничать с логопедом, работающим с детьми в школе. Отбирая упражнения для распевания, учителю музыки необходимо учитывать рекомендации специалиста.
На уроке музыки актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждый урок с жизнеутверждающей валеологической песенки – распевки, дающей позитивный настрой на весь день. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на уроке, подготавливают голос к пению.
Программой предусмотрены валеологические песенки – распевки (О. Арсеневской), упражнения для развития голоса и музыкального слуха, а также коррекции речевых нарушений у детей начальной школы. Предлагаемый материал может использоваться в качестве рекомендуемого содержания, дополняться, изменяться.
Особое внимание при работе с учащимися уделяется выработке техники правильного дыхания, развитие которой зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений. Требования к развитию певческого дыхания могут быть следующими: вдох спокойный, без поднятия плеч, бесшумный. Брать дыхание рекомендуется через нос или через нос и рот одновременно.
Песенный репертуар, предусмотренный программой, включает в себя песни современных авторов и композиторов, а также отвечает целям и задачам обучения, возрастным возможностям и интересам детей, требованиям к художественной ценности музыки и слова.
Помимо рекомендованного программой репертуара, педагог может выбрать для разучивания и другие произведения. При выборе репертуара необходимо учитывать разнообразные условия, требования и обстоятельства, интересы детей. В репертуар каждого класса необходимо включать песни для исполнения на школьных концертах и праздниках.
В работе с детьми следует подбирать мелодии, простые по форме, короткие по содержанию, с понятным текстом.
Певческий диапазон детей с нарушением интеллекта ограничен, и поэтому необходимо подбирать песни с небольшим диапазоном и в удобной для детей тональности. За год обучения дети разучивают от 10 до 15 песен.
Игра на музыкальных инструментах.
По желанию учителя звучание детских голосов может сопровождаться игрой на инструментах: деревянных ложках, бубнах и т. д.
На уроках музыки целесообразно применять ударно – шумовые инструменты: бубен, треугольник, деревянные ложки, барабан, маракас, металлофон. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения. Именно поэтому в программе уделяется особое внимание этому разделу.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, снятию психоэмоционального напряжения.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Игра на детских музыкальных инструментах может быть как самостоятельным разделом, так и может быть включена в раздел пение, когда исполнение сопровождается игрой на музыкальных инструментах.
Начиная с 1-го класса по мере овладения игрой на музыкальных инструментах учитель может разделить группу детей на две подгруппы, одна из которых играет первую часть музыкального произведения, например, на деревянных ложках, а другая - вторую часть на барабане.
В ходе урока дети знакомятся с музыкальными произведениями и одновременно участвуют в коллективном музицировании, определяя сильную долю в марше, польке, вальсе.
Во 2-х классах предлагается осваивать навыки игры на металлофоне на материале коротких простейших детских песен – прибауток..
Музыкальная грамота
Главное в младших классах – это дать понятие о высоте звука, силе звучания (пиано, форте), и длительности звучания (длинные и короткие звуки), элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочная линейка, порядок нот в гамме до мажор, графическое изображение нот. Вокальные попевки – упражнения следует петь как с текстом, так и с названием нот (с 3 – го класса). Музыкальная грамота должна стать средством познания музыки. Все теоретические знания необходимо давать на практическом материале (пение попевок, отрывков из разучиваемых произведений).
Для обучающихся 2  класса необходима двигательная разрядка, поэтому на уроке вводятся движения под музыку, которые помогают лучше понять, почувствовать характер музыки и ее ритмические особенности: ходьба на месте, несложные движения кистями рук, повторение несложного ритмического рисунка ладонями или ударными инструментами. («Танцуй, малыш», «Танцевальная ритмика» Т. Суворовой, «Коммуникативные танцы – игры для детей» А. Бурениной.)
Результаты освоения учебного предмета
Достижение личностных и предметных результатов освоения программы учебного предмета «Музыка» обучающимися с интеллектуальной недостаточностью происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания,
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем в процессе музыкальной исполнительской деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях в школе и за ее пределами;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
В результате освоения рабочей программы учебного предмета «Музыка» обучающиеся II класса с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  научатся проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов. Кроме того школьники научатся эмоционально выражать свое отношение к искусству, размышлять о музыке, выражать свое, личное отношение к звучащей музыке, объяснять, почему у них возникло то или иное мнение. Постепенно у детей возникает желание и потребность слушать музыку вновь и вновь, при этом они понимают, что музыка не абстрагируется от жизни, она составная и необходимая ее часть. Дети начинают понимать, что слушать и видеть прекрасное, говорить о прекрасном – значит улучшаться!
Предметные результаты отражают владение элементами музыкальной культуры, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические суждения, элементарный опыт музыкальной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  
В результате освоения рабочей программы учебного предмета «Музыка II  класса» обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Освоение программы позволит обучающимся с интеллектуальными нарушениями принимать активное участие в концертной и музыкально-театральной жизни школы, города. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально - игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе, на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
Педагогические технологии (методы, приемы)
Для детей, обучающихся в коррекционной школе, восприятие музыки является ведущим видом деятельности на уроках, так как базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Все сведения о музыке даются детям с использованием ее натурального звучания. Существует много методов для того чтобы воплотить в жизнь эту важную задачу. Наиболее распространенные из них: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод имеет две разновидности:
наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ видео, картинок, применение наглядных пособий).
Словесный метод также очень важен. Речь идет не о рассказе о музыке, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми.
Перед исполнением пьесы необходимо сообщить детям ее название. Беседа об исполняемом произведении должна обязательно включать в себя следующие компоненты: сведения о музыке как о виде искусства, краткий рассказ о композиторе и жанровой принадлежности исполняемого произведения. Слушание музыки следует проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?». Эта последовательность может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий.
Практический метод. При первом прослушивании пьесы учащимся предлагается различить настроение, выраженное в музыке. На втором уроке учитель может показать видеофрагмент пьесы. Дети должны вспомнить название пьесы и её автора. Педагог уточняет и дополняет ответы детей. На третьем уроке учащимся предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения определить их роль в создании музыкального образа.
Для развития восприятия используются такие приемы, как прослушивание, чтение стихотворений, показ иллюстраций и видео, игрушек, передача характера музыки в движении.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
• метод художественного, нравственно - эстетического познания музыки;
• метод эмоциональной драматургии;
• метод интонационно-стилевого постижения музыки;
• метод художественного контекста;
• метод создания «композиций»;
• метод перспективы и ретроспективы.



2 класс (1 час в неделю, 34 часа в год).

• Пение:
• 1) Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
• 2) Исполнение песенного материала в диапазоне до1 — си1.
• 3) Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем диапазоне.
• 4) Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла).
• 5) Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения.
• 6) Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни.
• Коррекционные задачи:
• -Обучение приёмам сравнения;
• - Повышение уровня концентрации слухового внимания;
• - Развитие умения воспроизводить мелодию без сопровождения;
• - Развитие долговременной памяти.
Слушание музыки:
• 1) Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.
• 2) Развитие умения различать звуки по высоте (высокие - низкие) и длительности (долгие - короткие).
• 3) Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях.
• 4) Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, хор, оркестр.
• 5) Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта.
• 6) Игра на музыкальных инструментах.
• 7) Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игре на металлофоне.
• Коррекционные задачи:
• - Обучение приёмам сравнения;
• - Обучение умению понимать эмоциональный смысл музыкального произведения;
• - Обучение приёмам сравнения;
• - Развитие логического мышления.
Обязательный минимум ЗУН обучающихся
Обучающиеся должны знать:
• - высокие и низкие, долгие и короткие звуки; музыкальные инструменты и их звучание (скрипка, арфа, флейта, барабан, балалайка);
• - понятие: музыка авторская (композиторская);
• - понятия: народные праздники, рождественские песни;
• - понятия: родина, малая родина;
• - понятия: ноты, звуки, звукоряд, нотный стан, или нотоносец, скрипичный ключ;
• - духовые, струнные инструменты;
• - понятия: солист, хор;
• - характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).
Обучающиеся должны уметь:
• - определять из чего состоит музыка;
• - определять на слух марш, танец, песню;
• - приводить примеры; отвечать на проблемные вопросы;
• -определять настроение, характер музыки; посильным образом участвовать в ее исполнении;
• - исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;
• - различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
• - исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.

Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе по  музыке и пению  для обучающихся 3 класса
ОГКОУ Измайловской ШИ  на 2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка

Данная программа соответствует требованиям общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа по музыке для обучающихся 1 – 4 классов VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 0 - 4 классы под редакцией И. М. Бгажноковой и В.В. Воронковой «Музыка». - СПб. Просвещение, 2007.
Место учебного предмета в учебном плане
Урок музыки в специальной коррекционной школе VIII вида является составной частью учебно – воспитательного процесса. Программа «Музыка 1- 4 классы » составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения. В соответствии с учебным планом образовательного учреждения урок музыки проводится один раз в неделю по одному часу в каждом классе. Продолжительность урока для II – IV классов составляет 40 минут.
Продолжительность учебного года: II – IV классы – 34 учебные недели.
Нормативный срок освоения программы учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет четыре года.
Реализация программы по учебному предмету «Музыка» проводится в урочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урок-прогулка, урок-экскурсия, урок-диалог, урок-ролевая игра, урок-концерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок-презентация, урок-импровизация и другие. Так же, в зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы, используются уроки: доминантные, комбинированные, тематические, комплексные, интегрированные.
Цель учебного предмета «Музыка» - формирование средствами музыки гармоничной социально - адаптированной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями, обогащение музыкальных впечатлений детей, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью понимаются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Основными задачами реализации содержания данной программы являются:
4. Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению.
5. Развитие интереса к музыкальному искусству.
6. Формирование простейших эстетических ориентиров.
Отличительные особенности программы:
интегрированный подход к изучению тем по слушанию музыки;
обновление нотно-музыкального материала для разучивания;
использование ИКТ для создания материальной базы урока (дидактического, наглядного материала, создание музыкальной фонотеки);
Общая характеристика учебного предмета
Среди таких школьных предметов эстетического цикла, как изобразительное искусство, ритмика, танец, музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта. Работа в школе с детьми с интеллектуальными нарушениями требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными данной программой навыками, понять и запомнить материал. Музыка способствует нормализации психических процессов, преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ VIII вида.
Обучающиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога музыки – придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность. Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе.
В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- комплексное обучение на основе передовых психолого – педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разобраться в структуре аномального развития личности ребенка с нарушением интеллекта; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
В программу включены следующие разделы: слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная грамота.
Слушание музыки
Чтобы воспитать любовь к музыке, надо научить детей ее слушать, и обязательно в качественном исполнении. Здесь на помощь педагогу приходят технические средства воспроизведения звука (аудиозаписи), информационные компьютерные технологии. Наиболее распространенным видом представления демонстрационных материалов являются мультимедиа презентации, включающие в себя аудио и видео фрагменты.
Песня, марш и танец – основные жанры, составляющие содержание изучаемого предмета. С темой «Музыкальные жанры» учащиеся знакомятся на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Наряду с освоением учащимися нового материала важной задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Многократное возвращение к данной теме и ее повторение обусловлены особенностями интеллектуального, психического развития детей с ОВЗ.
Одной из задач урока музыки в школе VIII вида является коррекция эмоционально – волевой сферы ребенка. Такие темы уроков как «Музыка – язык чувств», «Настроения и чувства в музыке» знакомят детей с выразительными возможностями музыки, с музыкальными произведениями, различными по своему характеру и настроению. Анализируя характер прослушанных произведений, особое внимание необходимо уделять роли таких средств музыкальной выразительности в создании образа как мелодия, ритм, темп, динамические оттенки.
Важным средством музыкальной выразительности является тембр. Как правило, фортепиано – это первый инструмент, с которым знакомятся дети. Школьники в возрасте 7 – 9 лет хорошо различают звучание многих инструментов: балалайки, скрипки, трубы, флейты. Тембровое разнообразие способствует преодолению слуховой пассивности. Целесообразно привлекать детей к определению звучания тех или иных инструментов при прослушивании симфонических произведений. Знакомство с тембрами представлено в темах «Музыкальные инструменты», «Инструменты народного оркестра», «Инструменты симфонического оркестра».
Существует три последовательных этапа прослушивания:
4. Дети ещё не понимают языка музыки, и необходимо предварительное объяснение содержания прослушиваемого произведения.
5. Прослушивание произведения связано с последующим проведением беседы (о характере музыки и ее выразительных средствах) с предварительными вопросами, которые направляют внимание детей.
6. Прослушивание музыкального произведения без предварительной подготовки и беседы, но данный вид работы учащимся со сложной структурой дефекта не доступен.
Музыкальный материал для слушания в данной программе представлен произведениями русских, зарубежных и советских композиторов, отличающихся доступностью, жанровым разнообразием, яркостью, красочностью музыкального образа. Исходя из степени подготовленности, уровня интеллектуального развития, а также личностных особенностей учащихся, музыкальный репертуар для слушания может быть изменен в зависимости от местных условий.
Хоровое пение
Дети способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее – петь. Известно, что хоровое пение – коллективный вид исполнительства. Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность за общее дело.
На первых уроках учитель прослушивает детей, проверяет в игровой форме уровень развития их музыкального слуха и фиксирует показатели – диапазон голоса и качество интонирования.
При исполнении песен всем классом и индивидуально необходимо уделять большое внимание певческой установке, технике правильного дыхания, звукообразованию и дикции.
Особенностью развития детей с  умственной отсталостью является наличие дефектов произношения, небольшой словарный запас, что мешает им понять и усвоить текст песни. Поэтому работа над дикцией является основной формой работы на уроках музыки в начальной школе. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также чистое звучание слов и фраз в целом. На качество дикции влияет способ звукообразования, степень развития певческого дыхания, артикуляционного аппарата и владения фразировкой. Главная задача педагога – научить детей правильно артикулировать звуки, сливая их в слоги и слова, практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове), правила логики речи (выделение основного, ударного слова, помогающего понять смысл фразы).
Программой предусмотрена систематическая работа над четким и ясным произношением текста. Можно рекомендовать ряд попевок, состоящих из 3 -5 звуков, в диапазоне от примы до терции на слоги: лю, ду, лё, ми, мэ, ма, му, ди, да, ра и др.
Перед исполнением песен важная роль отводится подготовке голосового аппарата к пению, т.е. распеванию.
Систематическое использование упражнений, направленных на расширение диапазона голоса, развитие звуковысотного слуха, певческого дыхания, чистоты интонации способствует развитию естественного, легкого звучания голоса.
Данная программа предполагает использование логопедических распевок и логоритмических упражнений на уроках музыки в начальной школе. Использование логопедических распевок, направленных на автоматизацию и дифференциацию свистящих и шипящих звуков, гласных и согласных звуков, развитие фонематического слуха и т.д. существенно улучшает состояние речевой моторики детей. Необходимость включения логоритмических упражнений в коррекционно – образовательный процесс обусловлена ее высокой эффективностью для речевого развития, положительной эмоциональной окрашенностью, доступностью танцевально – ритмических движений, сопровождаемых скороговорками, чтением стихов, пением. С помощью таких распевок и упражнений у детей с нарушением интеллекта развивается моторика мелких мышц кисти, крупная моторика, формируется умение запоминать порядок движений, обогащается внимание, память, выразительность речи, произношение. Учитель музыки должен тесно сотрудничать с логопедом, работающим с детьми в школе. Отбирая упражнения для распевания, учителю музыки необходимо учитывать рекомендации специалиста.
На уроке музыки актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждый урок с жизнеутверждающей валеологической песенки – распевки, дающей позитивный настрой на весь день. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на уроке, подготавливают голос к пению.
Программой предусмотрены валеологические песенки – распевки (О. Арсеневской), упражнения для развития голоса и музыкального слуха, а также коррекции речевых нарушений у детей начальной школы. Предлагаемый материал может использоваться в качестве рекомендуемого содержания, дополняться, изменяться.
Особое внимание при работе с учащимися уделяется выработке техники правильного дыхания, развитие которой зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений. Требования к развитию певческого дыхания могут быть следующими: вдох спокойный, без поднятия плеч, бесшумный. Брать дыхание рекомендуется через нос или через нос и рот одновременно.
Песенный репертуар, предусмотренный программой, включает в себя песни современных авторов и композиторов, а также отвечает целям и задачам обучения, возрастным возможностям и интересам детей, требованиям к художественной ценности музыки и слова.
Помимо рекомендованного программой репертуара, педагог может выбрать для разучивания и другие произведения. При выборе репертуара необходимо учитывать разнообразные условия, требования и обстоятельства, интересы детей. В репертуар каждого класса необходимо включать песни для исполнения на школьных концертах и праздниках.
В работе с детьми следует подбирать мелодии, простые по форме, короткие по содержанию, с понятным текстом.
Певческий диапазон детей с нарушением интеллекта ограничен, и поэтому необходимо подбирать песни с небольшим диапазоном и в удобной для детей тональности. За год обучения дети разучивают от 10 до 15 песен.
Игра на музыкальных инструментах.
По желанию учителя звучание детских голосов может сопровождаться игрой на инструментах: деревянных ложках, бубнах и т. д.
На уроках музыки целесообразно применять ударно – шумовые инструменты: бубен, треугольник, деревянные ложки, барабан, маракас, металлофон. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения. Именно поэтому в программе уделяется особое внимание этому разделу.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, снятию психоэмоционального напряжения.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Игра на детских музыкальных инструментах может быть как самостоятельным разделом, так и может быть включена в раздел пение, когда исполнение сопровождается игрой на музыкальных инструментах.
Начиная с 1-го класса по мере овладения игрой на музыкальных инструментах учитель может разделить группу детей на две подгруппы, одна из которых играет первую часть музыкального произведения, например, на деревянных ложках, а другая - вторую часть на барабане.
В ходе урока дети знакомятся с музыкальными произведениями и одновременно участвуют в коллективном музицировании, определяя сильную долю в марше, польке, вальсе.
Во 3-х классах предлагается осваивать навыки игры на металлофоне на материале коротких простейших детских песен – прибауток..
Музыкальная грамота
Главное в младших классах – это дать понятие о высоте звука, силе звучания (пиано, форте), и длительности звучания (длинные и короткие звуки), элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочная линейка, порядок нот в гамме до мажор, графическое изображение нот. Вокальные попевки – упражнения следует петь как с текстом, так и с названием нот (с 3 – го класса). Музыкальная грамота должна стать средством познания музыки. Все теоретические знания необходимо давать на практическом материале (пение попевок, отрывков из разучиваемых произведений).
Для обучающихся 3  класса необходима двигательная разрядка, поэтому на уроке вводятся движения под музыку, которые помогают лучше понять, почувствовать характер музыки и ее ритмические особенности: ходьба на месте, несложные движения кистями рук, повторение несложного ритмического рисунка ладонями или ударными инструментами. («Танцуй, малыш», «Танцевальная ритмика» Т. Суворовой, «Коммуникативные танцы – игры для детей» А. Бурениной.)
• 3 класс (1 час в неделю, 35 часов)
• Пение:

• 1) Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
• 2) Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами.
• 3) Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания).
• 4) Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог.
• 5) Развитие умения контролировать слухом качество пения.
• 6) Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
• 7) Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен.
• 8) Работа над чистотой интонирования. Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.
• Коррекционные задачи:
• - Развитие зрительной и слуховой памяти;
• - Обучение классифицированию;
• - Обучение координации действий различных групп мышц;
• - Обучение исполнению песен с артикуляцией, без звука. Развитие процесса анализа.

• Слушание музыки:
• 1) Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.
• 2) Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении.
• 3) Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка.
• 4) Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне.
• 5) Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных инструментах).
• Коррекционные задачи:
• - Развитие осмысленного восприятия;
• - Развитие комбинированной памяти;
• - Повышение уровня воспитанности;
• - Развитие образного мышления.

Обязательный минимум ЗУН обучающихся

• Обучающиеся должны знать:
• - мажор, минор;
• - музыкальную форму (одночастная, двухчастная, куплетная);
• - определение романса, его отличие от песни;
• - понятие: песенный характер (певучесть и протяжность лирической песни, распевы);
• - понятие: маршевость (чёткость ритма, суровость, мужской характер);
• - понятие: танцевальный характер, черты музыки (бодрый, весёлый, светлый, лёгкий);
• - динамическое и темповое развитие;
• - жанры вокальный, инструментальный;
• - понятие интонация, скороговорки, интонационную выразительность;
• - характер музыки(спокойный, быстрый, грустный, веселый)
• - музыкальная фраза, мелодия, зерно интонации;
• - музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка).
• Обучающиеся должны уметь:
- определять песенность, танцевальность и маршевость в музыкальных произведениях;
• - выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;
• - проводить интонационно-образный анализ произведения;
• - сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;
• - распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;
• - выразительно и изобразительно исполнять песни;
• - различать классическую и народную музыку.

Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе по  музыке и пению  для обучающихся 4 класса
ОГКОУ Измайловской ШИ  на 2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка

Данная программа соответствует требованиям общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа по музыке для обучающихся 1 – 4 классов VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 0 - 4 классы под редакцией И. М. Бгажноковой и В.В. Воронковой «Музыка». - СПб. Просвещение, 2007.
Место учебного предмета в учебном плане
Урок музыки в специальной коррекционной школе VIII вида является составной частью учебно – воспитательного процесса. Программа «Музыка 1- 4 классы » составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения. В соответствии с учебным планом образовательного учреждения урок музыки проводится один раз в неделю по одному часу в каждом классе. Продолжительность урока для II – IV классов составляет 40 минут.
Продолжительность учебного года:  IV класс – 34 учебные недели.
Нормативный срок освоения программы учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет четыре года.
Реализация программы по учебному предмету «Музыка» проводится в урочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урок-прогулка, урок-экскурсия, урок-диалог, урок-ролевая игра, урок-концерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок-презентация, урок-импровизация и другие. Так же, в зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы, используются уроки: доминантные, комбинированные, тематические, комплексные, интегрированные.
Цель учебного предмета «Музыка» - формирование средствами музыки гармоничной социально - адаптированной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями, обогащение музыкальных впечатлений детей, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью понимаются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Основными задачами реализации содержания данной программы являются:
7. Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению.
8. Развитие интереса к музыкальному искусству.
9. Формирование простейших эстетических ориентиров.
Отличительные особенности программы:
интегрированный подход к изучению тем по слушанию музыки;
обновление нотно-музыкального материала для разучивания;
использование ИКТ для создания материальной базы урока (дидактического, наглядного материала, создание музыкальной фонотеки);
Общая характеристика учебного предмета
Среди таких школьных предметов эстетического цикла, как изобразительное искусство, ритмика, танец, музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта. Работа в школе с детьми с интеллектуальными нарушениями требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными данной программой навыками, понять и запомнить материал. Музыка способствует нормализации психических процессов, преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ VIII вида.
Обучающиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога музыки – придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность. Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе.
В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- комплексное обучение на основе передовых психолого – педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разобраться в структуре аномального развития личности ребенка с нарушением интеллекта; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
В программу включены следующие разделы: слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная грамота.
Слушание музыки
Чтобы воспитать любовь к музыке, надо научить детей ее слушать, и обязательно в качественном исполнении. Здесь на помощь педагогу приходят технические средства воспроизведения звука (аудиозаписи), информационные компьютерные технологии. Наиболее распространенным видом представления демонстрационных материалов являются мультимедиа презентации, включающие в себя аудио и видео фрагменты.
Песня, марш и танец – основные жанры, составляющие содержание изучаемого предмета. С темой «Музыкальные жанры» учащиеся знакомятся на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Наряду с освоением учащимися нового материала важной задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Многократное возвращение к данной теме и ее повторение обусловлены особенностями интеллектуального, психического развития детей с ОВЗ.
Одной из задач урока музыки в школе VIII вида является коррекция эмоционально – волевой сферы ребенка. Такие темы уроков как «Музыка – язык чувств», «Настроения и чувства в музыке» знакомят детей с выразительными возможностями музыки, с музыкальными произведениями, различными по своему характеру и настроению. Анализируя характер прослушанных произведений, особое внимание необходимо уделять роли таких средств музыкальной выразительности в создании образа как мелодия, ритм, темп, динамические оттенки.
Важным средством музыкальной выразительности является тембр. Как правило, фортепиано – это первый инструмент, с которым знакомятся дети. Школьники в возрасте 7 – 9 лет хорошо различают звучание многих инструментов: балалайки, скрипки, трубы, флейты. Тембровое разнообразие способствует преодолению слуховой пассивности. Целесообразно привлекать детей к определению звучания тех или иных инструментов при прослушивании симфонических произведений. Знакомство с тембрами представлено в темах «Музыкальные инструменты», «Инструменты народного оркестра», «Инструменты симфонического оркестра».
Существует три последовательных этапа прослушивания:
7. Дети ещё не понимают языка музыки, и необходимо предварительное объяснение содержания прослушиваемого произведения.
8. Прослушивание произведения связано с последующим проведением беседы (о характере музыки и ее выразительных средствах) с предварительными вопросами, которые направляют внимание детей.
9. Прослушивание музыкального произведения без предварительной подготовки и беседы, но данный вид работы учащимся со сложной структурой дефекта не доступен.
Музыкальный материал для слушания в данной программе представлен произведениями русских, зарубежных и советских композиторов, отличающихся доступностью, жанровым разнообразием, яркостью, красочностью музыкального образа. Исходя из степени подготовленности, уровня интеллектуального развития, а также личностных особенностей учащихся, музыкальный репертуар для слушания может быть изменен в зависимости от местных условий.
Хоровое пение
Дети способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее – петь. Известно, что хоровое пение – коллективный вид исполнительства. Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность за общее дело.
На первых уроках учитель прослушивает детей, проверяет в игровой форме уровень развития их музыкального слуха и фиксирует показатели – диапазон голоса и качество интонирования.
При исполнении песен всем классом и индивидуально необходимо уделять большое внимание певческой установке, технике правильного дыхания, звукообразованию и дикции.
Особенностью развития детей с  умственной отсталостью является наличие дефектов произношения, небольшой словарный запас, что мешает им понять и усвоить текст песни. Поэтому работа над дикцией является основной формой работы на уроках музыки в начальной школе. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также чистое звучание слов и фраз в целом. На качество дикции влияет способ звукообразования, степень развития певческого дыхания, артикуляционного аппарата и владения фразировкой. Главная задача педагога – научить детей правильно артикулировать звуки, сливая их в слоги и слова, практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове), правила логики речи (выделение основного, ударного слова, помогающего понять смысл фразы).
Программой предусмотрена систематическая работа над четким и ясным произношением текста. Можно рекомендовать ряд попевок, состоящих из 3 -5 звуков, в диапазоне от примы до терции на слоги: лю, ду, лё, ми, мэ, ма, му, ди, да, ра и др.
Перед исполнением песен важная роль отводится подготовке голосового аппарата к пению, т.е. распеванию.
Систематическое использование упражнений, направленных на расширение диапазона голоса, развитие звуковысотного слуха, певческого дыхания, чистоты интонации способствует развитию естественного, легкого звучания голоса.
Данная программа предполагает использование логопедических распевок и логоритмических упражнений на уроках музыки в начальной школе. Использование логопедических распевок, направленных на автоматизацию и дифференциацию свистящих и шипящих звуков, гласных и согласных звуков, развитие фонематического слуха и т.д. существенно улучшает состояние речевой моторики детей. Необходимость включения логоритмических упражнений в коррекционно – образовательный процесс обусловлена ее высокой эффективностью для речевого развития, положительной эмоциональной окрашенностью, доступностью танцевально – ритмических движений, сопровождаемых скороговорками, чтением стихов, пением. С помощью таких распевок и упражнений у детей с нарушением интеллекта развивается моторика мелких мышц кисти, крупная моторика, формируется умение запоминать порядок движений, обогащается внимание, память, выразительность речи, произношение. Учитель музыки должен тесно сотрудничать с логопедом, работающим с детьми в школе. Отбирая упражнения для распевания, учителю музыки необходимо учитывать рекомендации специалиста.
На уроке музыки актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждый урок с жизнеутверждающей валеологической песенки – распевки, дающей позитивный настрой на весь день. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на уроке, подготавливают голос к пению.
Программой предусмотрены валеологические песенки – распевки (О. Арсеневской), упражнения для развития голоса и музыкального слуха, а также коррекции речевых нарушений у детей начальной школы. Предлагаемый материал может использоваться в качестве рекомендуемого содержания, дополняться, изменяться.
Особое внимание при работе с учащимися уделяется выработке техники правильного дыхания, развитие которой зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений. Требования к развитию певческого дыхания могут быть следующими: вдох спокойный, без поднятия плеч, бесшумный. Брать дыхание рекомендуется через нос или через нос и рот одновременно.
Песенный репертуар, предусмотренный программой, включает в себя песни современных авторов и композиторов, а также отвечает целям и задачам обучения, возрастным возможностям и интересам детей, требованиям к художественной ценности музыки и слова.
Помимо рекомендованного программой репертуара, педагог может выбрать для разучивания и другие произведения. При выборе репертуара необходимо учитывать разнообразные условия, требования и обстоятельства, интересы детей. В репертуар каждого класса необходимо включать песни для исполнения на школьных концертах и праздниках.
В работе с детьми следует подбирать мелодии, простые по форме, короткие по содержанию, с понятным текстом.
Певческий диапазон детей с нарушением интеллекта ограничен, и поэтому необходимо подбирать песни с небольшим диапазоном и в удобной для детей тональности. За год обучения дети разучивают от 10 до 15 песен.
Игра на музыкальных инструментах.
По желанию учителя звучание детских голосов может сопровождаться игрой на инструментах: деревянных ложках, бубнах и т. д.
На уроках музыки целесообразно применять ударно – шумовые инструменты: бубен, треугольник, деревянные ложки, барабан, маракас, металлофон. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения. Именно поэтому в программе уделяется особое внимание этому разделу.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, снятию психоэмоционального напряжения.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Игра на детских музыкальных инструментах может быть как самостоятельным разделом, так и может быть включена в раздел пение, когда исполнение сопровождается игрой на музыкальных инструментах.
Начиная с 1-го класса по мере овладения игрой на музыкальных инструментах учитель может разделить группу детей на две подгруппы, одна из которых играет первую часть музыкального произведения, например, на деревянных ложках, а другая - вторую часть на барабане.
В ходе урока дети знакомятся с музыкальными произведениями и одновременно участвуют в коллективном музицировании, определяя сильную долю в марше, польке, вальсе.
Во 3-х классах предлагается осваивать навыки игры на металлофоне на материале коротких простейших детских песен – прибауток..
Музыкальная грамота
Главное в младших классах – это дать понятие о высоте звука, силе звучания (пиано, форте), и длительности звучания (длинные и короткие звуки), элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочная линейка, порядок нот в гамме до мажор, графическое изображение нот. Вокальные попевки – упражнения следует петь как с текстом, так и с названием нот (с 3 – го класса). Музыкальная грамота должна стать средством познания музыки. Все теоретические знания необходимо давать на практическом материале (пение попевок, отрывков из разучиваемых произведений).
Для обучающихся 3  класса необходима двигательная разрядка, поэтому на уроке вводятся движения под музыку, которые помогают лучше понять, почувствовать характер музыки и ее ритмические особенности: ходьба на месте, несложные движения кистями рук, повторение несложного ритмического рисунка ладонями или ударными инструментами. («Танцуй, малыш», «Танцевальная ритмика» Т. Суворовой, «Коммуникативные танцы – игры для детей» А. Бурениной.)
4 класс (1 час в неделю, 34 часа)
Пение:
1) Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
2) Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни. Работа над кантиленой.
3) Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).
4) Развитие умения определять сильную долю на слух.
5) Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.
6) Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо).
Коррекционные задачи:
- Обучение умению понимать эмоциональный смысл музыкальных произведений;
- Повышение точности восприятия;
- Развитие артикуляционного аппарата;
- Обучение распределению зрительного и слухового внимания.
Слушание музыки:
1) Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.
2) Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).
3) Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации).
4) Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.
5) Игра на музыкальных инструментах.
6) Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах.
Коррекционные задачи:
• Обучение способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
• Развитие умения внимательно слушать музыку.
• Развитие процессов анализа.
• Развитие процесса обобщения.
Обучение эмоционально воспринимать

Обязательный минимум ЗУН обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- мелодия, аккомпанемент, лад;
- современные детские песни в самостоятельном исполнении;
- значение динамических оттенков (форте — громко, пиано— тихо);
- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, лютня, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка, рожок);
- особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
- особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.
Обучающиеся должны уметь:
- определять на слух музыку разных народов;
- проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки;
- петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
- ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;
- исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;
- различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.
Контроль за качеством знаний.
Контроль осуществляется в следующих видах:
вводный, текущий, корректирующий, итоговый.
Форма проверки результатов освоения программы:
индивидуальный;
коллективный;
наблюдение;
фронтальный опрос по разучиваемым песням, по материалам слушания музыки и музыкальной грамоте;
музыкальные тесты.

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню