по письму и развитию речм - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

по письму и развитию речм

Сведения об образовательной организации > Образование > Аннотация к рабочим программам

Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса на 2016-2017 учебный год.


Рабочая программа по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.Федеральный закон  Российской Федерации «Об образовании  в Российской Федерации» № 273 ФЗ(в ред. Федеральных  Законов от 07.05.2013г. 399-ФЗ, от 23.07.2013г. № 203 –ФЗ)

2.Устав ОГКОУ Измайловская  ШИ
3.Образовательная программа ОГКОУ Измайловской ШИ
4.Учебного плана специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10апреля2002г. «Об утверждении учебных планов специальных(коррекционных)  учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.
5.Учебного плана  Областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Измайловской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
6. Постановление от 10 июля 2015 г. n 26
об утверждении Санпин 2.4.2.3286-15
7.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
(раздел «Социально - бытовая ориентировка», авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2010г.
Цель курса социально – бытовой ориентировки: подготовка обучающихся, воспитанников с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в мир производственных, деловых человеческих отношений.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся, воспитанников с интеллектуальной недостаточностью .
Личностными результатами изучения курса являются:
1.формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
2.воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
3.привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
4.развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
5.развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-овладение основ таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;
-владение начальными формами познавательных учебных действий: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: планирования предстоящего практического действия, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; умение искать необходимую печатную и электронную информацию.
Обучающиеся, воспитанники специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе-интернате нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:
-коррекционно – обучающую;
-коррекционно – развивающую;
-коррекционно – воспитательную;
-воспитание положительных качеств личности;
-развитие способностей обучающихся, воспитанников к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ обучающихся, воспитанников и образцов изделий, анализ и синтез.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития обучающихся, воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса обучающихся, воспитанников и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.
Межпредметные связи:
• СБО – русский язык (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ);
• СБО – математика (математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п.);
• СБО – география (знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий);
• СБО – биология (знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления);
• СБО – трудовое обучение (выполнение практических заданий по уходу за одеждой).
Требования  к уровню подготовки обучающихся.
в 5 классе:
1. Обучающиеся, воспитанники должны знать:
Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и мытья посуды.
Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач, о вреде курения и алкоголя.
Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля).
Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества.
Требования к осанке при ходьбе и сидении, правила поведения при встрече и расставании, при общении с взрослыми и сверстниками, правила поведения за столом.
Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы-интерната, правила организации рабочего места школьника.
Основные транспортные средства, рациональный маршрут до школы-интерната, количество времени, затрачиваемого на поездку.
Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила поведения в магазине.

2. Обучающиеся, воспитанники должны уметь:
Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами.
Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь зрение.
Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.
Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения в семье.
Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.
Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросам к взрослым.
Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во всем жилом помещении.
Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.
Выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать сумму и сдачу, культурно вести себя с работниками торговли.

Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе по социально-бытовой ориентировке
для обучающихся 6 класса на 2016-2017 учебный год.


Рабочая учебная программа была разработана на основе следующих нормативных документов:

1.Федеральный закон  Российской Федерации «Об образовании  в Российской Федерации» № 273 ФЗ(в ред. Федеральных  Законов от 07.05.2013г. 399-ФЗ, от 23.07.2013г. № 203 –ФЗ)
2.Устав ОГКОУ Измайловская  ШИ
3.Образовательная программа ОГКОУ Измайловской ШИ
4.Учебного плана специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10апреля2002г. «Об утверждении учебных планов специальных(коррекционных)  учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.
5.Учебного плана  Областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Измайловской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
6. Постановление от 10 июля 2015 г. n 26
об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-1
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психо¬физических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложне¬ния и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и со¬вершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориен¬тировки в окружающем, а также практически знакомиться с пред¬приятиями, организациями и учреждениями, в которые им придет¬ся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на форми¬рование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, дан¬ные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
«Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении пи¬тания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; фор¬мирование умений определить простейшими приемами экологичес¬ки чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов ку¬линарных рецептов и украшение их.Одновременно решаются задачи воспитания личностных ка¬честв: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное от¬ношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнер-гии и др ., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигие¬ны труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.Программа рассчитана на детей с пятого по девя¬тый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы система¬тичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навы¬ков и формирования новых.
 Формы и методы реализации программных задач.
Основными формами и методами обучения являются практи¬ческие работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широ¬ко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.
Занятия по СБО целесообразно проводить группамииз 4—5 человек. Это позволит каждому ученику, независимо от его интеллекту¬альных и физических возможностей, овладеть основными способа¬ми ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться со¬ставлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполне¬ние учеником всех операций под руководством учителя).На занятиях отводится время  для изучения правил тех¬ники безопасности, формирования умений пользоваться нагрева¬тельными электрическими и механическими бытовыми прибора¬ми и приспособлениями, колющими и режущими инструмента¬ми, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Необходи¬мо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиени¬ческих требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на осно¬ве знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на заняти¬ях по другим предметам.Беседана занятиях по СБО является одним из основных мето¬дов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми иг¬рами, различными практическими работами: записях в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями, другими ви¬дами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения, исполь¬зуемым на занятии.В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясня¬ет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся крат¬кие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления получен¬ных знаний — заключительные беседы.Сюжетно-ролевые игрыприменяются как один из ведущих ме¬тодов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирова¬ния навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизнен¬ные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за малень¬ким ребенком и т.д.).
В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.
Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе мо¬гут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии пред¬шествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, изуче¬ние темы «Железнодорожный транспорт дальнего следования и пригородный» целесообразно начать с ознакомительной экскурсии, во время которой учащиеся получат представление о назначении вокзала, его основных службах, расписании поездов. Текущие экс¬курсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретиза¬ции и закрепления определенного учебного материала.Любая экскурсия не является самоцелью и используется в со¬четании с другими организационными формами обучения по оп¬ределенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практичес¬кие работы.Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного.Для повторения привлекается пройденный материал из других разде¬лов, логично связанный с изучаемой темой.
На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического при¬менения знаний, умений и навыков, полученных на уроках род¬ного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым матери-алом необходимо следить за полнотой устных ответов, последо¬вательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащи¬еся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохожде¬нии ряда тем (например, „Квартплата», „Оформление на работу» и т.п.) следует отвести время на практическое закрепление на¬выков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных си¬туаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках род¬ного языка.Особое внимание следует обратить на проведение практичес¬ких работ с использованием бригадной формы организации уча-щихся.Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяс¬нения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включает¬ся данный прием.Бригадная форма работы может быть использована в выпол¬нении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.).В кабинете можно установить поочередное дежурство по бри¬гадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навы¬ков целесообразно организовывать соревнования бригад или ин¬дивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия.Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, мате¬матики, географии, труда, естествознания.
СБО учащихся иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспита¬теля при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.
Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совме¬стном проведении отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединять с внеклассны¬ми мероприятиями. Тесное взаимодействие учебной и внекласс¬ной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.
Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в кото¬ром отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечи¬вающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой.
Проводить занятия по СБО в V-IXклассах целесообразно на сдвоенных уроках.
Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным языком четко и лаконич¬но.
Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных слу¬чаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место рабо¬ты родителей, их должность и т.д.).


Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе по социально-бытовой ориентировке
для обучающихся 7 класса на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.Федеральный закон  Российской Федерации «Об образовании  в Российской Федерации» № 273 ФЗ(в ред. Федеральных  Законов от 07.05.2013г. 399-ФЗ, от 23.07.2013г. № 203 –ФЗ)
2.Устав ОГКОУ Измайловская  ШИ
3.Образовательная программа ОГКОУ Измайловской ШИ
4.Учебного плана специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10апреля2002г. «Об утверждении учебных планов специальных(коррекционных)  учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.
5.Учебного плана  Областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Измайловской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
6. Постановление от 10 июля 2015 г. n 26
об утверждении Санпин 2.4.2.3286-15
7.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
(раздел «Социально - бытовая ориентировка», авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2010г.

Цель курса социально – бытовой ориентировки: подготовка обучающихся, воспитанников с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в мир производственных, деловых человеческих отношений.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся, воспитанников с интеллектуальной недостаточностью .
Личностными результатами изучения курса являются:
1.формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
2.воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
3.привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
4.развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
5.развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-овладение основ таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;
-владение начальными формами познавательных учебных действий: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: планирования предстоящего практического действия, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; умение искать необходимую печатную и электронную информацию.
Обучающиеся, воспитанники специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе-интернате нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:
-коррекционно – обучающую;
-коррекционно – развивающую;
-коррекционно – воспитательную;
-воспитание положительных качеств личности;
-развитие способностей обучающихся, воспитанников к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.


Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ обучающихся, воспитанников и образцов изделий, анализ и синтез.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития обучающихся, воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса обучающихся, воспитанников и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.
Межпредметные связи:
• СБО – русский язык (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ);
• СБО – математика (математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п.);
• СБО – география (знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий);
• СБО – биология (знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления);
• СБО – трудовое обучение (выполнение практических заданий по уходу за одеждой).

Требования  к уровню подготовки обучающихся.
В 7 классе:
1. Обучающиеся  должны знать:
Виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи.
Правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук.
Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей.
Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки.
Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков.
Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от покрытия.
Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов.
Назначение и различие универмага и универсама.
Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты, порядок заказа переговоров.
Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.
Адрес местной префектуры, её назначение и услуги, названия отделов.
2. Обучающиеся  должны уметь:
Пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина на день.
Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами.
Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины.
Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.
Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.
Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна.Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала.
Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.
Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка.
Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.Обращаться с вопросами к работникам предприятия.

Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе по социально-бытовой ориентировке
для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год.


Рабочая программа по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.Федеральный закон  Российской Федерации «Об образовании  в Российской Федерации» № 273 ФЗ(в ред. Федеральных  Законов от 07.05.2013г. 399-ФЗ, от 23.07.2013г. № 203 –ФЗ)

2.Устав ОГКОУ Измайловская  ШИ
3.Образовательная программа ОГКОУ Измайловской ШИ
4.Учебного плана специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10апреля2002г. «Об утверждении учебных планов специальных(коррекционных)  учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.
5.Учебного плана  Областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Измайловской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
6. Постановление от 10 июля 2015 г. n 26
об утверждении Санпин 2.4.2.3286-15
7.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
(раздел «Социально - бытовая ориентировка», авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2010г
Цель курса социально – бытовой ориентировки: подготовка обучающихся, воспитанников с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в мир производственных, деловых человеческих отношений.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся, воспитанников с интеллектуальной недостаточностью .
Личностными результатами изучения курса являются:
1.формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
2.воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
3.привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
4.развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
5.развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-овладение основ таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;
-владение начальными формами познавательных учебных действий: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: планирования предстоящего практического действия, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; умение искать необходимую печатную и электронную информацию.
Обучающиеся, воспитанники специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе-интернате нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:
-коррекционно – обучающую;
-коррекционно – развивающую;
-коррекционно – воспитательную;
-воспитание положительных качеств личности;
-развитие способностей обучающихся, воспитанников к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ обучающихся, воспитанников и образцов изделий, анализ и синтез.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития обучающихся, воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса обучающихся, воспитанников и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.
Межпредметные связи:
• СБО – русский язык (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ);
• СБО – математика (математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п.);
• СБО – география (знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий);
• СБО – биология (знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления);
• СБО – трудовое обучение (выполнение практических заданий по уходу за одеждой).


Требования  к уровню подготовки обучающихся.
В 9 классе:
1. Обучающиеся, воспитанники должны знать:
Размеры своих одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата, способы выведения пятен в домашних условиях.
Значение диетического питания, особенности и важности питания детей ясельного возраста, названия и рецепты 1-2 национальных блюд.
Основные виды семейных отношений, формы организации отдыха и досуга в семье, семейные традиции, обязанности членов семьи.
Правила поведения в обществе – правила приёма гостей.
Правила расстановки мебели в квартире, требования к подбору предметов интерьера, правила сохранения жилищного фонда.
Службы аэровокзала, порядок приобретения и возврата билетов, правила поведения в аэропорту.
Виды ярмарок, отличия ярмарки от магазина.
Виды денежных переводов, их стоимость, виды телефонной связи.
Способы распространения инфекционных заболеваний, меры по их предупреждению, правила и приёмы ухода за больным.
Местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг они оказывают.
Учреждения и отделы по трудоустройству, их местонахождение, виды документов для устройства на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

2. Обучающиеся, воспитанники должны уметь:
Подбирать одежду и обувь в соответствии со своим размером, выводить пятна на одежде различными способами.
Составлять меню диетического питания на день, составлять меню на день для ребенка ясельного возраста, выполнять сервировку праздничного стола.
Анализировать различные семейные ситуации, выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье, поддерживать и укреплять семейные традиции.
Встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма.
Расставлять мебель в квартире, подбирать детали интерьера.
Определять маршрут и выбирать транспортное средство.
Заполнить почтовый и телеграфный переводы, подсчитать стоимость денежных отправлений.
Предупреждать инфекционные заболевания, строго соблюдать правила ухода за больным.
Обращаться с вопросом и просьбой к работникам предприятий бытового обслуживания.
Обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу, писать заявления, автобиографию, расписку, докладную и заполнять анкету.




 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню