по чтению - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

по чтению

Сведения об образовательной организации > Образование > Аннотация к рабочим программам > 1 класс

Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе по  чтению  для обучающихся 1 класса  на 2016-2017 учебный год.

Пояснительная записка.

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют:
• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 – 4 классы» под редакцией И.М. Бгажноковой (раздел «Русский язык», авторы А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская) - Москва «Просвещение»,2011 год.
Цель учебного предмета: научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
Задачи учебного предмета:
• подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками чтения;
• привить интерес к обучению, к книге и чтению;
• выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка, специфические затруднения, которые необходимо учитывать при правильной организации коррекционной работы.
Контрольно-оценочный материал.

Виды и формы контроля:
- текущий контроль (беседы по вопросам, озаглавливание рассказа, выборочное чтение, чтение по ролям, рассказ по ключевым словам, чтение наизусть, пересказ текста)
- тематический контроль (чтение наизусть стихотворений)
- обобщающий контроль (проверка техники чтения)

Общая характеристика учебного предмета.

Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
   Основные задачи добукварного периода:
• подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;
• привить интерес к обучению;
• выявить особенности общего и речевого общения;
• формирование общеречевых навыков по развитию слухового и зрительного восприятия;
• формирование правильной артикуляции и дикции;
• развитие слухового восприятия и речевого слуха;
• развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
     
Основные задачи  букварного  периода:
• исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и
двигательного анализаторов;
• изучение букв и звуков, формирование навыка орфографически –
правильных слоговых структур;
• выработка первоначального навыка письма, умения списывать и писать под диктовку слова и предложения(2-3 слова) после предварительного звуко-буквенного анализа;
• развитие артикуляционного аппарата;
• формирование умений строить простые предложения;
• воспитание первоначальных навыков повествовательной речи.
Овладение  грамотой – первый  этап  школьного  обучения  детей,  в течении  которого  у  них  должны  быть  сформированы  первоначальные навыки  чтения  и  письма.  Обучение  ведётся  звуковым  аналитико-синтетическим  методом. Материал,  с  которым  работают  первоклассники – это  звуки  и  буквы,  слоги  и  слова,  простейшие  типы  предложений, короткие  тексты.  В  этот  период у детей  формируется  звуко – буквенный анализ  и  синтез,  как  основа  овладения  чтением  и  письмом.

Место учебного предмета в учебном плане

1 класс
Количество часов  3 часа в неделю.  За год  -  99 часов


Личностные и предметные результаты освоения предмета
«Чтение»

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
• осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;
• формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
• развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
• способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной речью, чтением;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
• формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, построении речевого высказывания;
• развитие этических чувств (категорий: хорошо – плохо, добро - зло);
• формирование первоначальных знаний об безопасности и здоровом образе жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на другой вариант образовательной программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Чтение»
на конец обучения в 1классе:

Минимальный уровень:
• различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
• читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметами и картинками;
• слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.
Достаточный уровень:
• различать звуки на слух и в собственном произношении;
• читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия

• осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
• формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
• способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
• формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, построении речевого высказывания;
• развитие этических чувств (категорий: хорошо – плохо, добро - зло);
• формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни.
2. Регулятивные базовые учебные действия
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса;
• пользоваться учебной мебелью;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
• работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя (учебник, зеркало, разрезная азбука и т.д.);
• участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников самостоятельно и под руководством учителя;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов под руководством учителя.
3. Познавательные базовые учебные действия
• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
• читать;
• наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
4. Коммуникативные базовые учебные действия=
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
• отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Содержание учебного предмета.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках чтения значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы. Развитие речи на уроках чтения предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи.
Подготовка к чтению и письму . Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Звуковой анализ
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т. д. Имитация голосов животных (кто как голос подаёт), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки детских музыкальных инструментов и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображённых на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения. Составление предложений (из 2, затем из 3 слов) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения. Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги): Ира, А-ля, Вася. Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой. Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та и т. д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка чёткого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т. д.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета.

Букварный период
(вторая — четвёртая четверти)

1-й этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчётливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назови имена детей, которые начи-наются со звука [а]» и др.). Соотнесение звука и буквы.
2-й этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и чёткое произнесение звуков.
Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.
3-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотне¬сение слов, предложений, текста с иллюстративным мате-риалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню