по предмету "Речевая практика" - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

по предмету "Речевая практика"

Сведения об образовательной организации > Образование > Аннотация к рабочим программам > 1 класс

Аннотация к рабочей программе по предмету «Речевая практика» длч обучающихся 1 класса ОГКОУ Измайловской ШИ на 2016-2017 учебный год.

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я           З А П И С К А

Основа содержания обучения данному предмету


Программа  составлена на основе:


• Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов  специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,
• Учебного плана Учебного плана Областного государственного казённого общеобразовательного учреждения «Измайловской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»..
• Примерной программой подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида,  под редакцией В.В. Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ.
• УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ .
Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по программе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта), обучающихся по данной программе первый год.

Цель: Совершенствование речевого опыта обучающихся, обогащение языковой базы. Формирование выразительной стороны речи. Воспитание культуры речевого общения.
Основные задачи:
Личностные учебные действия:
• формировать осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
• способность  осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• воспитывать положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
• воспитывать понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия:
• формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
• учить использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
• формировать умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
• учить входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• учить ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
• формировать умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
• учить передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Познавательные учебные действия:
• учить выполнять задания по словесной инструкции;
• учить называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
• формировать умение внятно выражать просьбы, употреблять вежливые слова;
• формировать навыки речевого этикета при встречи и прощании;
• учить сообщать свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, имена ближайших родственников;

Общая характеристика учебного предмета

В соответствии с целями и задачами специального образования обучение детей с интеллектуальными нарушениями имеет практическую направленность. Предмет позволяет формировать социально значимые умения. Речь в социальном аспекте является средством общения, позволяющим налаживать деловые и межличностные контакты.
Аудирование и понимание речи.
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы     «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования      этикетных      формул, использованных      невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении.
Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме
ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Место предмета в учебном плане  ОУ
Общее количество часов в первый год обучения 66 часов.
Количество часов в неделю – 2 часа.
Уровень обучения – базовый.

Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе

В  классе обучается  одна ученица  по решению ПМПК.  Мамедова Дилара  с низким уровнем подготовленности к обучению. У Дилары  наблюдаются дефекты звукопроизношения, как отдельных звуков, так и нескольких групп. Уровень общего и речевого  развития, а так же созревание психофизических функций у обучающейся индивидуален. Низкий  уровень развития фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, мыслительных операций: анализа и синтеза, памяти, внимания, восприятия.  Обучающаяся имеет системное недоразвитие речи.
  Исходя из вышеперечисленных положений, программный материал по предмету для данной категории детей направлен на преодоление проблем, возникших в результате нарушенного развития обучающейся. Поэтому уроки планируются с учетом работы по развитию речи в трех направлениях:
• структурное (формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического);
• функциональное формирование навыка владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения)
• когнитивное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).
Учитывая специфику познавательной деятельности обучающейся на уроках применяется система заданий и упражнений, направленных на:
• воспитание звуковой культуры речи;
• развитие лексической стороны речи;
• формирование грамматического строя речи;
• развитие связной речи.
Тематика уроков направлена на обогащение и уточнение словаря.
Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного высказывания.

УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе
С.В. Комарова «Устная речь» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» 2014 г.
С.В. Комарова Т.М. Головкина С.В. Саакян «Устная речь» рабочая тетрадь пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» 2014 г.

Основное содержание

Аудирование
Выполнение одночленных и двучленных инструкций учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради и раздай их»
Слушание , запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Ша-ша-ша – мам моет малыша.
Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирает пыль. И т.д.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, четкое и выразительное их произношение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Перечисление (2-3) предметов на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произношение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение тихой и громкой речи в игре.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнение на изменение темпа речи (медленно спрашивает, быстро отвечает).
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемая с голоса учителя (по подражанию).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку»
Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре.
Внятное выражение просьбы и желания, обращенных к учителю или товарищу.
Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно-символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного тетра.
Культура общения
Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Пока.
Употребление вежливых слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.

Планируемые результаты
Минимальный уровень:
Обучающие должны уметь:
• Выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;
• Называть предметы и соотносить их с картинками;
• Употреблять вежливые слова при обращении к другим людям;
• Правильно здороваться при встречи и прощаться при расставании;
• Сообщать свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, имена ближайших родственников.
Достаточный уровень:
Обучающие должны уметь:
• Выполнять задания по словесной инструкции;
• Называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
• Внятно выражать просьбы, употреблять вежливые слова;
• Соблюдать правила речевого этикета при встречи и прощании;
• Сообщать свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, имена ближайших родственников;


 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню