Доклад "Нравственное воспитание" - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

Доклад "Нравственное воспитание"

Сведения об образовательной организации > Методическая копилка > Материалы Шевчук Н.М.

«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЩЮИХСЯ
КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ» подготовила : Шевчук Н.М.


Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Это процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
     Наиболее актуальна и сложна эта работа с детьми с особыми образовательными потребностями. В коррекционной  школе формирование начальных этических представлений и нравственных чувств начинается в младших классах, поскольку в этом возрасте происходит повышение ответственности у ребенка, расширяется круг его общения, формируется область обязанностей, определяющихся принятыми нравственными ценностями, и продолжается на протяжении всех лет обучения. Процесс этот длительный и сложный в силу особенностей высшей нервной деятельности учащихся.
     Главнейшей задачей в воспитании детей  с нарушениями интеллектуального развития является подготовка таких детей к самостоятельной жизни. Нормально развивающийся ребенок многие социально  значимые навыки и умения усваивает спонтанно, без специального обучения.
    Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки  к независимому жизнеустройству. Низкий уровень познавательных интересов, повышенная внушаемость, недоразвитие воли, а также искаженная самооценка - характерные черты незрелости личности умственно  отсталого ребенка. Эмоциональная сфера характеризуется бедностью оттенков переживаний, однообразием и малоподвижностью  эмоций. Нередко такой ребенок отличается склонностью к вспышкам гнева, агрессивным реакциям.
    Следовательно, у детей с отклонениями в развитии необходимо воспитывать привычки общественного поведения даже в тех случаях, когда они ещё не в состоянии понять глубину их общественного содержания. Хотя поведение связано с копированием, подражанием, имеет налёт автоматизма, но это неизбежный этап процесса формирования нравственного облика личности. Длится он значительно дольше и преодолевается значительно труднее. Для преодоления всех этих трудностей необходима кропотливая и систематическая работа педагогического состава и родителей.
    Л.С.Выготский, рассматривая процесс развития умственно отсталого ребёнка с позиции выяснения взаимодействия биологической и культурной линии развития, выделил основные и вторичные признаки умственной отсталости. Именно эти вторичные признаки (нарушение характера, поведения, волевых проявлений) поддаются педагогической коррекции.
    Очень часто взрослые оказываются неготовыми принимать ребенка таким, каков он есть, со всеми присущими ему недостатками. Если воспитательная работа организованна правильно, то вероятность того,  что ребёнок приобретёт черты нравственно устойчивой личности, способной адаптироваться в дальнейшем в социуме повышается.
    Наиболее актуальны в формировании нравственного сознания, чувств и привычек общественного поведения у учащихся специальной коррекционной школы играют специальные методы и приёмы.
Методы и приёмы формирования нравственного сознания
1. Информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи). Они служат для выработки нравственных оценок, суждений, коррекции неверных представлений.
2.  Практически – действенные методы - воспитывающие ситуации, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства). Эти и другие практически-действенные методы применяются в сочетании с различными информационными методами.
3. Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание) также реализуются в практическо-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребёнка словесным поощрением.
    
    Самым идеальным результатом воспитания можно считать такое нравственное развитие личности, при котором происходит и полное совпадение уровней развития нравственного сознания и нравственного поведения, когда поступки, линия поведения учащихся находятся в полной гармонии с их взглядами, сознанием, убеждениями, когда натуральное поведение переходит в культурное.
    Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню