Доклад "Развитие творческих способностей" - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

Доклад "Развитие творческих способностей"

Сведения об образовательной организации > Методическая копилка > Материалы Шевчук Н.М.

«Развитие творческих способностей у детей через нетрадиционные техники рисования
в условиях внедрения ФГОС» подготовила: Шевчук Н.М.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство и  цвета. Так же развиваются специальные умения и навыки: координация глаз, владение кистью руки. Младший школьный возраст  это важный период в жизни детей. Разностороннее развитие ребенка идет успешнее, если он включен в разнообразную детскую деятельность, где реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчество. Как правило, во всех определениях творчество отмечается, что эта деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, оригинальное. Творческое развитие предполагает совершенствование, достижения новых ступеней в своем развитии. Результатом творческой деятельности является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной и субъективной значимостью. Многие из исследователей объединяют понятие «творчество» и «творческая способность», сопоставляя их друг другу. Эти два понятия принято считать неотъемлемыми составляющими всего творчества. Под понятием творческой способности обычно понимается способность, связанная с созданием чего-то качественно нового. Творчество – практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты. Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное и другие. Способность к творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие способности можно и нужно развивать. Под творческой способностью В.А Сластенин определяет способность, отражающую глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное. Среди трудностей, с которыми часто сталкиваются дети можно выделить - сложность изображения предметов тонкими линиями. И поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И как следствие, у детей гаснет интерес к изобразительному искусству, к желанию рисовать. Чтобы этого не происходило, мы стали использовать нетрадиционные техники изображения. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Доступность использования нетрадиционных техник определяются возрастными особенностями дошкольников.
Своё общение с детьми мы организуем на личностно-ориентированной модели воспитания и обучения, используем наглядные, словесные, игровые приёмы работы. Работу с детьми мы строим в два этапа.
   На первом этапе мы решаем следующие задачи:
1. Формирование интереса к изобразительной деятельности.
2. Овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
3. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике при изображении рисунков, задачи были следующие:
1. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.
2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
3. Формировать относительную устойчивость замысла.
4. Научить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности его воплощения.
5. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
6. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых,
оригинальных замыслов.
7. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
Нами изучено и освоено более 30 различных техник, ранее не используемых в работе с детьми. Эти техники привлекают - новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы в этих техниках получаются яркими, интересными. В работе с детьми мы использовали следующие нетрадиционные техники.
- «Рисование пальчиками»
- «Рисование ладошкой».
- «Восковые мелки или свеча + акварель».
- «Печать по трафарету».
- «Кляксография»"
Свою работу в этом направлении мы начинаем с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. д. С возрастом эти техники становятся более сложными (монотипия, кляксографи с трубочкой и т.д.)

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню