Памятка по коррекции аутизма - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

Памятка по коррекции аутизма

Сведения об образовательной организации > Памятка и Рекомендации родителям

Памятка для родителей по коррекции аутизма у детей.

Косвенные симптомы аутизма у малышей
Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других.
Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам.
Косвенные признаки аутизма:
1.Социальные:
 Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
 Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);
 Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
 Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;
 Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);
 Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
 В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.
2.Трудности коммуникации:
 Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
 Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);
 Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
 Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
 Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
 Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
 Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.
3.Монотонность (стереотипность) поведения:
 Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
 Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
 Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;
 Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
 Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового);

Рекомендации для родителей по коррекции аутизма у детей.
 Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.
 У ребенка с аутизмом должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
 Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
 Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
 Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
 При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить с ним, говорить ласковые слова.
 Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.
 Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.
 Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.
 Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.
Родители должны проявлять терпение и последовательность в обучении и воспитании ребенка с аутизмом, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благополучии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации ребенка с аутизмом не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.
Рекомендации родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра
• Постоянно стимулируйте интерес ребенка к внешнему миру.
• Привлекайте внимание ребенка к своим действиям.
• Формируйте у малыша «ощущение края» с тем, чтобы он постепенно переставал бояться нового в окружающей среде.
• Подбирайте безопасную дистанцию для общения и ненавязчиво демонстрируйте свою готовность к контакту, каждый раз обязательно начиная с того психического уровня, на котором находится ребенок.
• Во время тактильного контакта с ребенком говорите ему о своих чувствах, включая даже проявления гнева на его сопротивление.
• Стимулируйте эмоциональные реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочное листья, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птиц, зеленую траву, цветы; на загрязненные места в окружающей среде и чистые и уютные поляны и тому подобное. При этом многократно учите и поощряйте ребенка использовать соответствующие жесты и телодвижения, вокализации, несовершенны слова; одобряйте такое его поведение.
• Научитесь считывать его элементарные попытки вступать с вами в контакт и улыбкой (ласковым голосом, нежным взглядом, объятиями, многократным повторением ее имени и т.д.), поощряйте ребенка к продолжению этого контакта.
• Помните, что аутизм – это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом очень трудно адаптироваться в социуме.
Уважаемые родители!
Занимаясь воспитанием особого ребёнка-ребёнка с расстройством аутистического спектра, Вам важно занимать активную позицию. Основная работа по воспитанию и обучению аутичного ребенка ложится на вас, родители. «Невозможно помочь такому ребенку, если позиция его самых близких людей лишь пассивно- страдательная». Помощь такому ребенку – это организация всей его жизни с продумыванием каждой мелочи.
  Это потребует от вас  большого мужества и выдержки, которые позволят посмотреть в глаза реальности и принять правду такой, какая она есть.
 Очень часты случаи, когда близкие не хотят признавать диагноз. Это защитная реакция, попытка спрятаться от правды. Стесняясь проблем своего ребенка, испытывая по этому поводу комплекс неполноценности и боль разочарования, родители аутичного ребенка часто стараются скрыть все нюансы неадекватного поведения своего ребенка или же интерпретируют их в выгодном для него свете.    Часты случаи, когда близкие мешают специалистам наладить взаимодействие. Если результаты занятий оказываются не такими, как они ожидали (надеясь на быстрое и благополучное разрешение ситуации), родители бросаются на поиски другого педагога, создавая недопустимые и вредные для развития ребенка условия.
 Мы, педагоги, понимаем вас, близких аутичных детей, понимая, в какой нелегкой ситуации вы находитесь. Призываем лишь думать в первую очередь не о себе и своих страданиях, а об интересах ребенка.
«Главный принцип – соблюдение интересов ребенка.»
    Вам, родителям, воспитывающим ребёнка с РАС, важно научиться не сравнивать своего малыша с остальными детьми. Нужно адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы. Не стоит стремиться сделать его более «удобным» и внешне адекватным. Если родители хотят достичь именно этого, значит, они думают прежде всего о своем собственном спокойствии, а проблемы ребёнка при этом усугубляются, не проявляясь внешне, загоняются глубоко внутрь.
 Помните о том, что странное и неуправляемое поведение ребёнка все же лучше полной отрешенности – ведь таким способом он уже пытается активно взаимодействовать с миром. К тому же всегда лучше, когда проблемы оказываются на поверхности, – в этом случае понятно, над чем необходимо работать. Вам, родителям ребёнка с расстройством аутистического спектра, придётся в его интересах во многом перестроить повседневную жизнь семьи. Одному из близких необходимо посвящать ребенку большую часть дневного времени, взаимодействуя с ним, помогая ему осваиваться в этом сложном мире, используя любую возможность для обучения.
   
Педагог-психолог  Костюнина О.А

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню