Аннотация к рабочим программам факультативов - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

Аннотация к рабочим программам факультативов

Сведения об образовательной организации > Образование > Аннотация к рабочим программам

Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе
по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)  для  факультативных занятий «Декор одежды»  обучающихся 9 класса


Программа предусматривает подготовку обучающихся специальных(коррекционных) общеобразовательных  учреждений 8 вида к самостоятельному выполнению заданий и разработана на основе типовой программы под редакцией В. В. Воронковой.
Программа позволяет познакомить  с основами технологии в швейной области, которая не привязана к сложившейся системе традиционных учебных предметов. Обучающиеся последовательно ознакомятся с декором одежды и освоят первоначальные приемы декоративно-прикладного искусства.
Программа направлена на помощь и самоопределение обучающегося относительно профиля обучения в дальнейшем и на расширение знаний, умений и навыков в области швейного дела.
Факультативное занятие по швейному делу «Декор одежды» актуален тем, что позволит обучающимся осуществить профессиональные пробы, оценить свои потребности и возможности в области декорирования одежды различных ассортиментных групп.
Цель программы:
----формировать и развивать интерес у обучающихся к декоративному оформлению одежды через практическое выполнение отделки в одежде.
Задачи:
----формировать первичные знания по предмету «Декоративно- прикладное искусство в одежде».
----способствовать формированию потребности самостоятельного выбора профессионального образования.
----развитие творческой активности путем демонстрации на занятиях новых технологий в области декора одежды.
В данной программе выделено 7 тем, где последовательно изучаются варианты оформления одежды. Последняя тема раскрывает направление моды в декоре одежды, а так же планируется практическое  выполнение отделки в одежде.
Показатели к выполнению практических работ:
----умение разрабатывать эскиз декоративной отделки в одном стилевом решении с костюмом.
----выбор необходимых материалов.
----степень самостоятельности выполнения работы.
----качество выполненной работы.
----самооценка.
Формы проведения:
----демонстрация изделий.
----занятия с элементами лекций.
----практические работы.
----самостоятельная работа с литературой.
Способы оценивания результатов работы обучающихся:
----анализ наблюдения за деятельностью обучающихся.
----выполнение заданий.
Программа способствует:
----повышение интереса к культурным традициям.
----развитию познавательной и творческой активности.
----формированию нравственных целей.
----расширению знаний.
----повышению культуры общения.
----укреплению веры в свои способности.
Прогнозируемые результаты:
На факультативных занятиях обучающиеся ознакомятся с декором одежды. Научатся самостоятельно выполнять творческие работы. Предлагаемая программа позволит расширить кругозор , углубит их знания и творческую активность в области декора одежды. В ходе работы обучающиеся овладевают навыками декора, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.

Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе
для  факультативных занятий «Ручная художественная вышивка»  обучающихся 7  класса

Пояснительная записка


       Программа предусматривает подготовку обучающихся специальных(коррекционных) общеобразовательных     учреждений 8 вида к самостоятельному выполнению заданий и разработана на основе типовой программы под редакцией В. В. Воронковой.
Программа позволяет познакомить  с основами технологии в швейной области, которая не привязана к сложившейся системе традиционных учебных предметов. Обучающиеся последовательно ознакомятся с декором одежды и освоят первоначальные приемы декоративно-прикладного искусства.
Важной составляющей воспитательной системы в школе является работа факультатива. В данном виде деятельности представляются наиболее благоприятные условия для развития способностей ,склонностей, интересов детей. Факультативная деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.
Программа предназначена для учащихся специальной (коррекционной) школы на один учебный год, является частью комплексной работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявлять свои творческие способности,
совершенствовать их при выполнении схем проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки крестом помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.
Цель программы:
-углубление знаний по декоративно-прикладному искусству,
-систематизация знаний о различных приемах вышивки,
-развитие творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
-создание иллюстративного материала «История и виды вышивки»,
-освоение приемов вышивки крестом,
-выполнение творческого проекта.

Новизна программы заключается в выполнении творческого проекта, выполненного по индивидуально разработанной композиции.
Формы проведения:
-демонстрация изделий,
-занятия с элементами лекций,
-практические занятия,
-самостоятельная работа с литературой,
-работа над проектом.
Наглядность:
-плакаты: простейшие швы, орнамент.
-раздаточный материал: образцы швов, технологические карты.
-изделия, изготовленные учителем: картины, салфетки, пано и т.д.
Обучающиеся должны уметь:
-правильно подобрать и составить рисунок для вышивки,
-уметь вышивать на пяльцах и без них,
-начинать и заканчивать работу без узлов.
-подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки и рисунка,
-знать способы и уметь переводить рисунок на ткань,
-выполнять работу простыми декоративными швами,
-оформлять вышивку в рамку,
-соблюдать правила Т.Б., гигиены и санитарии.
Обучающиеся должны знать:
-виды ручной вышивки,
-историю вышивки,
-способы нанесения рисунка на ткань,
-способы закрепления нитей,
-способы выдергивания нитей,
-применение простейших швов.

Способы оценивания результативности обучающихся:
-анализ наблюдения за деятельностью учащихся,
-выполнение заданий,
-защита проекта.
Программа способствует:   
-повышению интереса к культурным традициям родного края,
-развитию познавательной и творческой активности,
-формированию нравственных целей,
-расширению знаний ,
-повышению культуры общения детей,
-укреплению веры детей в свои способности.
Прогнозируемые результаты:
На факультативных занятиях учащиеся ознакомятся с историей вышивки. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края. В ходе работы учащиеся овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.        

Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе факультатива   «Краеведение» для  обучающихся 7  класса ОГКОУ Измайловской ШИ на 2016-2017 учебный год.

Пояснительная записка

Краеведение в самом широком смысле – изучение своего края во всех его проявлениях. Но краеведение – это не только познание родного края. Это важная и содержательная форма общественной деятельности, в которой участвует широкий круг людей, интересующихся своим краем. Вместе с тем, краеведение способствует сохранению, освоению и развитию самого ценного, достойного передаче новым поколениям. Оно воспитывает уважение к национальным истокам, к родной земле, ее преданиям и легендам. И это тоже школа познания, развития любознательности, сближение и общение разных поколений. Краеведение в классе развивается в непосредственной связи с учебно-воспитательными задачами школы. Оно содействует осуществлению прочной связи обучения с жизнью, повышению уровня гражданского, нравственного, патриотического воспитания.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной  Симбирско- Ульяновской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.
Цели создания программы
Содействовать осуществлению реализации патриотического, нравственного, гражданского, физического воспитания.
Задачи программы:
 Изучение прошлого и настоящего Ульяновской области, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем крае.
 Воспитание патриотизма у обучающихся через краеведческие знания о родном крае.
 Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
Активизация поисковой деятельности учащихся.
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Формирование у  обучающихся навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Режим занятий: Программа обучения рассчитана на 34 занятия по 40 мин. (2 занятие в неделю).
Программа предполагает проведение групповых занятий с постоянным составом учащихся. Она ориентирована на обучающихся12-14 лет … Достаточным условием зачисления в кружок является желание самого ученика и способность справляться с учебной нагрузкой.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Формы  работы:
Теоретическая часть: лекции, беседы.
- Практическая часть: практические работы, экскурсии, викторины, просмотр видео - материалов, тестирование, конкурсы.
Методы работы:
 - словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению
теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
 - наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
 - практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику кружка» в программе используются такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (пришкольный участок, улица, дом и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, тематических игр на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.

Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе факультатива   «Творческий труд» для  обучающихся с умеренной умственной отсталостью 6б  класса ОГКОУ Измайловской ШИ на 2016-2017 учебный год.

Пояснительная записка.

Данная программа создана с опорой на типовую программу, адаптированную под возможности обучающихся с умственной отсталостью в умеренной степени. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности: работа с природным материалом, бумагой, тканью, пластилином, соленым тестом, различным бросовым материалом.
Программа курса внеурочной деятельности направлена на овладение необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами.
Направленность программы. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных и художественных способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Внеурочная деятельность также направлена на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с разными людьми.
Цель программы.                                                                                                                   -Дать возможность учащимся проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно-прикладного искусства. Занятия развивают у учащихся усидчивость , аккуратность, фантазию, творческое мышление, эстетический вкус, наглядно-образную память.

Задачи программы.
Обучающие:                                                                                                              
-Закреплять и расширять знания полученные на уроках ИЗО, окружающий мир, математики, чтения и т.д.
-Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль.
Развивающие:
-Пробуждать любознательность в области искусства.
-Развивать смекалку и устойчивый интерес к творчеству.
-Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитывающие:
-Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников, прививать любовь к творчеству.
Эстетические:
-Воспитывать аккуратность, культуру поведения.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий по 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Результатом реализации программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные. Использование поделок для оформления класса, зала для проведения праздничных утренников.
Содержание программы.
Программа предусматривает преподавание материала и периодическое возвращение к определенным темам для закрепления. Все задания  по сложности соответствуют возможностям обучающихся. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
-работа с природным материалом;
-работа с бумагой;
-ниточная страна;
-работа с тканью;
-остров ненужных вещей;
-роспись;
-лепка;
-выставки, экскурсии, праздники.
Программа предполагает различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы.
Формы и методы.
Приоритет отдается активным формам преподавания:
-практическим: упражнения, практические работы;
-наглядным: использование таблиц, рисунков, моделей;
-нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс.
Характеристика ожидаемых результатов:
В ходе занятий учащиеся должны получить знания:
-о материалах, инструментах, о правилах безопасности труда и личной гигиены.
-о особенностях лепки, рисования:
-о способах аппликации.
Умения:
-работать с нужными инструментами и приспособлениями;
-строить план работы;
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении
В практику следующих путеводных положений:
-всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
-успех рождает успех: основная задача- создать ситуацию успеха для всех детей и на каждом занятии.
-нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
-максимум поощрения.
-обучение детей посильными приемами.
Форма подведения итогов – выставки.
Содержание курса.
1.Водное занятие. Знакомство с правилами поведения в кабинете , техникой безопасности при работе.
Практическая работа: Рисование на тему «Школьная страна».
2.Работа с природным материалом. В качестве природного материала используются листья деревьев и кустарников, сосновые шишки, семена овощей. Работа заключается в создании небольших объемных поделок.
Практическая работа: сбор природного материала для выполнения поделок. Изготовление  аппликаций «Осенний узор», «В чудесном лесу», «Цветочки – листочки», «Котофей».
3. Работа с бумагой. Знакомство с техникой безопасности. Выполнение занимательных поделок из цветной бумаги и салфеток. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей с целью получения заданного образа.
Практическая работа: Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
4.Работа с нитками. Знакомство с техникой безопасности. Выполнение плоских аппликаций в технике нарезания и наклеивания ниток и застилание контура длинной нитью, что способствует умению видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры.
Практические работы: выполнение творческих работ – «Разноцветная полянка» и «Березка – подружка».
5.Работа с тканью. Знакомство с техникой безопасности, с различными образцами ткани, их свойствами(тонкие, толстые, мягкие, жесткие).
Практическая работа: выполнение аппликаций из ткани – «Чудо лоскутки», «Солнышко», «Кораблик».
6.Работа с пластилином. Знакомство с техникой безопасности и приспособлениями необходимыми при работе. Изучение общих этапов изготовления поделки. Развитие навыка использования основных приемов работы – защипление, заминание, вдавливание и т.д.
Практическая работа: выполнение объемных поделок «Птица», «В мире животных» и сказочных героев.
7.Бросовый материал. В качестве бросового материала используются камешки, упаковки от яиц, банки из под кофе.
Практические работы: изготовление поделок «Божья коровка», «Карандашница», «Цветы».
8.Итоговое занятие. Коллективное обсуждение работ. Организация школьной выставки.


Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе факультатива   «Лоскутное шитьё» для  обучающихся ОГКОУ Измайловской ШИ на 2016-2017 учебный год.

Пояснительная записка
.

Важнейшим принципом в работе с детьми с особыми потребностями является принцип практической направленности обучения. Только в ходе продуктивной практической деятельности можно развивать у них речь, корригировать мышление, формировать положительные личностные качества. По мысли Л. С. Выготского «практический интеллект может явиться точкой приложения компенсации, средством выравнивания других интеллектуальных функций». С этой точки зрения трудно переоценить уроки трудового обучения, но для повышения эффективности обучения желательно не ограничиваться только занятиями. Элективные курсы, имеющие теоретическую и предметно-практическую основу, позволяют учащимся не только получить знания о какой-либо деятельности, но и реально попробовать свои силы н практике.

Программа факультативного курса «Основы лоскутного шитья» рассчитана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  уже имеющих определённые навыки и умения по швейному делу. Кроме того, этот вид работы позволяет рационально использовать отходы текстильного швейного производства и ткань, бывшую в употреблении.

Цель программы:

- развитие творческих способностей учащихся.

Реализацию цели намечено осуществить через решение следующих задач:

- изучение различных технологий лоскутного шитья, расширение кругозора;

- коррегирование логического мышления, речи и зрительно-моторных координаций;

- развитие общетрудовых знаний, умений, навыков и адаптация их в индивидуальной деятельности;

- повышение мастерства учащихся в области технологий, связанных с художественной обработкой текстильных материалов;

- воспитание эстетического вкуса, содействие творческому развитию личности школьников, потребности в самореализации.

Основными принципами построения программы являются постепенное усложнение материала, практическая направленность, доступность теоретического сведений, посильность выполнения видов и объёма практических работ, связь теории с практикой.

Программа состоит из 9  модулей в 8  классе, рассчитана на 1 год обучения.
Количество часов в неделю -1 час
Факультативные занятия имеют свою структуру. Начинается занятие с организационного момента, затем даются теоретические сведения, вводный инструктаж, во время практической работы проводятся текущие инструктажи, в конце занятия подводятся итоги работы. Уделяется внимание здоровьесберегающим технологиям (физминутки, проветривание), охране труда. На занятиях даётся небольшой объём теоретического материала, повторение сведено до минимума, вводный инструктаж состоит из объяснений основных этапов работы и технологии операций. На практику отводится от 75 до 90% учебного времени. Обучение безотметочное, но в конце занятий подводятся итоги работы, анализируется работа каждого ученика.

Факультатив проводится на базе швейной мастерской. Для организации обучения педагогу необходимы:

- программа факультативного курса;

- тематическое планирование;

- учебно-тематическое обеспечение: образцы изделий, инструкционные карты, образцы поэтапного изготовления, словарь с новыми терминами, инструкции по охране труда и т. д

- материально-техническое обеспечение: швейные машины, сантиметровые ленты, линейки, ножницы, иглы для ручных работ, булавки, напёрстки, утюги.

Обучающимся потребуются: лоскуты х/б тканей, нитки.
Для анализа результативности обучения в начале, середине и конце учебного года, а также по окончании всего курса проводится диагностика уровня знаний и умений: контрольные вопросы, тесты по вариантам, практические задания разного уровня сложности, рекомендации (см. Приложения).

К концу обучения обучающиеся должны знать:

- основы цветовой грамоты, виды орнаментов, законы орнаментальной композиции;

- что понимается под техникой в лоскутном шитье;

- традиционные приёмы в русском лоскутном шитье;

- технологию работы над лоскутным изделием;

- современные формы традиционного лоскутного шитья.

Обучающиеся должны уметь:

- подготавливать к работе ткани различных цветов и тонов;

- выполнять стачивание по булавкам;

- ориентироваться в выполнении отдельных элементов и соединении их в изделие (или фрагмент изделия);

- выполнять влажно-тепловую обработку готовых изделий.
На занятия отводится 1 час в неделю, продолжительность урока  40 минут,
Содержание курса.

Вводное занятие.

Цели и задачи обучения. Мастерская, её назначение и оборудование. Организация рабочего места.

I. Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества.

Истоки создания лоскутных изделий.

О развитии лоскутного шитья. Рассказ о мастерицах-лоскутницах с использованием иллюстраций. Хранение лоскутных изделий.

II. Материаловедение. Подготовка и подбор материалов.

Объекты работы. Образцы тканей.

Теоретические сведения.

Ткань как материал для творчества. Цвет, рисунок, фактура, толщина, плотность ткани. Использование отходов текстильного и швейного производства. Учёт особенностей используемых материалов при подготовке и подборе ткани.

Практические работы.

Подбор и подготовка тканей.

III. Машиноведение. Ножная бытовая швейная машина.

Объект работы.

Ножная бытовая швейная машина.

Теоретические сведения.

Основные механизмы швейной машины.  Применение рациональных приёмов работы на швейной машине. Техника безопасности при работе на швейной машине.

Практические работы.

Организация рабочего места. Упражнения по отработке навыка выполнения ровной строчки.

IV. Инструменты и приспособления.

Теоретические сведения.

Инструменты: ручные иглы, ножницы, сантиметровая лента, линейка. Правила безопасной работы с инструментами. Классификация инструментов. Назначение и применение.

Приспособления: напёрсток, пяльцы, карандаши. Назначение и применение.

Практические работы.

Выбор инструментов для определённой работы. Приёмы работы.

V. Терминология работы с лоскутом.

Теоретические сведения.

Понятия «лоскутная мозаика», «аппликация», «коллаж», «стежка»,»фартука».

Понятия «сетка», «шаблон», «блок». Виды шаблонов. Основа и структура ткани.

Практические работы.

Изготовление сетки и разных видов шаблонов.

VI. Цвет. Цветовой круг.

Теоретические сведения.

Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой тон. Тоновое изображение. Насыщенность. Контраст цветов. Цветовой круг.

Практические работы.

Изготовление цветового круга.

VII. Основные. приёмы лоскутного шитья.

Теоретические сведения

Понятие о техниках лоскутного шитья. Техника «полоска». Общие правила при работе с полоской. Выполнение рисунков из полосок одной ширины. Составление лоскутного полотна из блоков с диагональной раскладкой полосок.
Техники «квадрат», «треугольник». Варианты соединения в лоскутные рисунки.

Практические работы.

Изготовление простых фрагментов лоскутного шитья.

VIII. Технология изготовления несложных лоскутных изделий.

Теоретические сведения.

Технология выполнения работ. Оформление изделий.

Объекты работы.

Прихватки, салфетки (прямоугольной, круглой и квадратной формы).

Практические работы.

Выбор ткани с учётом рисунка, цвета. Подготовка ткани. Раскрой. Художественное оформление деталей. Сборка деталей.

IX. Окончательная отделка изделий.

Практические работы.

Утюжка. Отпаривание готового полотна. Срезание излишков ткани нашитых полосок, выходящих за границы основы.

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год, подготовка к выставке.


Аннотация к адаптированной рабочей программе по внеурочной деятельности  "Я познаю мир" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью. 6»Б» класс на 2016-2017 учебный год.

Раздел 1. Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. N 273  «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-Письмо Министерства образования РФ от 03.04.2003 № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»;
Кому адресована программа
Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР четвёртого-девятого года обучения.
Цели и задачи организации внеурочной деятельности
Цель: социально-эмоциональное, спортивно-оздоровительное, творческое, нравственное, познавательное, общекультурное развитие личности.
Задачи:
- развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности;
- создание условий для развития индивидуальности ребенка;
- формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- приобретение опыта общения, взаимодействия, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме.

Межпредметные связи
Содержание тем Рабочей программы внеурочной деятельности включает содержание материалов по ОБЖ, трудовому воспитанию, половому развитию, развитию речи, рисованию нетрадиционными способами.
Особенности организации внеурочной деятельности
Организация внеурочной деятельности: групповые занятия.
Ведущей формой работы  с обучающимися на занятии является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

Формы контроля
Основной формой контроля является наблюдение за усвоением знаний и умений. Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется качественно («усвоил»/ «не усвоил»). Текущий контроль осуществляется в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Динамика усвоения материала отражается в сравнительных диаграммах.

Раздел 2. Общая характеристика программы

Занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей обучающегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Это может быть предусмотрено применительно к конкретному обучающемуся или подгруппе обучающихся.
Рабочая программа включает содержание программ:
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010;
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственно отсталостью. Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. С. – Петербург, ЦДК проф, Л.Б. Баряевой, 2011;

Цели и задачи
Цель: социально – эмоциональное, спортивно-оздоровительное, творческое, нравственное, познавательное, общекультурное развитие личности.
Задачи:
- Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой, уходом за вещами.
- Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени и оценивать полученный результат, радоваться достижениям.
- Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации дома и в образовательной организации.
- Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
- Умение использовать различные инструменты и материалы для трудовой, художественно-эстетической деятельности, соблюдать правила техники безопасности в процессе изготовления изделий.
- Умение выполнять последовательно технологические процессы (при выращивании растений, уборке).
- Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года; представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
- Формирование потребности содержать тело, одежду в чистоте, следить за своим внешним видом.
- Формировать знания о своем физическом развитии и созревании и ориентироваться на них.
- Формирование представлений о себе; распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;  осознание общности и различий с другими. Формирование представлений о взаимоотношениях с близкими людьми (в семье и школе), обогащение практики конструктивного взаимодействия.
- Учиться следовать общепринятым нормам поведения в обществе.
- Учить строить дружеские отношения.
- Формирование практических умений по выращиванию некоторых растений и уходу за ними (комнатными и на пришкольном участке).
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Рабочая программа состоит из 5 разделов: ОБЖ, Половое воспитание, Развитие речи, Художественно-эстетическое воспитание, Трудовое воспитание.
В ходе организации внеурочной деятельности обучающиеся с умеренной умственной отсталостью используются игровые, коррекционно-развивающие технологии обучения.
Занятия проходят в форме совместной деятельности педагога и обучающихся.
Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, практическая работа, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребенка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Внеурочные занятия проводятся во вторую половину дня при пятидневной учебной неделе.

Раздел 3. Описание места занятий в плане внеурочной деятельности

Программа внеурочных занятий для 4-9 года обучения рассчитана на один год обучения. Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). Продолжительность занятия 40 минут.

Раздел 4.Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу обучения обучающийся получит возможность научиться:
- Распознавать и называть наземный транспорт.
- Узнавать и называть опасные предметы, знать правила обращения с опасными предметами.
- Знать отличия между мальчиками и девочками.
- Знать свою социальную роль.
- Знать и называть времена года.
- Называть по порядку месяцы в году.
- Выполнять несложную работу в технике декупаж.
-- Убирать территорию школы.
- Распознавать цвета, правильно переходит улицу на нужный свет.
- Пользоваться электроприборами.
- Знать правила одевания и раздевания.
- Знать помещения, разделённые по половому признаку.
- Выполнять работу из шерсти.
- Называть по порядку дни недели.
- Ухаживать за комнатными растениями.
- Чистить дорожки от снега.
- Называть свой адрес.
- Привлечь внимание взрослого в случае возникновения неожиданных, опасных для жизни и здоровья ситуаций.
- Стараться избегать контактов с незнакомыми людьми.
- Соблюдать личную гигиену.
- Знать, как пользоваться косметическими средствами.
- Вызвать службы спасения «01», «02», «03», «112»
- Описывать своё самочувствие, привлекает внимание взрослого в случае недомогания.

Аннотация к адаптированной рабочей программе  факультатива   «ОФП» для обучающихся  1-4 классов ОГКОУ Измайловской ШИ  на 2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка.

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствие чётких нравственных ориентиров формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья. Нарастающая напряжённость ситуации требует формирования такого подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма, позволял бы активно управлять развитием его адаптационных возможностей, обеспечивая устойчивость к влияниям различных стресс-факторов.
Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Программа «ОФП» имеет физкультурно-спортивную направленность и общекультурный уровень освоения.
Цель внедрения инновационного продукта в деятельность образовательного учреждения – построение здоровье созидающей образовательной среды школы - интерната через организацию системы дополнительного образования физической культуры оздоровительной направленности. Новизна программы состоит в идее гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий: дыхательной гимнастики, оздоровительной фитбол-гимнастики, комплексов хатха-йоги, классических оздоровительных методик и общефизической подготовки.
Важное место в становлении позитивной «Я – концепции» занимает выделение роли здорового стиля жизнедеятельности, так как он является самым мощным «вкладом» в формирование здоровья. Нормальное развитие и функционирование человека возможны в том случае, если у него сформировано позитивное отношение к самому себе и к своему здоровью.
Занятия в секции ОФП с оздоровительной направленностью является уникальной естественной средой для формирования позитивной «Я – концепции», так как приближает человека к действительности (могу - не могу), формирует адекватную самооценку, избавляет от неуверенности в себе, способствует самоконтролю, а также позволяет избегать рисков, опасных для здоровья, помогает приобретать полезные навыки и привычки.
Большая часть детей компенсирует «двигательную неуспешность» усилением активности в компьютерных играх. Противостоять этому могут более яркие и захватывающие социально ориентирующие игры физкультурно-спортивной направленности. Для младших школьников – это «Весёлые старты», спортивные праздники, применение адаптированных методик (элементы фитнеса, сказочные сюжеты и игры).
В программу входят профилактические и оздоровительные методики: специально подобранные физические упражнения, упражнения для релаксации, игровые упражнения и т.д., – направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения. Даются рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях: самостоятельным занятиям оздоровительной гимнастикой, закаливанию.
Цель программы: оздоровление учащихся путём повышение психической и физической подготовленности школьников к постоянно меняющимся условиям современной действительности.
В процессе обучения ребёнок воспринимает информацию – основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество исполнения, вносит коррективы. Особая роль педагога состоит в правильном выборе методов и приёмов обучения, которые должны соответствовать предыдущему опыту учащегося, его знаниям и умениям. Ввиду интенсивности биологического развития ребёнка, к нему необходим индивидуальный подход, который и обуславливает задачи программы:
Образовательные:
• ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
• формировать правильную осанку;
• обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
• изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
• формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
Развивающие:
• развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
• совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
• прививать жизненно важные гигиенические навыки;
• содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
• стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
• формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Оздоровительные:
• улучшать функциональное состояние организма;
• повышать физическую и умственную работоспособность;
• способствовать снижению заболеваемости.
Отличительной особенностью программы является применение современных оздоровительных технологий: биологической обратной связи (БОС), фитбол-гимнастики, хатха-йоги. Программа объединяет физкультурное и оздоровительное направления. Предполагается не только формирование знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и обучение комплексам специальных упражнений, релаксации.
Эффективность занятий определяется физической подготовленностью (уровнем роста показателей физической подготовленности по результатам регулярного тестирования).
Участники программы: программа ОФП (раздел – оздоровительная гимнастика для детей младшего школьного возраста с элементами подвижных игр), рассчитана для детей 7-11 лет. В группы принимаются дети, на добровольной основе.
Учебная программа рассчитана на 1 час в неделю. Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий ОФП, с элементами игрового стретчинга, ЛФК, игровых комплексов: путём игру в «сказку», участие детей в «весёлых стартах» и праздниках.
Ожидаемые результаты.
В результате освоения программы по ОФП оздоровительной направленности и подвижным играм учащиеся должны достигнуть следующего уровня.
Знать и иметь представление:
• об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
• о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;
• о способах и особенностях движений, передвижений;
• о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
• об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
• о причинах травматизма и правилах предупреждения.
Уметь:
• составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
• взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП.
Анализ результатов освоения программы осуществляется следующими способами:
• текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
• текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
• тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
• взаимоконтроль;
• самоконтроль;
• итоговый контроль умений и навыков;
• контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, группа здоровья.
Итоги реализации программы: беседы, выполнение контрольных упражнений (тестов), праздников «Здоровья».

Аннотация к адаптированной рабочей программе  факультатива   «ОФП» для обучающихся  5-9 классов ОГКОУ Измайловской ШИ  на 2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка


Занятия на факультативе общей физической подготовки являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, лёгкоатлетических упражнений. На занятиях факультатива ОФП решаются задачи:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Основной формой работы факультатива ОФП является групповое учебно-тренировочное занятие по расписанию. Общее количество часов – 34 (1 час в неделю). Возрастной состав обучающихся -11 – 15лет.  Данная программа рассчитана на 1 год.

Программа факультатива общей физической подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учётом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времени года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Спортивные сооружения для занятий кружка следующие: спортивная площадка, для занятий лёгкой атлетикой, футбольное поле, спортивный зал для занятий в ненастную погоду. Необходимые подсобные помещения: классы для теоретических занятий, комната для хранения спортивного инвентаря.

Программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объёму. При планировании занятий учитываются индивидуальные особенности кружковцев.

Руководитель факультатива систематически оценивает реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следит за самочувствием кружковцев, во время замечает признаки утомления и предупреждает перенапряжение, а также в ходе занятий сформируются у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, режиму дня и питанию юного спортсмена, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.

Для каждой возрастной группы занимающихся программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

Основные задачи теоретических занятий дать необходимые знания о самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о правилах и организации проведения соревнований, об инвентаре, о правилах поведения на спортивных сооружениях.

При подборе средств и методов практических занятий руководитель имеет в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому использует для этой цели комплексные занятия, в содержание включаются упражнения из разных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры или подвижные игры и т.д.).

Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.

Каждое практическое занятие должно состоять из трёх частей:

- подготовительной, куда включаются спортивные упражнения на внимание, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами, в парах и т.д.);

- основной, в которой выполняются упражнения в лазанье, равновесии, преодолении препятствий, упражнения из разделов гимнастики, лёгкой атлетики, лыжной подготовки, проводятся подвижные и спортивные игры;

- заключительной, включающей ходьбу, бег в медленном темпе, спокойные игры, в конце заключительной части подводятся итоги занятия и объявляются домашние задания.
Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала. Контрольные нормативы составляются руководителем кружка на основе требований уровня физической подготовленности учащихся.

Спортивные соревнования в кружке следует проводить систематически с приглашением родителей.
Планируемые результаты обучающихся:

Обучающиеся будут знать:
- особенности зарождения физической культуры, историю Олимпийских игр;

- общие и индивидуальные основы личной гигиены,  правила использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддерживания достойного внешнего вида;

- причины травматизма на занятиях физической культурой и правила его предупреждения.

Обучающиеся будут уметь:
-составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
-организовывать и проводить самостоятельные занятия;
-уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.


Аннотация к адаптированной рабочей программе  факультатива   «Резьба по дереву» для обучающихся  5-9 классов ОГКОУ Измайловской ШИ  на 2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка.

Соединение учебных занятий с техническим творчеством и декоративно - прикладным искусством является одним из путей повышения интереса к труду. Трудовые навыки не должны рассматриваться в отрыве от решения творческих задач. Факультативный курс «Резьба по дереву» в 5-9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы YIII вида – важное звено трудового обучения и развития школьников. На этапе обучения столярному делу проходит формирование понятия о приёмах работы столярным инструментом, формируются основные навыки деревообработки и формируются доступные учащимся технико-технологических знаний и умений, которые служат опорными в допрофессиональном обучении. Совершенствуются и обогащаются умения выполнять задания точно по образцу (чертежу) и техническим требованиям. Школьникам полезны занятия с чередованием разнообразных движений. Именно таковы занятия декоративно-прикладным искусством – в процессе художественной обработки материалов работа чередуется с ручными столярными операциями: строганием, пилением, долблением. Освоив уроки геометрической резьбы в сочетании с познаниями основ столярного ремесла ученики смогут добиться определённого уровня мастерства, научиться рационально изготавливать красивые и полезные вещи.
Программа факультатива «Резьба по дереву» рассчитана на учащихся 5-9 классов, проявляющих интерес к обработке древесины и материалов, изготавливаемых из нее. Программа рассчитана на три года обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда – «резьба по дереву».
Формы занятий: групповая, подгрупповая и индивидуальная. Особое место уделяется отработке практических навыков и умений, полученных на уроках столярного дела. В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам техники безопасности и организации своего рабочего места.
Цель программы:
Развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся через овладение технологией художественной обработки древесины, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи программы
Образовательные:
обучение практическим навыкам и умению работать с различными инструментами, позволяющими выполнять обработку древесных материалов;
обучение основам техники выполнения различных видов резьбы.
Развивающие:
способствовать развитию у детей воображения, творческого мышления, пространственной ориентировки;
развивать двигательные способности, мелкую моторику рук
Воспитательные:
Расширить и углубить знания по истории и роли народного творчества, декоративно-прикладного искусства обработки древесины.
воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном обществе; формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать красоту труда; воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к истории и традициям своей Родины; применение на занятиях здоровье сберегающих технологий.
Требования к уровню подготовленности обучающихся.
По завершению изучения данной программы обучающиеся
Должны знать:
-принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
-основные понятия графического изображения (чертеж, эскиз, технический рисунок);
-способы разметки по шаблону и чертежу;
-принцип подбора столярного инструмента – по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
-способы отделки древесины – грунтовка, шлифование, лакирование, окраска;
-историю возникновения и развития промысла по художественной обработке дерева;
-основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
-разные виды резьбы и их особенности;
-способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
-правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Должны уметь:
-рационально организовывать рабочее место;
- соблюдать правила техники безопасности;
-уметь читать чертежи, эскизы, технические рисунки;
-определять породу и пороки древесины по ее внешнему виду;
-производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
-применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;
-производить отделку столярных изделий с учетом дизайна;
-выполнять элементы различных видов резьбы;
-бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами


Аннотация к адаптированной рабочей программе по  внеурочной деятельности общекультурного направления «Азбука этикета» для обучающихся   1 класса  ОГКОУ Измайловской ШИ  на 2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука этикета» (общекультурное направление) разработана для 1 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.И.Шемшуриной. "Этические диалоги с детьми 1 – 4 классов" в помощь учителю. -Москва, 2006.
Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если  элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.
Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в страну этики и этикета» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним.
Как же добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни.
Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания.  
Материал по курсу «Азбука этикета» в 1 классе строится таким образом, чтобы вызвать интерес у первоклассников к самому себе, как к личности.
Актуальность курса.  
Включение в педагогическую систему образования предмета «Путешествие в страну этики и этикета» как мощного педагогического инструмента нравственного влияния на развивающуюся личность школьника продиктовано сегодня самой жизнью.
Жизненный опыт показывает, что отказ от морали в конечном счете пагубно сказывается на самой жизни. Следствием бездействия моральных факторов в обществе сегодня становится его криминализация, разгул террористических акций, бесправие, коррупция, человеческое бессилие, страх.
Закономерно, что в нарушении морали – предпосылки дальнейшего размывания ценностных ориентиров в обществе, государстве, поскольку обязательна тесная взаимосвязь этических норм и практических деяний как отдельного человека, так и общества в целом.
Уроки этики в школе создают благоприятную обстановку для формирования личности как субъекта деятельности и отношений.
^ Цели программы:
Программа  «Азбука этикета» нацеливает на овладение учениками умениями и навыками использования языка в различных ситуациях общения; расширение знаний об этикете; учить вежливости в речи, в поступках; уважение к себе и к другим людям; формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений между девочками и мальчиками. Формирование у обучающихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Программа «Азбука этикета» призвана  решить следующие задачи: - формирование у детей потребности в речевом совершенствовании; расширение словарного запаса учеников, - развитие у учеников готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию воспитывать уважение к старшим.

Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни; -
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.
- Рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю, 33 недели).
Основные формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Материал программы «Азбука этикета» в 1 классе строится таким образом, чтобы вызвать интерес у первоклассников к самому себе, как к личности.
Этот курс рассчитан на 66 часов (2 часа  в неделю) и предназначен для обучающихся 1 класса.

Для реализации данной  программы  перед педагогом стоит ряд задач, а именно:
1. Познакомить детей с правилами вежливости и хороших манер.
2. Рассмотреть различные категории этики.
3 Привить им умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами как в обществе, так и дома.
4. Сформировать потребность понимать другого и уважать его позицию.
5. Научить детей уважать себя.
6. Воспитать стремление быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.
Учитель способен убедить детей, что истинное призвание человека – радость творческого труда, сострадание ближним, справедливое решение возникающих проблем, жизнь по совести, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались разными народами мира. А зло не перестает быть злом, даже если оно временно торжествует.
Основными методами реализации программы являются приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
2. Общая характеристика программы.
Программа  «Азбука этикета» ориентирована на специфику возрастных категорий школьников и призван донести до разума обучающихся не только содержательную сторону этических понятий, но и историю возникновения и развития этической мысли и общечеловеческих норм морали, а также правил этикета.

Программа «Азбука этикета» выполняет функцию постепенного погружения детей в мир этических понятий и категорий, овладение основами этикета. Он рассчитан на регулярную (2 часа в неделю) работу с детьми в процессе этических занятий по предлагаемой для 1 класса программе.
Содержание программы.
Программа состоит из вводной части и четырех разделов, углубляющих и расширяющих знания, представления и опыт нравственного поведения по мере увеличения возраста учащихся.
Основные разделы программы:
1. этика общения,
2. этикет;
3. этика отношений к окружающему;
4. этика отношений в коллективе
Воспитательные идеи программы:
1. Старайся делать добро!
2. Бойся обидеть человека!
3. Люби и прощай людей!
4. Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
5. Познай мир и себя!
6. Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!.
Требования к уровню усвоения программы.

Освоение учащимися программы «Азбука этикета» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

В сфере личностных результатов у обучающихся будут сформированы:

- учебно – познавательного интерес к формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на этикет как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.


В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления. Решать нравственные задачи с такими понятиями. Например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?».

планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка,- моделировать новые формы, различные ситуации.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами средствами  выразительности языка

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

- различать стандартные приёмы эстетических форм общения. Распределение ролей, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям

Младшие школьники получат возможность научиться:

Ведению диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения. Уважительное восприятие других точек зрения Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете - Понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
^ Оценка планируемых результатов освоения программы.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах Школьных мероприятиях, концертах.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
^ Первый уровень результатов – обучающиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
^ Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
2. Обучающиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
^ Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
• сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
• С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
• уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы  ОГКОУ Измайловской ШИ.
Формы учета оценки планируемых результатов
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Диагностика:
• нравственной самооценки;
• этики поведения;
• отношения к жизненным ценностям;
• нравственной мотивации.
4. Анкетирование обучающихся и родителей
Участие в школьных мероприятиях является важным итоговым этапом занятия.
Ожидаемые предметные результаты:
1. обогащение личного опыта общения детей;
2. ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
3. овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Формы проведения занятий:
• беседа;
• сюжетно-ролевая игра;
• игра-спор;
• подвижная игра;
• учебная игра;
• конкурс;
• праздник.


 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню