к адаптированной программе по лечебной физкультуре - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

к адаптированной программе по лечебной физкультуре

Сведения об образовательной организации > Образование > Аннотация к СИПР

Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе по лечебной физической культуре для обучающихся
 2 класса с умеренной умственной отсталостью на 2016-2017 учебный год.

1. Пояснительная записка.


Нормативно - правовые основы для проектирования рабочей программы по лечебной физкультуре.
1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.  (с изменениями от 22.12.2008 г.).
5. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия от 10 июля 2015 года N 26  Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от10 июля 2015 года.
7. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2002г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
6. Устав ОГКОУ Измайловская школа - интернат
7.  Учебный  план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1–4 классы) ОГКОУ Измайловская ШИ на  2016-2017 учебный  год.

Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по лечебной физкультуре в2--4  классах.
Настоящая Программа составлена на основе Федеральной программы «Дети России», Подпрограммы «Дети-инвалиды», Программы специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с  умственной отсталостью I-IV классы «Азбука здоровья», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации Международным университетом семьи и ребенка им. Рауля Валленберга, С.-Петербург, «Образование», 1994 год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами элективного курса в соответствии с целями изучения курса «Лечебная физкультура», который определен стандартом.
Структурно и содержательно программа для 2-4 классов составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания и навыки и рассчитана в 2-4 классе на 68 часов в год,  по 2 часа в неделю.
Адресат: Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 2-4  классов   специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната.
Срок реализации настоящей программы по элективному курсу «Лечебная физкультура» - 1 учебный год.
Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по элективному курсу «Лечебная физкультура» детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в вариативной части, проекта ФГОС для ОВЗ (вариант C, D) в вариативной части, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами элективного курса, в соответствии с целями изучения курса «Лечебная физкультура».
У большинства обучающихся специальной школы для детей с на¬рушением интеллекта наблюдаются нарушения физического разви¬тия, что требует коррекционной работы с ними.
Настоящая программа составлена с учетом того, что у большин¬ства обучающихся имеются нарушения сердечно-сосудистой, дыхатель¬ной, вегетативной и эндокринной системы. У многих из них отсут¬ствуют согласованность дыхания и двигательной нагрузки, наблюда¬ется отставание в росте, непропорциональное телосложение, раз¬личные отклонения в осанке, плоскостопие, различные стертые двигательные нарушения.
Необходимо учесть, что позвоночник - физический центр тела, каркас его мягких тканей и органов. Неправильная осанка, зажатость позвоночника приводит к неравномерному распределению на¬грузки на суставы, связки, мышцы, отчего страдает вся опорно-двигательная система. При определенном искривлении тела внут¬ренние органы отклоняются от нормального положения и зажима¬ются другими органами и тканями. Позвоночник не только поддер¬живает тело - из него выходят 33 пары нервов, 2 главные нити симпатической нервной системы, поэтому любое смещение позвон¬ков, их деформация подвижности приводят к нарушению работы всего организма. Патологическая осанка возникает из-з слабого развития мышечной системы, особенно мышц спины и живота, не-правильной походки, связанной с неразвитостью стоп, с плоскосто¬пием.
Цель: максимально возможная самореализация и коррекция детей с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня развития двигательных качества и как следствие, социализация и последующая социальная интеграция данной категории населения, которые должны осуществляться не только на приспособлении этих людей к нормам и правилам жизни здоровых сограждан, но и с учетом их собственных условий.
Задачи:
- активизация защитных сил организма ребенка;
- содействовать выработке устойчивой правильной осанки, укреплению и со¬хранению  гибкости позвоночника, предотвращение его деформации;
- содействовать укреплению и развитию мышечной системы, нормализации ра¬боты опорно-двигательного аппарата;
- воспитывать в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях своею тела;
- развивать  общую  организованность,  их   внимание,  фантазию, доброжелательность.
Основополагающие принципы.
- учет индивидуальных особенностей каждого ученика (морфофункциональное развитие, состояние сохранных функций, медицинские противопоказания, состояние дви¬гательных функций и координационных способностей, уро-вень физической подготовленности, способность к обучению движениям, отношение к занятиям физическими упраж-нениями: интересы, мотивы);
- адекватность средств, методов и методических при¬емов обучения двигательным действиям, развитие физиче-ских качеств, коррекция психомоторных нарушений и фи¬зической подготовки, оптимизация нагрузки, сообщение новых знаний;
- эмоциональность занятий (музыка, игровые методы, нетрадиционное оборудование и пр.);
- создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности;
- поощрение, одобрение, похвала за малейшие успехи;
- контроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и функциональным состоянием зани-мающихся.

Лечебная физкультура (ЛФК) - система средств физической культуры, применяемых для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия ЛФК направлены на выведение организма из патологического состояния, повышение его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов.
На занятиях ЛФК, наряду с физическими упражнениями с коррекционной
направленностью, используются упражнения, закрепляющие умения естественно
двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями).
Положительными особенностями лечебных упражнений являются:
1) глубокая биологичность - движения свойственны всему живому;
2) отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке);
3) возможность длительного применения;
4) универсальность и широкий диапазон воздействия на организм;
5) положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка;
6) стимулирующее влияние на все органы и системы организма.
От правильного подбора комплекса упражнений зависит успех в коррекционно-восстановительной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
При этом необходимо особенности вторичного дефекта, уровень физической подготовленности, возраст детей.
Несмотря на индивидуализацию занятий ЛФК, существуют общие правила, которых необходимо придерживаться:
1. Следует применять строго дозированные физические нагрузки с учетом всех компонентов (интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха, характера упражнений).
2. Постепенно увеличивать физические нагрузки при адаптации организма к ним.
3. Упражнения должны охватывать различные мышечные группы.
4. В занятие необходимо включать дыхательные и общеукрепляющие упражнения.
5. Перед занятием помещение надо хорошо проветривать.
6. Проводить строгий контроль за реакцией организма на физическую нагрузку (до занятий, в процессе занятий и после нагрузки).
7. При появлении признаков утомления занятие необходимо прекратить и в дальнейшем пересмотреть характер нагрузки.
8. Регулярно проводить врачебно-педагогический контроль за детьми на занятиях ЛФК.

Учебная программа по лечебной физической культуре обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить коррекционный процесс, получать положительные сдвиги в развитии организма и формировать и корректировать в соответствии с возрастными особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков (двигательных качеств).
В программу включены следующие разделы:
- корригирующие упражнения;  
- упражнения для профилактики плоскостопия;
- формирования правильной осанки;
- упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат;
- упражнения на развитие и укрепление различных групп мышц;
- упражнения на тренажерах;
- упражнения на шведской стенке, способствующие профилак¬тике плоскостопия, развитию координации движений, вытягиванию
позвоночника, что стимулирует рост и предупреждает остеохандроз;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на релаксацию, аутотренинг.
В комплексе с физическими упражнениями применяются  элементы массажа.
Дня повышения заинтересованности учащихся занятия проводят¬ся с музыкальным сопровождением. Это развивает также чувство ритма, гармонии с окружающим миром.
Организационная структура занятий: основной формой работы по лечебной физкультуре в школе является коррекционное занятие.

Принципы планирования занятий лечебной физкультуры:
-постепенное повышение нагрузки и переход к успо¬коительным упражнениям в конце урока;
- чередование различных видов упражнений;
- подбор упражнений, соответствующих возрасту и раз¬витию обучающихся.
Коррекционное занятие по ЛФК состоит из трех частей: подготавливающей (вводной), основной, заключительной.
Подготавливающая часть, включает упражнения с различными предметами: коврики массажные со следочками, сенсорные дорожки, ящики с наполнителями (галька, шишки, мячи), лесенкой, деревянными брусочками и без предметов: ходьба и виды ходьбы (на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, с мешочками, с высоким подниманием бедра и др.).
Основная часть занятия строится в игровой форме, что способст¬вует развитию воображения и фантазии, образного мышления, а также речевых навыков обучающихся, которые охотно выполняют уп¬ражнения, превращаясь по ходу в различных животных (кошку, лягушку, носорога ...), насе¬комых и других персонажей живой природы. В основной части занятия используются тренажеры: гребля, мини-степпер, велотренажер, беговая дорожка механическая, велоэллипсоид, массажер для стоп, «ступеньки», гимнастические палки, платочки, веревочки, м/мячи, мешочки с песком и др.
Упражнения, являющиеся основой занятий, дети изучают в начале учебного курса. Они состоят из 7 разделов:
I. Укрепление Мышц спины, брюшного пресса, путем про¬гиба назад: "Змея", "Кобра", "Ящерица", "Кораблик", "Лодочка (Качели)", "Рыбка", "Колечко", "Мостик", "Кошечка".
II. Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем на¬клона вперед: "Книжка", "Птица", "Страус", "Летучая мышь", "Носорог", "Веточка", "Улитка", "Горка".
III. Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в сторону: "Маятник", "Морская звезда", "Лисичка", "Месяц", "Орешек", "Муравей", "Стрекоза".
IV. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: "Бабочка", "Рак", "Паучок", "Павлин", "Зайчик", "Лягушка", "Бег", "Елочка", "Велосипед".
V. Упражнения для развития стоп: "Ходьба", "Лошадка", "Гусеница", "Медвежонок", "Лягушонок".
VI. Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса: "Замочек", "Дощечка", "Пчелка", "Мельница", "Пловец".
VII. Упражнения  на  равновесие: "Аист", "Петушок", "Ласточка".
Подвижные и коррекционные игры:
- игры для профилактики и коррекции дефектов осанки — «Пропеллер», «Плавание», «Ворона», «Рукопожатие», «Обруч», «Ласточка», «Лыжник», «Ходим в шляпах», «Слушай внимательно»;
- игры для профилактики и коррекции плоскосто¬пия — «Каток», «Разбойник», «Маляр», «Сборщик», «Художник», «Гусеница», «Мельница».
- игровые упражнения:  «Великан», «Карлик», «Маленький — большой», «Лошадь».
В заключительную часть занятия включаются упражнения на дыхание, расслабление, аутотренинг и элементы массажа, упражнения выполняются под музыку.
На всех занятиях предпринимаются меры для предупреждения несчастных случаев.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся по курсу «Лечебная физкультура» в 2-4 классах.
Учебный процесс представляет собой единство содержания, методов, средств, и организационных форм обучения. Словесно-практический метод – объяснение новой темы совмещается с показом, что является эффективным условием усвоения нового материала.
• Метод имитации – направлен на то, чтобы лучше усвоить технику выполнения упражнения.
• Методы стимулирования интереса:
игровые формы организации учебной деятельности – всем известно, что через игру можно активизировать процесс непроизвольного запоминания, повышение интереса к спортивной деятельности, углублению познания через эмоции.
• Методы поощрения и порицания – эта форма акцентирует внимание обучающихся, ребёнок постоянно смотрит на учителя, внимательно слушает задание, пытается выполнить так же, как и у него и поведение конечно соответствующее, потому что ребёнок сосредоточен.
Используются ТСО: музыкальные композиции (ПК, магнитофон).

Содержание программы
2 класс (68 часов)
Основы знаний.
Понятие «направляющий», чередование вдоха и выдоха при выполнении
упражнений.
Построения и перестроения.
Построение в шеренгу, равнение по носкам: в шеренге. Выполнение приветствия. Расчёт на первый и второй. Перестроение из одной шеренги в две с последующим размыканием на вытянутые руки вперёд и в стороны (1, 2 четверти).
Вводная часть занятия.
1. Корригирующие упражнения.
Основная стойка, ноги в шестой позиции. Положение рук: вперёд, вверх, на пояс, переплетённые пальцы, Ладони вывернуты наружу. Стойка в положении медвежонок, балеринка (1 четверть).
2. Упражнения для формирования правильной осанки. Ходьба с мешочком на голове за направляющим, повороты по ориентирам, различные положения рук. Движения под музыку с соблюденним ритма.
3. Упражнения для; профилактики плоскостопия:
а) ходьба на носках, на пятках (руки за головой), внешней: и внутренней стороне стопы (руки на поясе) под музыку с соблюдением ритма за направляющим по ориентирам (1, 2, 3, 4 четверти);
б) упражнения на тренажёрах: «Массажёр стоп» - бег, «Качели» - вращение грузов стопами ног из положения сидя на стуле (1, 2, 3, 4 четверти);
в) упражнения на шведской стенке, Лазанье вверх и вниз приставными шагами (1, 2, 3, 4 четверти).
4. Разминка с гимнастической палкой для всех групп мышц (шея, плечи, руки, ноги, пояс) под музыку с соблюдением ритма по примеру учителя (1, 2 четверти). По примеру назначенного учителем ведущего (3, 4 четверти).

Основная часть занятия.
Проводится в форме сказки, которую рассказывает учитель, а роли исполняют ученики. Они помогают давать характеристики главным героям сказки и оценивают ситуации. Количество упражнений, входящих в эту часть занятия, не превышает 8, 9.
1. Корригирующие упражнения.
Выполнение упражнения «Месяц» (1, 2, 3, 4 четверти).
2. Дыхательные упражнения; простейшие приёмы дыхательной гимнастики Стрельниковой (на каждый шаг на месте с поворотом головы показывать, как принюхивается лисичка, идущая по следу) по примеру учителя (1, 2, 3, 4 четверти).
3. Упражнения для формирования правильной осанки. Любые по указанию учителя. 6-7 упражнений из разделов 1, 2, 3, 4, 5, выполняемые по примеру и с помощью учителя (1, 2 четверти), без помощи учителя (3, 4 четверти).
4. Упражнения для профилактики плоскостопия. Любые 1 или 2 упражнения из раздела 5, выполняемые по примеру и е помощью учителя в 1 четверти и без помощи - во 2, 3, 4 четвертях.
5. Упражнения на равновесие: любое из упражнений раздела 7, выполняемое по примеру и с помощью учителя в 1 четверти и без помощи учителя во 2, 3, 4 четвертях.

Заключительная часть занятия.
1. Упражнения: на тренажёре «Качели», С помощью учителя в 1 четверти, без помощи учителя во 2, 3, 4 четвертях.
2. Вис на шведской стенке из положения стоя лицом к снаряду на половине высоты (1, 2, 3, 4 четверти).
ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Обучающиеся должны знать:
•         простейшие правила личной гигиены, режим дня;
•         правила поведения во время занятий ,     правила  сохранения осанки


Аннотация к адаптированной образовательной рабочей программе по физической культуре для обучающихся
 4б класса с умеренной умственной отсталостью на 2016-2017 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лечебная физическая культура – научно-практическая медицинская дисциплина, освещающая теоретические основы и методы практического использования средств физической культуры при лечении различных заболеваний.
   В коррекционной школе ЛФК должна базироваться на патологической  анатомии и физиологии в единстве с физической культурой и являться лечебно-педагогическим процессом, решающим присущие ему задачи.  ЛФК признано восстанавливать нарушенное здоровье, ликвидировать сформировавшуюся неполноценность физического и психического развития, содействовать биологической и социальной адаптации к социальной жизни.
     Среди различных средств реабилитации детей с нарушениями осанки основным средством коррекции является гимнастика т.к. только с помощью гимнастики можно создать хороший мышечный корсет. Активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создадут мышечный корсет, и только активные упражнения сформируют правильный динамический стереотип, доведут до автоматизма привычку к рациональному положению различных звеньев тела в пространстве.
   В лечебных целях используются  физические упражнения, входящие в основную гимнастику, в подвижные  игры, прикладные и спортивные упражнения, и имеющие специальное лечебное значение пассивные, рефлекторные и корригирующие упражнения. Подбор упражнений строится на основе рекомендаций и заключений врача, которые фиксируются в листке здоровья в классных журналах и личных медицинских картах учащихся.
    Как показала многолетняя практика, в нашей коррекционной школе наиболее эффективны и применяемы корригирующие упражнения, направленные на   исправления различных деформаций грудной клетки, позвоночника и стоп. Коррекция отдельных деформаций может вызвать затруднение деятельности органов дыхания, кровообращения. Поэтому необходим тщательный выбор исходных положений и методик проведения занятий в целях сведения к минимуму такого влияния.
   Значительное место должны занимать дыхательные упражнения, позволяющие нормализовать механику дыхания, укрепить дыхательные мышцы, улучшить подвижность грудной клетки и диафрагмы, ликвидировать застойные явления в легких.
Ходьба, бег, метание, прыжки, лазание, ползание восстанавливает вегетативно-трофическую способность, общую выносливость и общую тренированность организма.
  На занятиях ЛФК широко используются подвижные и спортивные игры. Положительные эмоции повышают эффект лечебного влияния значительно больше, чем аналогичные по интенсивности гимнастические упражнения.
   В основном   занятия ЛФК  проводятся в связи с имеющимися, у  подавляющего большинства учащихся, нарушениями осанки опорно-двигательного аппарата, дыхания с преимущественным применением корригирующих упражнений,  подвижных и спортивных игр.
   В начальной школе процессы формирования организма носят особенно интенсивный характер и требуют более внимательной коррекции появляющихся дефектов.   
  В целом программа по ЛФК условно делится на два периода: подготовительный – 1 четверть и основной 2-3-4- четверти с соблюдением одного из основных дидактических принципов - постепенности, где осуществляется переход  от менее к более сложным и трудным упражнениям и играм.
   Однако, крайне незначительное число занятий ЛФК - всего 34 урока в год не может дать необходимого лечебного эффекта.
   В связи с этим учителя нашей школы интегрируют ЛФК в учебные уроки физкультуры, используют индивидуальный подход к каждому обучающемуся, нуждающемуся в лечебной физкультуре.
            Цель программы:  -всестороннее   физическое развитие личности; обеспечение комплексного подхода к развитию у детей моторных, умственных, социально-бытовых навыков и содействия их социальной адаптации средствами физической культуры, повышение двигательной активности и мобильности учащихся средствам ЛФК.
          Задачи: -повышение физиологической активности систем организма;
-совершенствование прикладных и жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
- развитие основных физических качеств;
-обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью;
-формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья.
Средства, используемые для реализации программы:  -основное средство физического воспитания – физические упражнения.
            На уроках применяются следующие методы обучения:
- практический метод (разучивание по частям);
- игровой;
- соревновательный;
- метод наглядного восприятия.
Формы обучения:
-разучивание двигательного действия под контролем учителя;
-совершенствование двигательного действия.
    Кроме того, важным средством для воспитания   навыков правильной  осанки является слово. Слово способствует сознательному отношению к выполнению тех задач, которые должны быть решены на занятиях ЛФК.  Профессор А.Н. Крестовников писал: «Словесные указания педагога являются раздражителем   более сильным, чем условные и безусловные  раздражители, представленные потоком проприорецепторных импульсов от работающих мышц к нервным центрам». Поэтому работа на занятиях не только лечебный , но и педагогический процесс, имеющий  своей целью доведение до сознания ребенка понятия о правильном соотношении отдельных частей тела с последующим закреплением соответствующего положения через зрительный контроль  и мышечно-суставное чувство.
ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛ
Обучающиеся должны знать:
•         простейшие правила личной гигиены, режим дня;
•         правила поведения во время занятий;
•         правила  сохранения осанки

4 класс (68часов).
Основы знаний:
Травмы во время занятий и их предупреждение.

Вводная часть занятия.
1. Выполнение строевых команд и упражнений.
2. Ходьба в разновидностях 2мин
3. Бег е изменением, направления по сигналу 1,5мин
4. Общеразвивающие и корригирующие упражнения 8-10 упр.
5. Упражнения на задержку дыхания 2 упр.

Основная часть занятия.
1. Висы на шведской стенке (2 способа).
2. Упражнения на гимнастических мячах 2 упр.
3. Упражнения-позы «Кошечка», «Аист».
4. Лазание по шведской стенке (2 способа)
5. Упражнения на «массажёре стоп» 5 мин.
6. Упражнения на тренажёрах: «Степпер» - 2 по 3 мин,  «Наездник» - 2 по 3мин.
7. Упражнение на координацию движений 2 упр.

Заключительная, часть занятия.
1. Упражнения на тренажёре «Бегущий по волнам» -  3 мин.
2. Разновидности висов на шведской стенке (на время)
3. Упражнения на тренажёре «Гребной» 2 по 3мин.
4. Подвижные игры и эстафеты 10мин
                                          ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Обучающиеся должны знать:
•         простейшие правила личной гигиены, режим дня;
•         правила поведения во время занятий;
•         правила  сохранения осанки;
•         название спортивного инвентаря, видов спорта.
Обучающиеся должны уметь:
•         Выполнять упражнения для различных групп мышц, на координацию движений;
•         Владеть основами саморегуляции (напряжение и расслабление);
•         Выполнять дыхательную гимнастику для профилактики заболеваний;
•         Выполнять упражнения на коррекцию плоскостопия и осанки;
•         Игры с элементами коррекции.

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню