Методы и приемы работы на уроках швейного дела - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

Методы и приемы работы на уроках швейного дела

Сведения об образовательной организации > Образование > Трудовое обучение

«Методы и приемы коррекционной работы по воспитанию самостоятельности на уроках швейного дела».

Выступление учителя швейного дела Семеновой М.В.

                                                                     
 Перед современной коррекционной  школой стоит задача максимально подготовить  и адаптировать учащихся к условиям социума, к трудовой  и производственной деятельности. Поэтому современный выпускник специальной (коррекционной) школы   VIII вида должен быть способным:
•  работать самостоятельно без помощи руководства,
•  брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений,
• проявлять инициативу, принимать решения,
• осуществлять самостоятельные социальные контакты в социальной среде,
• адекватно осознавать собственные возможности и способности.
Для того чтобы сформировать у учащихся необходимые компетенции я определила следующую цель своей работы   - формирование и  повышение уровня сформированности навыков самостоятельной работы на уроках швейного дела, с последующим применением этих навыков в повседневной жизни.
Для достижения поставленной цели на уроках решаю следующие задачи:
• обучение учащихся навыкам планирования работы,
• обучение составлению отчета о выполненной работе, анализ изделия.
• работа над выполнением проекта
• работа по инструкционным и технологическим картам
• работа по образцу изделия
        Для того, чтобы сформировать у учащихся необходимые компетенции большое значение  уделяется развитию самостоятельности у учащихся на уроках профессионально-трудового обучения.
     Самостоятельное выполнение практических заданий на уроках швейного дела представляет большую трудность для учащихся.  Это выражается в неумении пользоваться инструкциями (устными и письменными), чертежами, образцами и моделями, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности и  описании процесса выполнения изделия.
       Важным фактором в воспитании у учащихся самостоятельности в труде является привитие им навыков планирования предстоящей работы, главным образом в отношении установления последовательности выполнения отдельных операций по изготовлению изделия.
     Для самостоятельного выполнения трудового задания по швейному делу    выпускники специальной (коррекционной)  школы, кроме умения выполнять ручные и машинные швы должны:
• разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;
• знать контурные срезы изделий и их названия;
• выполнять задания по инструкции /письменной и устной/ и по образцу.
    Важным и необходимым условием является знание учащимися технологических особенностей материалов, оборудования, швейных машин. Несмотря на то, что учащиеся усваивают эти знания, применение полученных знаний, умений, навыков для них представляет значительные трудности.
        Для решения этой проблемы необходимо построить обучение таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной сознательной, а не механической работы детей при выполнении ими практических заданий по труду, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс изготовления вещи или ее детали. Сознательно выполняя практические задания по труду, дети приучаются работать самостоятельно.
      Работа, направленная на повышение активности и самостоятельности учащихся на уроках профессионально- трудового обучения состоит из нескольких этапов:
1. Вовлечение учащихся в практическую деятельность.
2. Формирование мотивации к изучению данного предмета.
3. Постепенное усложнение заданий.
    В процессе работы используются следующие методы и приемы:
1. Метод словесного сообщения ( рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником).
2. Наглядные методы ( демонстрация приемов работы, показ образцов и моделей, анализ условных изображений).
3. Практические методы ( упражнения, лабораторные и практические работы).
4. Метод проектов ( творческие проекты учащихся).
В своей работе опираюсь на следующие принципы:
1. Принцип коррекционной направленности обучения. Исправление и ослабление недостатков психофизического развития детей, формирование обобщенных учебных и трудовых умений и развития самостоятельности учащихся.
2. Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения. Формирование у школьников нравственных представлений и понятий.
3. Принцип научности и доступности. Знания, которые необходимо усвоить учащимся не должны противоречить объективным научным знаниям, обучение должно быть построено с учетом реальных возможностей учащихся.
4. Принцип систематичности и последовательности в обучении. Знания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, т. е. более успешно применять на практике.
5. Принцип связи обучения с жизнью. Предполагает опору в обучении на жизненный опыт детей и подготовку их к самостоятельной жизни.
6. Принцип наглядности в обучении. Привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков. Обогащение учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.
7. Принцип сознательности и активности. Понимание учащимися изучаемого учебного материала: сущности усваиваемых понятий, смысла трудовых действий, приемов и операций. Сознательное усвоение знаний и навыков обеспечивает успешное применение их в практической деятельности, предотвращает формализм, способствует превращения знаний в устойчивые убеждения.
8. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Учет индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.
9. Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков. Предполагает углубление и закрепление осмысленных знаний и превращение умений в навыки.
      Грамотный коррекционно-педагогический подход предполагает изучение сформированности навыков самостоятельной деятельности умственно отсталых учащихся при специально организованном исследовании.  
      По результатам диагностики были сформированы три группы учащихся с разным уровнем сформированности навыков самостоятельной деятельности и разработана система  заданий, упражнений для самостоятельного выполнения разных групп детей.
Работа по развитию у учащихся самостоятельности и активности на уроках швейного дела ведется по следующим направлениям :
          1.Формирование умения давать словесный отчет о проделанной работе, после выполнения задания.  Рассказать о способе выполнения предстоящей работы.
         2.Усвоение навыков составления плана выполнения задания (устно и письменно).
        3.Обучение умению выполнять задания по образцу (готовому изделию и рисунку).
      Приучаю учащихся сознательно подходить к выполнению заданий.  В начале каждой темы на первом уроке объясняю способ выполнения задания, способы обработки, применение. Затем предлагается проанализировать последовательность выполнения, составляется коллективный план работы. После этого учащимся предлагается приступить к выполнению задания.   Следующий этап – составление отчета о проделанной работе. Формирование умения давать словесный отчет о проделанной работе способствует запоминанию детьми программного материала, а значит, способствует воспитанию у них умения быть самостоятельными при выполнении трудовых операций.
         Кроме словесного плана, для облегчения понимания учащимися последовательности изготовления, использую наглядный план
        Четкой организации практических работ  повышению самостоятельности учащихся при выполнении практических заданий способствует использование технологических карт. В технологической карте представлена  поэтапная технология изготовления изделия, с описанием всех этапов работы.
       Анализ образца учащиеся проводят по вопросам учителя и самостоятельно. Степень самостоятельности зависит от новизны работы, места уроков в общей ступени обучения, от умения учащихся использовать специальную терминологию в своей речи. Анализируемый предмет учащиеся рассматривают  вблизи, осматривают со всех сторон. Если изделие анализируется по вопросам учителя, то  формулирую  вопросы так, чтобы учащиеся, используя вопрос, смогли четко правильно дать на него ответ.
        Для успешного выполнения учащимися практической работы,  считаю необходимым  анализ образца и предварительное планирование.  Учащимся необходимо представить, какие операции, в какой последовательности и каким образом предстоит выполнить, какие материалы при этом следует использовать, какими инструментами работать и что должно получиться в результате. И все это следует вовлекать в соответствующую речевую форму. В начале обучения  объясняю выполнение каждой операции, отдельно чередуя показ приемов со словесной инструкцией. Этот прием помогает решать такую задачу, как накопление пассивного словаря, необходимой терминологии и постепенное включение новых слов в активный словарь. В дальнейшем  учащиеся обретают умение планировать ближайшую операцию.
      В последующей работе школьники учатся составлять план работы в коллективной беседе по вопросам учителя. Вопросы должны быть направлены на уточнение операций, основных моментов деятельности. Впоследствии,  сокращаю свою помощь на  уроке, лишь стимулируя планирование.
       Также на уроках швейного дела для воспитания самостоятельности учащихся использую работу по усвоению терминологии : учебно-наглядные пособия  ) игры, алгоритмы, опорные слова, словарная работа.
    Словарная работа на уроках ведется в три этапа: 1) обогащение словаря за счет введения новой лексической единицы; 2) уточнение значения уже известных слов; 3) активизация активного словаря учащихся.
Для работы по всем этим направлениям применяю следующие упражнения:
Название предметов и их частей. Например, работа по карточкам "Чего не
хватает" по теме "Моделирования поясных изделий", учащиеся называют отдельные детали и указывают на недостающую часть, работая с  карточкой "Что лишнее" по теме "Изучение и конструирование плечевых изделий", учащиеся производят своего рода группировку, сортировку изделий.
Для закрепления и повторения программного материала использую карточки, тестовые задания.
      Использование тестов для проверки знаний учащихся повышает их объективность, позволяет определить уровень самостоятельной работы. В основном использую задания закрытого типа, которые предоставляют возможность учащемуся выбрать правильный ответ.   Тестовый контроль помогает реализовывать самоконтроль, самостоятельно совершенствовать и углублять знания, способствует систематической подготовке к заданиям, следовательно, способствует развитию самостоятельности и активности учащихся.
    Особая роль в развитие активности самостоятельности отводится методу проектов. Метод проектов способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, поднятию имиджа среди сверстников.
      Очень важно не только пробудить у детей желание «хочу знать», но и подвести их к следующему этапу –«хочу сделать», «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сам».
    Работу над проектом начинаю с предварительного изучения теоретических сведений. Знакомлю учащихся с понятием творческий проект, классификацией проектов по содержанию.
    Творческий проект – это итоговая самостоятельная работа учащихся, выполненная под руководством учителя.
   В результате выполнения проектов у школьников воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, ответственность, коммуникабельность, изобретательность; формируются положительные потребности, интересы, что способствует их самоопределению и самореализации.
     При работе над проектом учащиеся задумываются над вопросами «На что я способен?»,«Чему я смогу научиться, где я могу применить полученные знания». Этот факт играет большую роль в профессиональном самоопределении школьников.
При работе над проектом оказываю помощь учащимся на всех этапах проекта, а именно:
• Оказываю помощь в выборе проекта;
• наблюдаю за ходом работы учащихся;
• оказываю помощь учащимся и стимулирую их учебно-трудовую деятельность;
• поддерживаю рабочую обстановку в классе;
• оцениваю учебно-трудовую деятельность на каждом этапе;
           Таким образом, развитие самостоятельности учащихся на уроках швейного дела происходит при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному, от конкретного к абстрактному. Наиболее эффективным является такой путь воспитания самостоятельности у учащихся коррекционной школы, когда формирование у детей умения давать словесный отчет, составлять план работы, выполнять задания по образцу, рисунку и письменной инструкции проходит по нескольким этапам: сначала обучение проводится на материале, знакомом учащимся, затем - на частично знакомом и только после этого - на новом материале.
Результативность работы.
     Результатом своей работы считаю результаты сравнительной педагогической диагностики учащихся 8 класса, повышения уровня сформированности навыков самостоятельности. Хорошую успеваемость по швейному делу .
    Учащиеся успешно усваивают программный материал, ученицы 8-9 классов умеют самостоятельно планировать и выполнять работу. Успешно выполняют контрольные и самостоятельные работы. Могут самостоятельно выполнить изделия, предусмотренные программой швейного дела ( постельное белье,  блузка, юбка, платье несложного покроя).
    Учащиеся успешно сдают экзамены, показывая хорошие знания как в теоретической, так и практической части итоговой работы.
Каждый год в школе проводится праздник труда  где учащиеся  являются активными участниками, педагогического процесса. Самостоятельно выполняют задания, готовятся к традиционному показу моделей. Проведение этого мероприятия способствует развитию творческого потенциала учащихся, играет роль в формировании профессионального самоопределения школьников.  
 Также учащиеся ежегодно принимают участие во внутришкольном конкурсе «Лучший по профессии», в ходе которого ученицы не только выполняют изделия, но и знакомятся с профессиями швейного производства, что способствует их дальнейшему профессиональному самоопределению. Так, ежегодно выпускницы 9 класса поступают в профессиональные училища г.Барыша и получают специальность швеи.
       


 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню