Коррекционное развитие способностей учащихся - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

Коррекционное развитие способностей учащихся

Сведения об образовательной организации > Образование > Трудовое обучение

Коррекционное развитие способностей учащихся на уроках профессионального - трудового обучения для школ VIII вида.

Образование детей с ограниченными возможностями предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей условия для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Такие условия предоставляют специальные – коррекционные образовательные учреждения

Задача специальной (коррекционной) школы – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с последующей интеграцией их в общество, т.е. успешная социализация.
Цель учителя трудового обучения в коррекционной школе – это формирование умений, необходимых для успешной социально – трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи для достижения данной цели в процессе обучения:
- формировать доступные школьникам технические и технологические знания;
- развивать обще-трудовые умения, то есть: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
- обучать школьников профессиональным приемам труда и прививать им соответствующие трудовые навыки;
- воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство долга, и др.);
Коррекционное развитие психофизических функций учащихся посредством трудовой подготовки.


-Формировать доступные школьникам технические и технологические знания;
- развивать обще-трудовые умения, то есть умения: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
- обучать школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности и прививать им соответствующие трудовые навыки;
- воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство долга, и др.);
- формировать коммуникативные умения;
- формировать мобильность.
Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встает ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Чтобы добиться успеха в своей работе, я тщательно подбираю эффективные технологии и методы обучения.
Для более или менее самостоятельного выполнения трудового задания, кроме владения некоторыми навыками работы с инструментами, материалами, ученик обязательно должен уметь выполнять некоторые специальные и общие умственные операции. К ним в первую очередь следует отнести:
1) усвоение (осознание) цели работы;
2) усвоение порядка операций, необходимых для изготовления вещи;
3) умение производить оценку своей работы».
В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями в трудовой и познавательной деятельности. Как писал С.Л. Мирский «Сравнительно высокие возможности мыслительных процессов на уроках труда объясняются тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю учителя». Через специальные уроки и практические занятия, при помощи общественного полезного труда, вырабатываются у школьников с проблемами в развитии знания и умения, необходимые для успешной социально-трудовой адаптации.
Трудовая подготовка учащихся с ограниченными возможностями – это система, включающая весь комплекс учебно-воспитательной работы, направленный на развитие учащихся.
Один из самых значимых принципов, на котором построено обучение в коррекционной школе -коррекционно – развивающий, который направлен на коррекцию недостатков и развитие психофизических качеств детей с интеллектуальной недостаточностью.
Коррекционная работа включает в себя деятельность учащихся, которая продвигает их в развитии. К основным моментам такой деятельности относится понимание учебного материала, связь теоретического материала с практической работой, развитие самостоятельности учащихся в выполнении учебных заданий и умения контролировать их результаты.
Для учащихся с ограниченными возможностями характерны существенные недостатки, охватывающие различные стороны психики. Однако любые отклонения, проявляясь в различных психофизических процессах и свойствах личности школьника, не находятся на одном уровне по отношению к нормальному развитию: одни из них значительно отличают ученика с проблемами в развитии, другие менее существенны, они меньше влияют на трудовую подготовку. Например, между учеником вспомогательной и массовой школы одинакового возраста обнаруживается большая разница в способности к абстрактно- логическому мышлению (в установлении закономерностей, причинно–следственных связей), но эта разница значительно сокращается в отношении наглядно – действенного мышления. Ученик с интеллектуальной недостаточностью ограничен в своих возможностях формирования таких черт личности, как широта интересов и духовных потребностей, мировоззрение, но может не уступать умственно полноценным в отношении добросовестности, прилежания в труде и в наличии других качеств личности. У большинства учащихся специальных (коррекционных) отсутствуют такие нарушения физического развития, которые бы существенно мешали их трудовому обучению и воспитанию. Таким образом, психофизические особенности этих детей таковы, что наряду со значительными дефектами у них обнаруживаются более сохранные стороны личности. Это положение позволяет осуществлять трудовую подготовку учащихся с недостатком интеллекта по двум направлениям:
• опора на сохранные способности;
• расширение возможностей учащихся в трудовой деятельности.
Для решения задач на уроках столярного дела я разработал систему упражнений направленных на коррекционное развитие психических функций учащихся.
Примеры упражнений направленных на коррекционное развитие психических функций учащихся на уроках столярного дела

Задания на развитие памяти
№ 1. «Пословица»
Один ученик начинает пословицу о труде, второй заканчивает и говорит начало второй пословицы и т.д.
№ 2. «Запомни»
Прочитать вслух описание изделия, записать по памяти.
№ 3. «Запиши»
Записать как можно больше слов относящихся например к теме « Столярные изделия»:
а. полка;
б. киянка;
и др.
№ 4.«Запомни предметы»
Запомнить разложенные на столе предметы. После изменения определить, что изменилось.
№ 5. «Зарисуй по памяти»
Зарисовать изделия, зачитанный вслух учителем.
Упражнения на развитие мышления.

№ 1 «Выдели общее»
Предлагается ряд столярных изделий. Надо выделить общее, что имеется в этих изделиях.
№ 2. «Сравни»
Предлагается два ряда изделий, одного вида, отличающиеся некоторыми незначительными деталями:
а) что общего между первым и вторым рядом;
б) сравни, чем отличаются изделия первого и второго ряда;
в) чем отличаются изделия первого ряда друг от друга.
№ 3. «Классификация»
Даны пять словарных слов. Четыре из них объединены общим
признаком, пятое – лишнее.
Например:
задник, полочка, угол, киянка, стык.
стамеска, угольник, молоток, ножовка, гвоздь.
№ 4. «Заполни пропавшие буквы»
Даны словарные слова с пропущенными буквами.
Например:
в…л…к…о (волокно);
п...л…а (полка);
п..л...т..о (полотно).
№ 5 «Кроссворд»
а) Предлагается кроссворд, составленный по изучаемой теме.
б) Кроссворд на закрепление терминологии.
Упражнения на развитие восприятия.

№ 1. «Восприятие величины предметов»
Предлагаются определить на глаз размер линий, предметов.
№ 2. «Найди 10 различий» (объем восприятия)
Предлагаются два одинаковых рисунка изделия с мелкими различиями. Показывать в течение одной минуты, затем рисунки убрать. Написать на листе бумаги все найденные различия.
Упражнения на развитие внимания

№ 1. «Исправь ошибку»
а) Предлагаются словарные слова по теме с ошибками.
б) Предлагается эскиз изделия и описание его вида с ошибкой.
№ 2. «Найди 10 различий»
Предлагаются 2 одинаковых рисунка изделия с мелкими различиями.
№ 3. «Найди общее»
Предлагается два разных эскиза изделий. Найти общие детали, которые имеются в этих изделиях.
№ 4. «Что лишнее?»
Предлагается эскиз изделия, в котором есть лишние детали, которые необходимо найти.
№ 5. «Найди детали»
Предлагаются несколько видов изделий и отдельно нарисованные мелкие детали изделия. Надо найти эти мелкие детали в изделиях.
Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесса. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. Однако эта среда имеет сложную структуру и ученик в силу  первичного дефекта лишен самостоятельной социализации. Поэтому образовательное учреждение при организации учебного процесса должен руководствоваться следующими принципами:
1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков  в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;
2) использование проблемных ситуаций является наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала;
3)  методы обучения и виды учебной деятельности на уроке должны быть разнообразны;
4) на уроке должно присутствовать рациональное сочетание слова, наглядности и действия;
5) трудовое воспитание и обучение не должно ограничиваться общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости, оно должно иметь профессиональную направленность;
6) вся система коррекционной работы должна осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.
Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в специальной школе предполагает воспитательную и коррекционную цели.
Коррекционно– развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п.
В постановке коррекционной цели следует  отражать два момента: что развивать и с помощью чего.
        Воспитывающая цель урока проявляется в воспитании у учащихся настойчивости, терпения, чувства коллективизма и др.
Основные дидактические требования к уроку в школе VIII вида.
Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
Урок в школе VIII вида должен быть воспитывающим и развивающим.
На каждом уроке в школе VIII вида должна вестись коррекционно-развивающая работа.
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
На уроке в школе VIII вида должны осуществляться межпредметные связи.
Урок в школе VIII вида должен быть оснащен:


1.
техническими средствами обучения;
2.
дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы и т.п.);
3.
весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

1.
проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
2.
соответствие мебели возрасту детей;
3.
соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
4.
соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
5.
соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Урок в школе VIII вида должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

1.
оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
2.
способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

Специальные требования к уроку в школе VIII вида:

1.
Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
2.
Упрощение структуры ЗУН(знаний, умений, навыков) в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
3.
Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
4.
Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
5.
Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
6.
Опора на более развитые способности ребенка;
7.
Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке в школе VIII вида заключается в следующем:

1.
рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
2.
выбор цели и средств ее достижения;
3.
регулирование действий учеников;
4.
побуждение учащихся к деятельности на уроке;
5.
развитие интереса к уроку;
6.
чередование труда и отдыха.

В образовательном учреждении VIII вида наиболее распространенным является комбинированный урок, из-за малых порций новых знаний, наличия времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.
Этапы комбинированного урока:
- организация начала урока;
- проверка усвоения ранее изученного и домашнего задания;
- сообщение целей и задач урока;
- объяснение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью;
- закрепление материалов;
- подведение итогов урока;
- сообщение домашнего задания.
Для начала урока учитель подбирает задания, которые активизируют или успокаивают детей.  
Проверка домашнего задания - это процесс больше закрепления знаний, чем контроль усвоенного.
Следующий этап урока - объяснение нового материала. Для успешного обучения детей с нарушением интеллекта учителю необходимо не только обеспечить правильное соединение методов и средств обучения, но также определить оптимальную продолжительность и  целесообразность организации деятельности учащихся в течение всего урока.
Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности. У умственно отсталого ребенка фаза пониженной работоспособности растянута, а фаза повышенной сильно сокращена, Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.
При организации урока учитывается индивидуальный темп работы ученика, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.п. Каждый урок требует от учителя контроля учебной деятельности, который позволяет определить усвоение детьми учебного материала, уровень сформированности их умений и навыков. В этом педагогу помогает анализ урока.    
Типы урока в школе VIII вида
В практике специальных школ VIII вида различают пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.
1. Пропедевтический урок в школе VIII вида.
Пропедевтический урок в школе VIII вида используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности (в первом классе), для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика.
2. Урок изучения нового материала в школе VIII вида.
Урок изучения нового материал в школе VIII вида это - процесс длительный. Овладение чтением, письмом осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в практическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.
3. Урок закрепления знаний в школе VIII вида.
Урок, направленный на закрепление знаний в школах VIII вида, очень важны для детей. Они помогают знаниям не «пройти мимо» учащихся, а отложиться в памяти и навыках детей.
4. Урок обобщения и систематизации знаний в школе VIII вида.
В целях предупреждения забывания проводятся уроки обобщения и систематизации знаний. На этом уроке в школе VIII вида объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебного материала такие типы уроков в школе VIII вида используются для повторения. На этих уроках осуществляется коррекция сниженного уровня отвлечения и обобщения.
5. Урок проверки и оценки знаний в школе VIII вида.
Урок проверки и оценки знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на решение познавательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип урока в школе VIII вида практической работой в классе.
6. Коррекционный урок в школе VIII вида.
Коррекционный урок в школе VIII вида применяют для практической реализации коррекции речи, понятий, координации, действий, письма и т.д.  При этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов.
6. Комбинированный урок в школе VIII вида.
В практике работы специальной школы VIII вида чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков.
Схема общепедагогического анализа урока:
1. Место данного урока в системе уроков по теме.
2. Организация урока:
а) тип урока;
б) структура урока, его отдельные элементы;
в) подготовленность класса к уроку;
г) организация учащихся для активной работы на протяжении урока: сочетание фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной работы на уроке;
д) плотность урока, рациональное использование времени.
3. Содержание урока:
а) научность материала;
б) правильность подбора материала для различных этапов урока;
в) соответствие содержания урока требованиям программы;
г) воспитательная направленность урока;
д) связь теории с практикой;
е) межпредметные связи.
4. Методика проведения урока:
а) оборудование урока, наглядность урока;
б) методы и приемы;
в) работа с отстающими учениками;
г) система оценки знаний учащихся.
5. Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными учениками.
6. Работа и поведение учащихся на уроке.
7. Как будет учтен опыт данного урока в вашей дальнейшей работе.

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню