Выступление на МО « Профориентационная работа с выпускниками школы – интернат» - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

Выступление на МО « Профориентационная работа с выпускниками школы – интернат»

Сведения об образовательной организации > Образование

Выступление на МО по теме « Профориентационная работа с выпускниками школы – интернат»

                                                       Подготовил: Самсонова Л.В.

Актуальность профориентационной помощи воспитанникам с ОВЗ очевидна. Важнейшая задача школы – интерната, это формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие воспитанники, какую профессию они изберут, где будут работать.
Профориентация – это определенная система мероприятий, направленных на наиболее эффективное решение проблемы сопряжения человека и профессии. Это система психолого-педагогических, медицинских и государственных мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, избрать свою профессию с учетом своих интересов, способностей и возможностей.
Вопрос «Кем быть?» - один из главных для каждого молодого человека. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворённость процессом труда и его результатами возможность максимального проявления творчества, положительного эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.
Тема  не случайна, так как группа является уже  выпускной, то и проблема профессионального самоопределения является актуальной.  Смысл профориентационной работы заключается в том, чтобы помочь детям с ОВЗ, правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.
Цель - познакомить воспитанников с миром профессий, оказать помощь в выборе рабочей профессии.
Задачи:
• познакомить с видами и особенностями рабочих профессий;
• провести диагностические исследования детей с целью выявления особенностей, склонностей, интересов личности
• сформировать профессиональные и личные качества, для профессионального самоопределения
           

Система педагогической работы по профориентации.

В нее входят мероприятия направленные на профессиональное самоопределение воспитанников.Программные занятия внесены в план - сетку воспитательной работы в направление «Труд». Теоретические занятия сочетаются с практическими. Система воспитательной работы строится так, что воспитанники закрепляют материал не только на профориентационных занятиях, но и в повседневной жизни (оказание помощи взрослым по ремонту: мебели, косметическому ремонту, подклейка обоев, ремонт дверных ручек, закрепление стендов и т. д.), обслуживающий труд (уборка жилых помещений, территории, выполняют поручения).
                              

Профориентационные занятия:

В проведение занятий по профориентации воспитанников продумываю цель и подбираю методы, средства. Ставим образовательные, воспитательные, коррекционные и профориентационные задачи. Учитываем содержания и характер изучаемого материала, возрастные особенности воспитанников и уровень их профориентационной готовности.
В содержание каждого занятия включаем, информационный блок, вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, также практические игры, упражнения, которые делают занятие более интересными и динамичными. Такие занятия углубляют и расширяют знания воспитанников, повышают их интерес к выбору профессии.

В структуре воспитательных занятий по профориентационной работе использую различные методы, их можно условно разделить на 4 блока:
• Информационный блок. Входят методы ознакомительной профориентационной работы (Рассказы, объяснения, беседы, встречи с людьми разных профессий, общение, просмотр презентаций, фильмов.)
• Практический блок. Входят методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность учащихся по подготовке к выбору профессий ( профориентационные игры, практические пробы, упражнения, практические работы, экскурсии, участие в различных конкурсах, разработка проектов)
• Диагностический блок. Входят методы изучения личности воспитанников в целях профориентации (анкетирование, тестирование, наблюдение за деятельностью)
Диагностика проводится 3 раза в год (Входящая, промежуточная и итоговая), анкетирование проводятся 1 раз в четверть и по необходимости (например, на занятие)
• Профориентационное консультирование. Связь со специалистами школы – интерната: администрацией, библиотекарем, социальным педагогом, психологом, врачом.

Рассмотрим наиболее характерные методы и их применение.

Рассказ.  Этот метод я  применяю при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессий к психофизиологическим особенностям личности и другие.
Объяснение использую для сообщения, например, воспитанникам правил выбора профессии; особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий; последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций.
Профориентационная беседа – наиболее распространённый метод. Дается  задание, например, собрать информацию о данной профессии (из бесед со знакомыми или другими выпускниками, используя литературные источники, передачи по телевидению, и др.).    
Большую роль в работе по профориентации играют профориентационные занятия. На этих занятиях я применяю различные методы: беседа, рассказ, объяснение, профориентационные игры и упражнения ( Профессия каменщик»)…..
Вот, например,  профориентационные игры и упражнения, которые я провожу в своей группе:
         Упражнение «Профессия на букву…»
Цель:  актуализация уже имеющихся знаний о профессиях;
расширение знаний о мире профессионального труда.
          Упражнение «День из жизни…»
       Цель: повысить уровень осознания участниками типичного и специфичного в профессиональной деятельности различных специалистов.
Экскурсия – одна из важнейших форм по ознакомлению учащихся с организацией производства, основными профессиями различных предприятий. ( в столовую, медучреждения)
Час общения -  также служат одной из форм профессионального просвещения учащихся, они стимулируют их познавательную активность. Темы общения могут быть разнообразными, например: («Каким я представляю современного рабочего», «Мой первый рабочий день?».
Важной формой воспитательной работы по профессиональному просвещению учащихся является просмотр и обсуждение кинофильмов и презентаций  профориентационного содержания: «Девчата», «Высота» и другие.  Целесообразно в целях профориентации использовать телепередачи «Фазенда», «С новым домом», «Субботник», где знакомят с профессией столяра-плотника, строителя, каменщика, дизайнера и т. п.
 К основным методам профориентационной работы по организации целенаправленной деятельности учащихся по подготовке их к сознательному выбору профессии относятся в основном практические работы и занятия: оказание помощи взрослым по ремонту: мебели, косметическому ремонту
( шпаклевание стен, подклейка обоев, ремонт дверных ручек, закрепление стендов и т. д.), обслуживающий труд (уборка жилых помещений, территории).
• индивидуальные занятия, цель которых, расширения представлений о возможностях использования своих склонностей и способностей.  При этом я учитываю особенности интересов и увлечений воспитанников.
• участие в кружках и выставках поделок по декоративно-прикладному творчеству. Способны оказать значительную помощь воспитанников в выборе профессии.  В процессе ознакомлениями воспитанников с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности и самостоятельности. Достигается это организацией занятий в соответствии с интересами, желаниями самих воспитанников.  
Одна из важнейших задач профориентационной работы, проводимой педагогом это – изучение личности школьников, без чего невозможно ориентировать воспитанников на выбор соответствующих профессий.
            В своей работе использую  следующие методы:
• беседу
• анкетирование
• наблюдение
• практический
• анализ результатов деятельности воспитанников.

Индивидуальная работа проводится в час саморазвития. На индивидуальных занятиях расширяю у воспитанника представления о возможностях использования своих склонностей и способностей, интересов, увлечений – беседую с воспитанником, предлагаю изготовить различные поделки, выполнить поручения, при этом использую индивидуально – дифференцированный подход. Учитывая их психофизические особенности в различных видах выполняемых работ, как письменных, заполнение анкет, тестов, так и при выполнение практических заданий, так и при усвоение программного материала. Дифференциация воспитанников по группам позволяет точнее определять средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциальный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно, а следовательно, и более эффективно.)  
Важную роль в осуществлении профессионального самоопределения каждого воспитанника играет педагог. Поэтому, каждый ученик знает о существовании массовых рабочих профессий, в определённой мере знает, чем занимаются рабочие.  Но одно дело – знать, а другое – самому выполнить работу, изготовить изделие, которое будет полезно окружающим.  Ни с чем не сравнить возникающее у человека, а особенно у подростков, чувства радости, гордости от выполненной работы. Именно поэтому перед педагогом стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем и в привычку трудиться, приносить пользу людям, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.
В своей работе использую, такие формы и методы деятельности, которые бы обеспечили наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и особенно трудовыми умениями.
На занятиях наблюдаю за каждым учеником, вижу его отношение к работе, выделяю его интересы и способности, что так необходимо в проведении профориентационной работы.    
Осуществление в школе - интернате трудового воспитания даёт возможность педагогам нашей школы решать задачи профориентационной работы с воспитанниками. А именно:
• формировать у воспитанников профессиональные знания и умения, вызывающие интерес к профессиональному труду.
• воспитывать профессионально важные качества личности (трудолюбие, дисциплинированность).
• сами же учащиеся получают возможность заочно знакомиться с выбранной профессией.
• углубленное ознакомление учащихся с профессиями, соответствующими их способностям.
• оказание помощи в выборе профессии и места дальнейшей учёбы.
Всё это помогает молодому человеку самому сделать выбор будущей профессии.
Осознанный выбор профессии – одно из важнейших условий развития самой личности молодого человека, возможности проявления им в полной мере своих способностей. Правильно выбранная молодым человеком профессия позволяет ему занять своё место в обществе, с наибольшей эффективностью применять свои знания, умения и навыки. Все это необходимо для полноценной жизнедеятельности в целом.          

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню