Выступление «Социализация детей с О В З через духовно -нравственное воспитание» - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

Выступление «Социализация детей с О В З через духовно -нравственное воспитание»

Сведения об образовательной организации > Образование

Выступление на пед. совете по теме «Социализация детей с ОВЗ через духовно -нравственное воспитание»

                                                   Воспитатель: Самсонова Л.В.

Сегодня все больше внимания уделяется проблемам духовно-нравственного воспитания, поиску путей, оптимизирующих этот процесс. Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью.
Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с ОВЗ является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем.
Усвоение ребенком ОВЗ принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. Социализация – это процесс, включающий в себя усвоение личности социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
Роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика, поскольку это способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, способствует снижению числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество неблагополучных семей.
В основе усвоения нравственных норм и овладения навыками правильного поведения лежат нравственные чувства, нравственные представления и привычка к правильному поведению.

  В первую очередь необходимо организовать поведение детей. Поэтому, стараюсь правильно сочетать  посильные требования к поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и оценкой неправильных ,что может  в достаточной мере упорядочить их поведение и постепенно формировать у них привычку организованного, правильного поведения.
Так, во время одевания детей на прогулку учу  их действовать спокойно, не мешать друг другу, при необходимости ждать товарищей, обращаться за помощью и оказывать ее;  в игре детей приучаю не вырывать игрушки друг у друга, играть рядом, а затем и вместе.
  Детей знакомлю  с нравственными и безнравственными поступками, объясняю их смысл,  учу давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок. Чтобы нравственные представления  детей стали подлинными, необходимо использовать все подобные ситуации, привлекая к ним внимание детей, организуя их помощь и оценивая ее.
Нравственные чувства у детей могут возникнуть лишь на базе осмысленных нравственных представлений.
Они связаны с правильной оценкой ситуации. Я стараюсь  постоянно анализировать с детьми реальные ситуации, обращать внимание на их смысл, организовать правильную реакцию и поступки детей.  
Для того чтобы у детей появились нравственные черты личности, с ними проводиться  ежедневная работа. Если ребенок обидел другого ребенка, его поступок не должен пройти незамеченным. Если же один ребенок помог  другому ребенку, то его поступок должен быть одобрен. Более того, необходимо в двух–трех фразах обсудить моменты отзывчивости и взаимопомощи, которые наблюдались только что. Взаимопомощь детей надо постоянно организовывать и поощрять. Можно поручить мальчикам помочь девочкам  , старшим помочь  малышам  и т.д., при этом фиксировать внимание детей на том, что это и есть оказание помощи
.

Глубоко убеждена, что необходимо с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделять боль любого живого существа, будь то человек, птица ,животное или растение. Говорю ребятам, что, понимая тех, кто рядом с нами, помогая им и поддерживая, мы исцеляем и наши собственные души благодаря доброте и участию. Надо только вовремя успеть помочь нуждающимся, и ты станешь лучше, чище, сердечнее.
Детей учу  коллективным взаимоотношениям в  организованной деятельности . Особое место занимают здесь занятия по бытовому труду, участие в мероприятиях
, изготовление коллективных поделок, рисунков, картин. Развитие коллективных взаимоотношений способствует формированию у детей взаимопомощи и отзывчивости. Большая роль отводится игре и игровым упражнениям .В игровых упражнениях и играх успешно отрабатываются следующие навыки:
1) пользование предметами быта (телефоном, компьютером и т.д.);
2) пользование объектами инфраструктуры (покупка в магазине, сообщение сведений о себе родным или работникам экстренных служб и т.д.);
3) обеспечение безопасности (поведение в разных ситуациях);
4) общение со сверстниками, взрослыми;
5) общение с родителями (когда требуется договориться с ними, в том числе в случае отрицательного ответа) Лучшая модель»..
Игры развивают доброжелательность, отзывчивость, чувствительность к ощущениям или точке зрения сверстника, умение высказать своё мнение, не ущемляя при этом интересы и достоинство других детей.
«Отгадай, кто герой».
«Тень»,
«Разговор с иностранцем»,
«Волшебное зеркальце»,
«День рождения»
Игра «Рай и ад»
Упражнение «Я сильный – я слабый» «Что чувствуете?»
«Встреча солнца».
«Найди своего друга».
«Слово – не воробей».
«Кто прав?»..
в играх происходит освоение человеческих отношений, социальных форм поведения, ценностей своей культуры, традиций, необходимых для продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, развитие позитивного самосознания.
Для того чтобы у детей появились эти нравственные черты личности, с ними проводиться  ежедневная работа. Если ребенок обидел другого ребенка, его поступок не должен пройти незамеченным. Если же один ребенок помог  другому ребенку, то его поступок должен быть одобрен. Более того, необходимо в двух–трех фразах обсудить моменты отзывчивости и взаимопомощи, которые наблюдались только что. Взаимопомощь детей надо постоянно организовывать и поощрять. Можно поручить мальчикам помочь девочкам  , старшим помочь  малышам  и т.д., при этом фиксировать внимание детей на том, что это и есть оказание помощи
.

Глубоко убеждена, что необходимо с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделять боль любого живого существа, будь то человек, птица или животное или растение. Говорю ребятам, что, понимая тех, кто рядом с нами, помогая им и поддерживая, мы исцеляем и наши собственные души благодаря доброте и участию. Надо только вовремя успеть помочь нуждающимся, и ты станешь лучше, чище, сердечнее.
Представление о взаимопомощи и отзывчивости милосердии , сострадании необходимо обогащать и расширять с помощью литературных примеров – сказок, рассказов
, притч.

Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
 Сказка является одним из важных социально-педагогических средств развития личности. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию.
Очень часто  я использую притчи. Притча - это прекрасное, эффективное средство воспитания . Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи задуматься…
С древних времен притчи применяли для обучения, культурного и нравственного воспитания и детей, и взрослых... Эти короткие истории, написанные мудро и трогательно, завораживают и затрагивают какую-то нежную струну души - там, где-то в глубине.
Я предлагаю вашему вниманию серию занятий  «Лепестки моей души» с использованием притч. Содержание разделов к занятий  может варьироваться в зависимости от проблем, которые существуют в детском коллективе. Ниже предлагается примерная тематика этих разделов:
Радость и горе
«Цветок радости»
«Испытание или помощь?»
«Счастливый человек»
«Когда на сердце спокойно»
II. Доброта и величие характера
«Кто самый достойный?»
«Чему нас учат деревья?»
«Благородство характера»
«Кому помогает небо?»
III. Любовь и дружба
«Лучшее лекарство»
«Как помочь другу?»
«Зачем нужен друг?»
IV. Честность
«Можно ли погубить правду?»
«Не обманывай»
«Опаснейшая ложь»
«Кто украл масло?»
V. Бедность и богатство
«Почему рухнул дом?»
«Первый кусок хлеба»
«Когда любая гавань хороша?»  


Как вы видите, данная тематика может определять тематику занятий.
Работа по формированию социально активной личности ведется  на всех возрастных этапах.
В начальной школе ребенок приобретает опыт общения с педагогами и сверстниками, что помогает ему в дальнейшей жизни. Особое внимание уделяется воспитанию социально-нормативного поведения, формированию умений детей вести себя правильно в разных социальных ролях. С малышами   ведется игротерапия, которая помогает детям увидеть свою связь с социумом, путем тренировок усвоить навыки культурного поведения в школе, в семье и общественных местах.
Основная задача работы с подростками– научить их  общаться , высказывать самостоятельное мнение, анализировать свои поступки и поступки окружающих. Воспитательные занятия  «Я и мы», «Хочу все знать», «Наши рекорды в копилку группы , «Дружная  группа » направлены  на социализацию учащихся, где ведущая роль принадлежит активным практическим формам деятельности. Используются педагогические ситуации, когда ребята осмысливают нравственные понятия, учатся отстаивать свою честь и достоинство, уважая при этом личность другого человека. В групповой деятельности учащиеся осваивают приемы нравственного поведения, учатся решать конфликтные ситуации.
Большую роль в формировании социальной активности старшеклассников играют занятия  «Я – гражданин России»,   «Права и обязанности граж дан» , «Профи» которые помогают осознать социальную ценность права как средства защиты личности в обществе. Данные занятия  с использованием активных и интерактивных форм работы помогают усвоить гуманистические этические ценности, сформировать умение вести себя в различных жизненных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные принципы.
Занятия «Мир души», «Мои жизненные ценности»,  «Лепестки моей души»  воспитывают  такие качест ва личности как   доброта, заботливость, милосердие,сострадание.
Сильное влияние на нравственное развитие оказывает личность педагога. В сознании ребенка откладываются поведение педагога , его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими детьми , при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи своих детей . Воспитатель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется воспитатель , будет зависеть и результат.«Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру, – воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца».    


Вывод:  совершенствование традиционных форм и использование новых методик и технологий позволит создать в образовательных учреждениях воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения воспитанников.
Главный результат, на который очень хочется надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. А это возможно лишь нашими совместными усилиями.


 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню