Рекомендации родителям (аутический спектр) - школа-интернат

Перейти к контенту

Главное меню:

Рекомендации родителям (аутический спектр)

Сведения об образовательной организации > Дистанционное обучение > Психологичекая помощь

Рекомендации родителям ребенка с расстройством
аутистического спектра.

Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок с РАС пытается
адаптироваться в скоротечном современном мире. Хотя формы подобных
расстройств варьируют от легких до тяжелых, многие дети с РАС проявляют
исключительные способности к музыке или других видов искусств.
Аутизм не является результатом плохого воспитания. Аутизм -
это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития  мозга и характеризующееся отклонениями в социальном
взаимодействии и общении, а также стереотипностью в поведении и интересах.
Что можно посоветовать родителям и близким детей с аутизмом?
Если для родителей заметными становятся вышеперечисленные признаки
аутичного типа развития, то обязательно нужно обратиться к детскому
психиатру, чтобы убедиться, насколько эти особенности развития ребенка
имеют основание. Если диагноз ребенку поставлен, то родителям нужно
определиться с программой дальнейшего обучения и развития малыша. Для
этого важно проконсультироваться у специального психолога или
коррекционного педагога, которые имеют опыт работы с такими детьми, могут
предоставить развернутую характеристику состояния психического развития
ребенка, а также определить формы и направления коррекционных занятий для
ребенка.
Родителям нужно набраться терпения, твердо верить в успех и не терять
надежду. Основой успешного преодоления аутизма, является выполнение в
домашних условиях и в условиях специальных центров индивидуальной
программы реабилитации ребенка с РАС. Естественно, главная задача здесь
ложится на плечи родителей. Поэтому первостепенной шагом должно стать
принятие того, что их ребенок имеет данное расстройство. Ведь он не
психически больной человек, у него просто "другой способ видения мира",
ему немного труднее выразить свои чувства. Вот здесь и нужно ему помочь,
поддержать, научить. При правильном, упорном подходе к выполнению
лечебной (реабилитационной) программы дети с РАС показывают отличные
результаты и могут в значительной мере восстанавливаться, адаптироваться к
нормальной жизни. Нередко они обладают даром или талантом в какой-то
области искусства или знания. Гиперчувствительность к звукам и
прикосновениям, задержка речевого развития, неуравновешенность - такие
проблемы развития детей с аутизмом возникают перед родителями особых
детей. Интеллектуальное развитие этих детей достаточно разнообразно. Среди
них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и
неравномерным умственным развитием. Отмечается также как частичная или
общая одаренность, так и умственная отсталость. Первый возрастной кризис
приходится на возраст между двумя и тремя годами, когда каждый ребенок
дифференцирует себя и людей на своих и чужих. В этот период ребенок
начинает узнавать себя в зеркале и говорить о себе в первом лице. Рост
самосознания и стремление к самостоятельности обусловливают частоту
эмоционально-поведенческих расстройств на этом этапе. Стремясь к
независимости, ребенок проявляет негативизм и упрямство на замечания и
запреты взрослых. Для предупреждения эмоциональных и поведенческих
расстройств очень важно, чтобы взрослые относились к малышу бережно, с
большим терпением и уважением. При этом ни в коем случае нельзя подавлять
или запугивать ребенка, необходимо одновременно стимулировать и
организовывать его активность, формировать произвольную регуляцию
поведения. Особенно важное значение в воспитании ребенка с РАС имеет
организация его целенаправленного поведения, четкого распорядка дня,
формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях.
Положительное влияние на развитие ребенка должно происходить комплексно.
Речь идет о том, что в центр внимания должны попадать моторная,
эмоциональная и познавательная сферы. По моторной сфере стоит получить
консультацию специалистов (особенно важно - еще и отработать определенные
навыки), как помогать ребенку в этом направлении. Уметь: активизировать
проявления ребенка, выполнять упражнения на перераспределение мышечного
напряжения, владеть различными способами снятия напряжения, способствовать
гармонизации двигательной активности в целом, поскольку именно она
является основой полноценного и физического, и психического развития.
Советы взрослым из ближнего и дальнего окружения ребенка с
расстройством аутистического спектра.
Применяйте планомерное сотрудничество ребенка со взрослым для того, чтобы
у него перед глазами всегда был эталонный вариант, с которым он мог сравнить
результаты своей деятельности, а также созерцать действия, движения
взрослого, слышать его мысли. Партнерство с ребенком в различных совместных
с ним делах это значит – помогать. успокоить и дать ему чувство защищенности.
• Соблюдайте с детьми постоянное страхование: будьте готовы их
поймать, схватить, подложить руку на опасное место и т.д., будьте готовы
предотвратить возникновение ситуации, которая провоцирует физическую
самоагрессию ребенка. Помните, что некоторые дети могут провоцировать
такие реакции взрослого и при этом испытывать удовольствие и радость.
• Целенаправленно опекайте предметную деятельность и игру ребенка.
Тщательно относитесь к организации и руководству детской деятельностью.
• Используйте большую привязанность ребенка отношению к предметам,
чем к людям. На этой основе косвенно налаживайте диалог с ними, например,
через музыкальные инструменты, танцы, спортивные игры. В то же время
налаживайте слухо-вокальную, слухо-двигательную и зрительно-двигательную
координацию общей и мелкой моторики, формируйте доступный для ребенка
уровень способности синтезировать их в одной деятельности (побуждайте
ребенка к поиску слева-справа, сверху-снизу и т.п.).
• Устраните из окружения ребенка все то, что может напугать его: резкие
звуки (хлопанье дверью, грохот посудой, ссору, громкую музыку); резкие
зрительные впечатления; резкие запахи, грубые обращения и тому подобное.
• Помните, что взгляд взрослого, звуки его голоса, приближения и касания
могут вызвать у ребенка только оборонительную реакцию в виде различных
вариантов отстранения и избегания (предотвращения и отвода глаз, нежелание
слушать, касаться, вступать в любой контакт).
• Поддерживайте элементы общения, попытки вступить в контакт, реакции
на обращение взрослого. При этом всячески учитывайте особенности их
осуществления ребенком, поскольку, несмотря на то, что ребенок «ходит мимо
людей», он никогда не наталкивается на них, может заплакать, когда на него или
при нѐм кричат.
• Систематически используйте возможности арт-терапевтических
средств как социально приемлемого выхода агрессивности и негативных эмоций
ребенка с аутизмом, безопасного способа снятия напряжения, уменьшения
страхов, агрессии и жестокости. Совместное участие в рисовании, в
музыкальных занятиях, в элементарных спортивных играх будет способствовать
формированию осознанного сопереживания и взаимной поддержки

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню